Может ли Греция обрушить евро
Председатель Европейского центробанка Жан-Клод Трише заявил, что терпящая финансовый крах Греция может получить кредит лишь на жестких коммерческих условиях и только в случае угрозы для всей еврозоны. Партнеры Афин могут рассмотреть вопрос оказания им помощи на саммите ЕС в конце этой недели
На заседании профильной комиссии Европарламента 22 марта Трише заявил, что кредитовать греческую экономику следует только в том случае, если ситуация в этой стране окажется угрожающей для стабильности всей зоны евро: «Мы можем говорить лишь о займе, не о субсидии. Это должно быть совершенно ясно». При этом Трише отметил, что Грецию не спасет и МВФ (Афины могут обратиться за помощью в эту организацию, если им откажет Брюссель). По словам банкира, роль МВФ должна ограничиться оказанием технической поддержки.
Ранее схожую позицию озвучила германский канцлер Ангела Меркель. Она также отметила, что вероятность того, что на саммите ЕС, который пройдет 25-26 марта, будет обсуждаться вопрос помощи Греции, невелика. По ее словам, ситуация в греческой финансовой системе на настолько плоха, чтобы требовать незамедлительных мер поддержки.
Глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу придерживается другого мнения. Он полагает, что на встрече в Брюсселе лидеры стран ЕС договориться о пакете финансовой помощи Греции. И тем самым успокоить рынки, встревоженные публичными разногласиями первых лиц сообщества. Баррозу также не исключил, что если 15 стран еврозоны откажутся от помощи Афинам, те могут обратиться в МВФ.
Нынешний кризис в Греции разразился в конце прошлого года. Пришедшие тогда к власти социалисты обнаружили, что их предшественники-консерваторы для покрытия дефицита госбюджета тайно брали за рубежом многомиллиардные займы на невыгодных условиях. Реальный дефицит за 2009 год составил 12,9% ВВП, что более чем в четыре раза превышает максимально разрешенный для стран евро уровень в 3%.
Следует отметить, что жесткую бюджетную дисциплину для стран валютного союза, прописанную в Маастрихтском договоре, не соблюдает сейчас не только Греция, но и другие страны еврозоны, хоть и в меньших масштабах. Эта проблема подробно обсуждалась на Всемирном экономическом форуме в Давосе в январе.

Что бы ни говорили европейские политики, прямой связи между курсом евро и греческими долгами нет. Долги — это обязательства, которые выпускаются правительством Греции и финансируют дефицит греческого бюджета. Евро — это наднациональная денежная единица, которая эмитируется Европейским центральным банком. Мало кто из граждан европейских стран хочет спасать соседей. Здесь действует принцип «Каждый сам за себя».
Французы и немцы совсем не хотят помогать своим греческим соседям, поэтому политики всегда будут иметь слова, предназначенные для внутреннего использования и для внешнего. Несмотря на то что многие из них говорят, что не дай бог нам обрушить евро, большинство из них только этого и хотят. Государства могут устраивать бег наперегонки, чтобы уронить собственную валюту по отношению к другим. Европейские власти, прежде всего Германия и Франция, как раз и заинтересованы в падении курса евро, потому что это помогает их собственным экспортерам преодолеть кризис.
Что бы мы ни слышали из уст политиков и даже банкиров, надо понимать, что у них есть вполне прагматичный экономический интерес. Этот интерес заключается в том, что слабый евро — это хорошо. Евро в руках ЕЦБ, слабый евро в интересах Германии и Франции, которые являются крупнейшими влиятельными сторонами в Европейском ЦБ. Так что ожидать, что кто-то будет принимать какие-то серьезные шаги по укреплению евро, — это как минимум наивно. Спасение Греции и курс евро не очень совмещаются.Что может сделать правительство Греции? Увеличить доходы и снизить расходы. Теоретически. Увеличение доходов может быть только за счет ужесточения налоговой политики, что всегда вызывает народный гнев и поэтому сложно. Поэтому увеличения греческих доходов в среднесрочной перспективе я не вижу. Основные расходы в Греции заложены в социальную сферу. Есть военные расходы, прежде всего закупки вооружений у основных стран — членов Евросоюза. Теоретически именно эти расходы должны были попасть под сокращение. На практике это сделать сложно, потому что этим самым как раз и обидишь основных производителей этого оружия: Германию, Францию и так далее. Так что и снижение расходов тоже как-то неочевидно.
Показательные снижения можно произвести, но вряд ли это существенно скажется на греческих финансах. Чтобы закрывать выросшие расходы (они увеличились, потому что пришлось обслуживать привлекаемые заемные средства по более высокой ставке), необходимо искать нестандартные доходы. Это может быть только приватизация. Что у Греции можно приватизировать? Прежде всего памятники, ну и немножко островов. Правительству Греции, наверное, придется пойти на эти не самые популярные меры и заняться приватизацией того небольшого имущества, которое есть в его распоряжении.

Что бы ни говорили европейские политики, прямой связи между курсом евро и греческими долгами нет. Долги — это обязательства, которые выпускаются правительством Греции и финансируют дефицит греческого бюджета. Евро — это наднациональная денежная единица, которая эмитируется Европейским центральным банком. Мало кто из граждан европейских стран хочет спасать соседей. Здесь действует принцип «Каждый сам за себя».
Французы и немцы совсем не хотят помогать своим греческим соседям, поэтому политики всегда будут иметь слова, предназначенные для внутреннего использования и для внешнего. Несмотря на то что многие из них говорят, что не дай бог нам обрушить евро, большинство из них только этого и хотят. Государства могут устраивать бег наперегонки, чтобы уронить собственную валюту по отношению к другим. Европейские власти, прежде всего Германия и Франция, как раз и заинтересованы в падении курса евро, потому что это помогает их собственным экспортерам преодолеть кризис.
Что бы мы ни слышали из уст политиков и даже банкиров, надо понимать, что у них есть вполне прагматичный экономический интерес. Этот интерес заключается в том, что слабый евро — это хорошо. Евро в руках ЕЦБ, слабый евро в интересах Германии и Франции, которые являются крупнейшими влиятельными сторонами в Европейском ЦБ. Так что ожидать, что кто-то будет принимать какие-то серьезные шаги по укреплению евро, — это как минимум наивно. Спасение Греции и курс евро не очень совмещаются.Что может сделать правительство Греции? Увеличить доходы и снизить расходы. Теоретически. Увеличение доходов может быть только за счет ужесточения налоговой политики, что всегда вызывает народный гнев и поэтому сложно. Поэтому увеличения греческих доходов в среднесрочной перспективе я не вижу. Основные расходы в Греции заложены в социальную сферу. Есть военные расходы, прежде всего закупки вооружений у основных стран — членов Евросоюза. Теоретически именно эти расходы должны были попасть под сокращение. На практике это сделать сложно, потому что этим самым как раз и обидишь основных производителей этого оружия: Германию, Францию и так далее. Так что и снижение расходов тоже как-то неочевидно.
Показательные снижения можно произвести, но вряд ли это существенно скажется на греческих финансах. Чтобы закрывать выросшие расходы (они увеличились, потому что пришлось обслуживать привлекаемые заемные средства по более высокой ставке), необходимо искать нестандартные доходы. Это может быть только приватизация. Что у Греции можно приватизировать? Прежде всего памятники, ну и немножко островов. Правительству Греции, наверное, придется пойти на эти не самые популярные меры и заняться приватизацией того небольшого имущества, которое есть в его распоряжении.
Эту реплику поддерживают: