Строго судить давно умершего поэта сегодня нет ни малейшего смысла, но услышать и понять то, что он пытался сказать об опыте взаимодействия с коренными жителями Индостана, давно пора. У меня тоже за десять лет путешествий в Индию накопился определенный багаж знаний о его обитателях, которыми я здесь хочу поделиться с читателями «Сноба». Некоторые пункты из моего списка характерны лишь для отдельных конфессий (т.е. либо для индусов, либо для католиков, мусульман или зороастрийцев). Все такие случаи в тексте оговариваются отдельно. Если нет подобной конкретизации — значит, сказанное в равной мере описывает особенности индийских жителей любой конфессии.

1. Они не мечтают видеть тебя частью своей семьи, или себя — частью твоей цивилизации. При сколько угодно глубоком сближении, взаимопроникновении и даже кровосмешении мы останемся разными.

2. Они уважают цивилизацию, которая за тобой стоит, и все хотят о ней знать. Им нет проблем выучить русский. Но только если ты сам им это предложишь, они станут брать твои уроки.

3. Они не верят тебе и никогда не поверят. Они знают, что ты силен, что твои возможности лежат за гранью их понимания, но они смотрят твой путь по их земле как кино. Хорошему концу они будут рады, плохой их не удивит.

4. Они не были в мире дальше Панджима, Бомбея, Мапсы, своей автобусной остановки. Про мир они знают из кабельного и спутникового ТВ. Рассказав им свой мир, считай, ты их туда свозил.

5. За десять тысяч лет они не научились покрывать голову на солнцепеке. Примерно за три года ты можешь их к этому приучить, но ненадолго. Стоит тебе уехать, как они снимут головные уборы.

6. Они возьмут любой подарок и будут носить его близко к сердцу. Сами они тебе никогда ничего не осмелятся подарить.

7. У них, как правило, нет ни для тебя, ни даже для паспортного стола полного имени-фамилии, понятие ФИО им адски мучительно, они зовутся кличками, вплоть до самого высокого сословия (Махатма Ганди, Пандит Неру). Почти единственный человек после смерти Мохандаса Карамчанда Ганди, у которого есть полное имя — это Аллах Ракха Рахман, композитор. Но при рождении, то есть в бытность хинду, он звался AS Dileep Kumar, и этот AS никак не расшифровывался. Конечно, другие исключения тоже можно вспомнить, вроде Ратана Наваля Таты, но он тоже зороастриец, а не хинду. Правда, Лакшми Нивас Миттал является хинду, и его среднее имя известно полностью. Но не все хинду входят в пятерку богатейших людей мира с личным состоянием в 28,7 миллиарда долларов.

8. Они поголовно дислекты: одно и то же слово (будь то топоним или английское имя нарицательное) будет у них написано полудюжиной разных способов, а читаться еще одним, отличным от написания. Например, столица округа Бардез именуется в устной речи «Мапса», а пишется Mapusa или Mapuca. Слово battery (батарейка) на индийских фабричных упаковках и на корпусе изделия будет писаться как batery, batary, battary, bateri, baterie, batterie.

9. Они никогда не выполнят ни одного взятого на себя обязательства. Вовремя не приедут и не перезвонят, не закажут тебе столик или номер в гостинице, не забронируют билет. Любую цену, которую они тебе назовут, они впоследствии пересмотрят.

10. Чтобы избежать неприятных последствий изложенного в предыдущем пункте, необходимо вступать с ними в близкие дружеские отношения, выделяться для них из общей массы иноверцев и инородцев, стать их кунаком. В таком случае ты не только можешь рассчитывать на безукоснительное соблюдение всех договоренностей, но также на бесплатное обслуживание в кредит и на то, что по первому классу обслужат любого, кто назовется твоим другом. Хотя последнюю рекомендацию ты должен будешь подтвердить личным звонком. Иначе твоему другу элементарно не поверят и не помогут.

11. Они все (включая католиков) убеждены, что участь им в этом рождении досталась хреновая, и мечтают о возможности ее однажды переменить, но абсолютно не готовы для этого ударить пальцем о палец, а будут ждать следующего рождения, даже если они в него не верят.

12. К религиозным предписаниям они относятся более чем наплевательски. Заставить хинду съесть цыпленка или выпить молока элементарно просто. Также легко заставить толпу хинду фотографироваться в храме на фоне лингама и йони, прямо под вывеской о строжайшем запрете фотографирования (та же фигня с мусульманами в мечети Хассан Али в Бомбее). Они все ходят в храмы с включенным мобильником, несмотря на другой строгий запрет.

13. Полиция в любом индийском штате чудовищно коррумпирована и брутальна, но в некоторых вопросах изумительно эффективна. История с поимкой в 20-миллионном Бомбее двух неизвестных иногородних насильников, двумя днями ранее напавших на русскую девочку в Арамболе, абсолютно немыслима в практике большинства полицейских служб мира. Пытки, которым эти насильники подверглись после задержания, ужаснули бы тюремщиков Гуантанамо и Абу-Граиба.

14. По уровню двоемыслия и двуличия индийцы любого вероисповедания дадут сто очков форы обывателю, голосующему за «Единую Россию». Они будут молиться на тебя и пыль с тебя сдувать, а потом проголосуют за партию, требующую вышвырнуть тебя из Индии навсегда. И никаких угрызений совести по этому поводу они не будут испытывать, даже если ты с ними это будешь прямым текстом обсуждать...

15. Впрочем, двоемыслие и двуличие — палка о двух концах. Рантнакар С. Шетгаонкар, недавно избравшийся сельским старостой Моржыма от нацистской партии BJP (главный лозунг: «Иноверцам смерть, иностранцев вон, Индия для арийцев»), основные доходы в последние пять лет получает от бизнеса с русскими в Ашвеме. Он сдает им собственный дом, строит для них виллы, добывает разрешения на открытие бизнесов и сам в этих бизнесах участвует. Так что на программу и платформу своей партии он клал с прибором, как истинный единоросс-приспособленец.

16. Другим следствием двоемыслия является повальный культ Махатмы К. Ганди среди маратхов, избирателей нацистской партии BJP. Именно они в 1948 году убили Ганди, поскольку его учение о веротерпимости и ненасилии противоречило их программе геноцида мусульман и христиан в Индии. Но они выстраиваются в очередь, чтобы поцеловать край одежды Ганди и пожать ему руку, они толпами высыпают на обочину дороги и кричат приветствия, когда он проезжает мимо на своем микроавтобусе. Чтобы не вводить читателя в ступор, уточню, что роль Махатмы Ганди в последние два года исполняет автор этих строк. Я ношу на бритой голове Gandhi cap, мои шорты похожи на его набедренную повязку, на носу у меня очки, а в руке — деревянная палка, поэтому отличить меня от изображения Ганди на купюре в 500 рупий можно лишь по высокому для Индии росту и отсутствию сутулости. Стандартные приветствия, с которыми обращаются ко мне прохожие, полицейские, военнослужащие и уличные торговцы, звучат так: «Хеллоу, Гандиджи! Хеллоу, Махатма! Хеллоу, Бапуджи!»

17. У них чрезвычайно прочны семейные узы, при этом в каждой большой деревенской семье можно обнаружить родных и двоюродных братьев, разосравшихся между собой навсегда и бесповоротно, после долгих лет близкой дружбы и делового партнерства. Причем братья весьма охотно будут об этом конфликте рассказывать абсолютно незнакомым людям (в призрачной надежде, что посторонние их помирят).

18. Они ничего не знают о своей истории, своей религии, о текущих новостях политики, экономики и общественной жизни. Это в равной степени касается хинду, католиков, мусульман, зороастрийцев и атеистов. Даже тем из них, кто ежедневно выписывает и читает газеты на английском или маратхи, смотрит кабельные программы по ТВ и ходит на политинформации, ты можешь смело рассказать новости, прочитанные сегодня на Yahoo! News India, тебя будут слушать с открытым ртом, недоверчиво цокая языком. У бомбейского олигарха-зороастрийца особняк уставлен деревянными скульптурами его святых, но он не знает ни их имен, ни биографий, ни как им нужно поклоняться.

19. Они веселы, добродушны, легкомысленны и гостеприимны.

20. Они любят вкусно поесть и выпить, особенно те из них, кому пить запрещает религия.

21. Из 10 возможностей сунуть два пальца в розетку и наступить на грабли они радостно используют все десять.

22. Они знают назубок имена местных авторитетов: знаменитых врачей, адвокатов, болливудских звезд, певцов, супермоделей и богачей. Человек, знакомый с кем-то из перечисленных, автоматически получает статус Бога, и каждый его каприз сразу становится обязателен к исполнению. Любому ленивому нотариусу или официанту в Мапсе ты можешь сказать, что тебя через 15 минут ожидает доктор Гайтонде, доктор Ширалькар или доктор Шарма; пятки бездельников ослепительно засверкают, и за пять минут они сделают все то, на что планировали истратить от получаса до полусуток твоего времени.

23. Они не в состоянии запомнить ни свой домашний адрес, ни почтовый индекс, ни телефонные префиксы, будь то Индии, сотового оператора или домашних номеров своей собственной деревни.

24. Красивая индийская женщина с высшим медицинским образованием не представляет для них ни малейшего сексуального или матримониального интереса. Как, впрочем, и любая белая женщина. Редкие исключения из последнего правила встречаются среди гоанских католиков и делийских браминов.

25. При первых признаках беременности они стремятся выяснить пол будущего ребенка, чтобы сделать аборт на раннем сроке, если окажется, что ожидают девочку. Когда выяснение затягивается до поздних сроков, они идут на искусственные роды или на послеродовое детоубийство. Каждые сутки в Индии уничтожается 7000 зародышей и новорожденных женского пола. Врачу, помогающему будущим родителям до родов установить пол плода, по индийским законам положено пять лет тюрьмы. Но от послеродового детоубийства эта мера не спасает.

26. Имена своим детям католики дают по принципу «чтобы было красиво», не в честь родственников или каких-нибудь святых. В одном моем дворе живут и тусуются Батист, Маршал, Вайолет,  Клайд, Джерри, Эвита, Эффи, Аньелло, Моррис, Кристалина, Андреса, Вена, Малколм, Джош, Авит, Марио, Маверик и Джемайра. В Анджуне практикует врач Джавахарлал Энрикес. В аэропорту Даболим трудится таможенник Сталин Фернандес. Как минимум одного ребенка в деревне уже назвали Обама. Будь местные католики чуть более сведущи в мировой истории, среди их детей многие наверняка получили бы имена Адольф, Гитлер и Бенито.

27. В отличие от никого на свете не уважающих российских обывателей население Индии почитает судей, врачей, учителей, священнослужителей, спортсменов и писателей. При этом политиков и представителей всех ветвей власти (включая министров, полицейских и дипломатов) индийцы считают жуликами, взяточниками, тупицами и бандитами. Следует отметить, что такое отношение в Индии, как и в России, вполне заслужено правящими элитами и основывается на известных фактах из многолетнего опыта наблюдения за ними.

28. Португальские колонизаторы на подвластных им землях насаждали религию, а британцы — спорт. Поэтому среди десятков миллионов христиан во всей Индии нет англикан-протестантов, а есть одни католики, хотя по численности подконтрольного местного населения англикане-протестанты превосходили католиков в 100 с лишним раз. Зато единственный спорт, новости которого печатаются на обложках всех национальных и местных газет, — крикет. В чемпионатах мира по крикету участвуют Индия, Пакистан, Бангладеш, ЮАР, Зимбабве, Австралия и Новая Зеландия.

29. По абсолютному количеству эмигрантов за период с 1900 по 2010 год Индия даст фору бывшему Союзу. Значительные индийские общины (состоящие в основном из религиозных меньшинств, а не хинду) можно встретить в Кении и большинстве береговых государств Восточной Африки, где они составляют экономическую элиту. При любых погромах, будь то на расовой, религиозной или политической почве, их убивают первыми. Фредди Меркьюри, родившийся на острове Занзибар в семье мусульман из штата Махараштра, избежал гибели во время большой резни 1964 года лишь потому, что родители вовремя увезли его в Англию.

30. Из какого бы Гуджарата, Раджастана или Андхра-Прадеша ни уезжали в Африку индийские эмигранты, и в каком бы Париже, Гамбурге или Стэнфорде их потомки ни оседали в итоге, этих потомков, как и переселенцев первого поколения, все равно тянет на родину. Но этой родиной почему-то оказывается не Гуджарат, Раджастан или Андхра-Прадеш, откуда они родом, а неизменно штат Гоа. Потому что ни в каком другом штате им не предоставляется возможности вести образ жизни, приемлемый для европейца. А они себя считают европейцами.

31. Иностранное инвестирование в бизнесы и недвижимость штата Гоа разрешается лишь путем создания юрлиц с подставными местными учредителями. То же, кстати, касается индийцев, приехавших в Гоа из других штатов. Подставные гоанские учредители сперва долго живут припеваючи, получая от иностранца зарплату за простое фигурирование в реестре акционеров,  а потом начинают пытаться украсть недвижимость и акции, вычеркнув своего благодетеля из реестра. В случае недвижимого имущества этому никак нельзя противостоять, поэтому даже самые богатые иностранцы предпочитают годами арендовать одни и те же дома вместо попытки их купить. В отношении юрлиц проблема решаема: нужно просто вести бухгалтерию так, чтобы на счетах не оставалось свободных средств и на компании всегда висели бы кредитные, арендные, лизинговые и иные обременения. В этом случае гоанец, укравший компанию, окажется не богачом, а должником, поскольку управлять фирмой и получать с нее прибыль никакой местный зиц-председатель не умеет.

32. Поскольку штат Гоа до 1961 года являлся Португалией, его жители имеют вполне европейские повадки и привычки, многие путешествуют, работают за границей и имеют двойные гражданства. При этом коренное население большинства штатов Индии, даже научившись зарабатывать на жизнь, купив себе квартиры и дорогие машины, остается на уровне развития когалымского нефтяника. Приезжая в Гоа на выходные, гости из Андхра-Прадеша, Харьяны, Махараштры и Карнатаки ведут себя неадекватно и агрессивно, резко выделяясь из местного населения манерой вождения и поведения. Исключение составляют программисты и инженеры из ИТ-компаний Пуне, Бомбея, Бангалора и Мадраса. Они вполне вестернизированы, для похода на гору надевают кроссовки, а не вьетнамки, отключают вспышку при съемке на ярком солнце и не ищут драки. Но пива на отдыхе они выпивают в день не меньше, чем  баварец на открытии Октоберфеста.

33. Мечта любого индийца — выглядеть образованным человеком. Некоторые для этого получают образование и изучают языки, но это считаные десятки миллионов. Основная же масса граждан просто покупает в ларьке газету и держит ее в руках, стоя на улице, хотя не умеет читать. Зрелище индийца, развернувшего на скамейке газету и уставившегося в нее с расстояния полуметра от глаз, причем держа ее вверх ногами, одинаково часто на улицах и Мапсы, и Бомбея.

34. Заподозрив в иностранце богача, любой уличный торговец или лоточник сразу же умножает обычную цену своего товара на десять. В магазинах этому фокусу мешает закон, обязывающий лепить на каждый товар наклейку с указанием MRP (Manufacturer's Recommended Price) для ориентировки покупателя. Нужно, однако, понимать, что цена эта завышена как минимум на 25% по сравнению с той, за которую магазин готов отдать товар без ущерба для собственной маржи.

35. В каждого индийца, независимо от происхождения и образовательного уровня, заложены безграничные способности к усвоению иностранных языков и лексикона, причем именно в активной форме. Самая дремучая торговка покрывалами  на пляже владеет полным набором числительных на дюжине европейских и азиатских языков, а также несколькими десятками русских фраз, неизвестно откуда взявшихся, но одинаковых у всех гоанских лоточников.

36. По соотношению цена/качество индийская медицина превосходит российскую в тысячи раз. Если исключить из уравнения цену и учитывать лишь оснащенность клиник и уровень подготовки врачей, то в сотни.

37. Возможно, в других штатах это иногда бывает и не так, но в Гоа нищенки с детьми, обходящие деревни и побирающиеся на рынках, представляют не социально-экономическую, а криминальную проблему. Эти женщины побираются не потому, что бедны, а потому, что не желают работать или просто считают попрошайничество вполне полноценной профессией, в одном ряду с торговлей и ремеслами. И это было б их сугубо личное дело, если б они не использовали в этом бизнесе детей, лишая тех права на детство и образование. Государственные и религиозные структуры штата Гоа в состоянии обеспечить всех бездомных детей крышей над головой, едой, одеждой и средним образованием (за которым, при наличии успехов в учебе, может последовать такое же бесплатное высшее). Мешают этому матери, которые предпочитают использовать родных детей для облегчения процедуры выклянчивания денег у иностранцев. Подавая таким нищенкам, мы помогаем отнять у их детей будущее.

38. Прожив жизнь у моря, индийцы никогда не ходят на пляж купаться и не умеют плавать.

39. Уровень потребления алкоголя в Индии настолько же ниже российского, насколько у них выше российского потребление гашиша и марихуаны. Индийцы пьют местное пиво «Кингфишер» и «Кингз», а также местный ром Old Monk и 46-градусный самогон «фенни», добываемый преимущественно из плодов дерева кешью. Огромная часть населения постоянно жует бетель — жвачку из плодов одноименного орехового дерева, дающую легкий одурманивающий эффект и очень быстро чернящую зубы. Курение гашиша в индуизме является частью религиозных ритуалов, существует даже специальная мантра на его воскурение, звучащая как «Бом булинад».

40. Деньги на хинди и родственных языках называются словом «пайса». Другим значением этого слова является копейка местной валюты, то есть сотая часть индийской рупии. Полторы пайсы по сегодняшнему курсу равны одной российской копейке.