Как йога превращает нас в гурманов

Качественная шавасана вернет нам здоровый аппетит, считает Дэвид Романелли, основатель движения Yoga for Foodies — йоги для гурманов. И теперь попасть к нему на семинар сложнее, чем в иной мишленовский ресторан — надо записываться за пару месяцев

Фото: Ferdinando Scianna/Magnum Photos/Agency.Photographer.ru
Фото: Ferdinando Scianna/Magnum Photos/Agency.Photographer.ru
+T -
Поделиться:

Американец Дэвид Романелли решил скрестить два популярных направления в области wellness — органическая еда и йога. Даже странно, что такая простая идея до сих пор никому не приходила в голову. Дейв организовал настоящее полугодовое турне по Америке — в каждом из 11 городов на семинар Yoga for Foodies очень плотная запись из желающих.

Семинар начинается с часового занятия йогой под руководством Дэвида Романелли, который иногда называет себя Йе-Дэйв (Yeah Dave). Стиль, предлагаемый Романелли, — импровизация на тему хатха-йоги, что означает вольную последовательность виньяс (виньяса — комплекс из нескольких асан, переходящих одна в другую). Фоном для занятий служит совсем не заунывно-медитативная музыка индийских ашрамов, а энергичные обработки поп-хитов, в частности композиции U-2 и Lupe Fiasco. После занятий участников приглашают насладиться обедом из нескольких блюд с дегустацией вин по выбору шеф-повара местной кухни.

«Нужно научиться настраиваться на приятные эмоции. После хорошего урока и качественной шавасаны (поза йоги, которой завершается каждый урок) обед, приготовленный талантливым поваром, доставит вам несравнимо больше удовольствия, чем точно такая же еда в прекрасном ресторане, куда вы забежите после нервного рабочего дня», — сказал мне Романелли. Затем мой собеседник объяснил, почему нам необходимы те переживания, которые можно получить в ходе его семинаров. «Идея в том, чтобы снизить темп жизни под воздействием виньяс, которые после окончания урока йоги плавно перетекают в медленное, осознанное потребление пищи. Нужно научиться наслаждаться жизнью и признать, что есть вещи, которые не делаются быстро, — добавил он. — Кстати, именно поэтому во время семинара нельзя пользоваться мобильными телефонами. Ни в зале для йоги, ни потом за столом».

И вот мы, замедлившие течение жизни с помощью Дэйва, пребываем в состоянии умиротворения и покоя после урока йоги. Мобильные телефоны выключены, и в голове лишь один вопрос: «Что же на обед?» Хотя меню (как и шеф-повара) меняются от города к городу, общим остается то, обед гарантированно будет «органическим», «неторопливым» и «локаворским». Пообщавшись с шеф-поваром Рэнди Звейбаном, который готовил обед для двух семинаров в Чикаго, я неожиданно для себя поняла, что эту еду совершенно нельзя назвать диетической.

В начале обеда Звейбан предложил всем ученикам Йе-Дэйва широкий выбор закусок, после чего последовали еще четыре блюда. Первым был подан тунец по-гавайски, обжаренный в специях, а в завершение — говяжья вырезка, приготовленная на углях и на гриле. На десерт Звейбан предложил шоколадное парфе — крошенное шоколадное печенье в слоеном шоколадном креме, посыпанное шоколадным шербетом.

Иными словами, никакой аюрведически-вегетарианской аскезой там и не пахло. По собственному признанию Дэйва Романелли, «великие гуру йоги перевернулись бы в своих гробах, узнав об том, что после семинара йоги мы всем ученикам предлагаем съесть мяса». В свою защиту Романелли отметил: «Чтобы популярность йоги росла, она должна быть доступной. Просто большинство людей не являются вегетарианцами и не собираются ими становиться».

Преимущества йоги для гурманов вызвали широкую полемику — ее раскритиковали в New York Times, однако в комментариях к статье было немало положительных отзывов читателей. Я поинтересовалась у своей подруги, которая занимается йогой уже 15 лет и сегодня работает инструктором, что она думает о таких мастерах, как Йе-Дэйв. Она ответила мне по почте: «Думаю, для некоторых людей такие популяризаторы очень хороши. После таких семинаров больше людей приобщатся к здоровому образу жизни в целом и к йоге в частности. В конечном итоге, если люди начинают заниматься постоянно, то с годами они находят оптимальный для себя вид йоги».

Конечно, в руках таких людей, как Йе-Дэйв, сама йога и меняется практически до неузнаваемости. Но, в конце концов, не будем ханжами: Романелли не первым начал раскачивать традиции древнеиндийской духовной практики. Конечно, то, что делает он и другие творческие популяризаторы йоги, уже давно йогой не является.

И справедливости ради скажем, что мы живем не в гималайском ашраме, а в Нью-Йорке, Лондоне или Москве, и в этих условиях привести свою жизнь в строгое соответствие с традиционным йогическим каноном практически нереально. Зато в тренинге по улучшению аппетита многие явно нуждаются. Попробуйте вспомнить, как давно вы ели что-то незабываемо вкусное? Не всякий сразу найдется, что ответить на этот вопрос. Кто-то вспомнит детство, кто-то — недавний отпуск, и лишь редкий счастливец — сегодняшний завтрак. И дело не в том, что в нашем родном Нью-Йорке, Лондоне или Париже нас неважно кормят. Наверняка очень даже хорошо, но регулярные стрессы, которым подвергаемся мы, городские жители, негативно влияют на чувствительность наших вкусовых рецепторов.

В этом смысле йога может оказаться хорошим помощником. Аппетит после урока йоги, говорят знающие люди, не такой зверский, как после тренировки до седьмого пота в «качалке», что позволяет нам есть медленно, смакуя каждый кусочек, а сладкое доставляет и в самом деле космическое удовольствие.

«А если жить невкусно, то не будет и по-настоящему крепкого здоровья», — говорит Йе-Дэйв. И с ним трудно не согласиться.

Комментировать Всего 67 комментариев

Нет, ну я понимаю сочетание йоги со здоровой вегетарианской едой, но "говяжья вырезка"???? Это знаете ли, перебор полнейший.

Мария, именно это говорят Романелли критики - но все ли из нас, кто занимается йогой время от времени, становятся вегетарианцами?

Понимаете, Анна, это не просто о вегетарианстве. Заниматься йогой для того чтобы потом вкуснее было кушать - это и чревоугодие, и эготизм, и западный консьюмеризм, но никак ни йога. 

Мария, конечно, понимаю! Если говорить о чистоте дисциплины, то та йога, которой мы занимаемся как в более менее "аутентичных" тихих студиях, так и при фитнес-клубах - это совсем не то, что имели в виду индусы. У нас на эту тему было подробное интервью с директором Института йоги Патанджали Сергеем Резниченко некоторое время назад.

На Западе йога давно превратилась в ответвление фитнеса и в бизнес, которым она вообще не должна быть - насколько я знаю, за занятие йогой в ашрамах вообще не берут денег, например.

Все верно. Я не занимаюсь йогой регулярно - иногда делаю для себя дома. Иногда сдаюсь и иду в студию, но всегда стараюсь идти туда где к йоге не относятся как к фитнесу, а уж тем более не пойду туда где к ней относятся как к аперитиву.

Мария, и я, наверное, тоже не побегу к Романелли -   уже есть свои предпочтения по инструкторам. Но мне нравится идея Yoga for Foodies о том, что после урока йоги жить становится вкуснее - и хороший чай со сладостями точно всегда в кассу. 

Самое главное, что сочетание--вкусное!

Tatiana Vetrova-McRite Комментарий удален

Вечный сюжет, дорогая Татьяна, это Вы очень точно сказали. Вот и пытаемся отделять зерна от плевел. Или Вы тут совсем зерен не наблюдаете? 

Tatiana Vetrova-McRite Комментарий удален

По моему, очень даже вкусненько. Мы ведь занимаемся йогой не для того чтобы вес потерять, а для того чтобы быть гибкими со здоровом позвоночником и спокойствием в голове, поэтому от такой вксной награды после каждого занятия я бы не отказалась никогда.

Екатерина--а какая для Вас была бы идеальная "награда" после йоги?

Често говоря, не знаю, так как желания каждый день меняются. Одно могу сказать - ничего диетического!

Екатерина, сразу после занятий хатха-йогой есть нельзя. Нужно подождать хотя бы пол-часа.

Не знала, но у меня примерно так и получается. Пока в порядок себя приведешь, пока до дома дойдешь. Спасибо за комментарий.

Прекрасный тренинг по развитию хорошего аппетита, ничего не скажешь. Только к йоге это все не имеет отношения. Впрочем, я уже подробно рассказывал, почему такие занятия не могут считаться йогой.

Господа його-снобы!

Все мы люди убеждённые. И фарисеи тоже были уверены в единственно правильной точке зрения. Однако, йога не призвана готовить нас в космонавты и чемпионы. Так же , не собирались великие учителя делать из нас постников от йоги, ради самой идеи. Духовная жизнь настолько сложна, что никогда не знаешь, для дальнейшего продвижения надо уступить, расслабиться и,  к примеру, съесть кровавый бифштекс, либо заняться сексом в страстную пятницу, или же, пресечь, напрячься и не допустить ... Точно, что йога помогает нам быть гибкими и мягкими. Открывать в себе интереснейшие возможности! Если кому-то хочется мяса - надо съесть. И понаблюдать за своим состоянием, сравнить. А мне вот нравится после йоги попить чайку из трав и съесть что-нибудь сладенькое. 

Еда до или после хатха-йоги это нонсенс. Там пауза должна быть часа три-четыре обязательно.

Чем мотивируете, Юрий? Даже в ашрамах после занятий все сидят и пьют чай с аюрведическими сладостями, как мне рассказывали бывалые люди.

провал...

я не юрий... но отвечу

йога, в "ашрамском" понимании, как вы ее называете тут - это совсем не зарядка и даже не способ к расслаблению.

йога, в своем физическом выражении, - лишь малая часть того, что есть ЙОГА, как философия, как культура, как послушание в конце концов.

йога учит смирению и укращению своих "скотских" слабостей/желаний...

и "йога для гурманов" это нечто сродни христианский храм для спортивных трансляций под пиво. или КОЩУНСТВО.

поэтому воспевать г-на романелли за его бестыжесть и алчность - прегнусное дело, и тем более называть "йога бизнес" здравой мыслью, поскольку эта мыcль -  "НЕЗДОРОВАЯ" 

Екатерина, спасибо за комментарий. Вы, конечно, правильные вещи говорите. Но объясните мне вот еще что: разве западный человек занимается йогой в ее духовном понимании? Для большинства из нас это все-таки зарядка и способ расслабиться. Способ уйти от конкурентной сущности западной цивилизации хотя бы во время урока йоги в уютной студии в центре большого города, пусть этот урок имеет мало общего с древнеиндийской практикой.

А то, что йога - это большой бизнес в Америке и Европе - не кощунство, а данность. И не надо себя понапрасну обманывать. Мы для чистоты дискуссии можем просто договориться не называть все это йогой, но здоровое зерно в уроках Дэвида Романелли, на мой взгляд, присутствует. 

Могу только сказать, что , к счастью, есть такие люди на западе, которые занимаются йогой в первую очередь для своего духовного роста.

К сожалению, довольно часто этот рост не наступает  - от неправильной подачи йоги учителем или ее неправильным восприятием учеником...

Безусловно, это очень тонкий лед. А кого из настоящих мастеров Вы бы выделили? У кого Вы сама занимаетесь? 

я не знаю настоящих мастеров в москве, где живу, но верю, что такие есть... поскольку однажды в Ришикеше мне сказали, что среди русских огромное количество потрясающих преподавателей.. я скептик... слышала о хороших учителях в "модных" студиях, но у меня не совсем укладывается в голове, как можно быть  "правильным" йогом, работая при этом в "МОДНОЙ" йога студии...  

поэтому в москве занимаюсь сама. потому что для того, чтобы стоять на голове "учитель" не нужен... учитель дает знания другого плана..

мне близка школа Sri Krishnamacharya... и не смотря на свою "попсовость" - Swami Ramdev... 

на самом деле важно не столько уметь выполнять асаны, а понимать для чего ты их выполняешь и зачем ( в смысле не для того чтобы спина не болела или живот не висел ). А для этого нужно читать тексты. 

Tatiana Vetrova-McRite Комментарий удален

Татьяна, русские действительно особенно относятся к йоге, воспринимая ее глубже,  чем, например, американцы. Несколько лет назад на Мальдивах я общалась с преподавательницей йоги кундалини японкой Коко Рьоко, она сказала, что в сообществе преподавателей кундалини известно, что  русские очень талантливы в этом виде йоги. А в современной интерпретации практики кундалини точности исполнения асан уделяется меньше внимания, чем работе с сознанием.

Tatiana Vetrova-McRite Комментарий удален

Катя, я хожу иногда в так называемую "модную" студию (NYM Yoga) и преподаватели там в самом деле хорошие, и находиться там приятно, какое-то "свое" место.  А что Вас смущает - "лабутэны" в раздевалке? Словосочетание "модная студия йоги"?  Предполагаю, что это может быть последствием того, что Вы профессионально занимаетесь фэшн и понимаете, чего может стоит этот эпитет. Так?

именно так.. 

но смущает не столько наличие лабутэнов в раздевалке, сколько сам факт того, что йога есть бизнес, и к моему глубокому сожалению именно модный бизнес.. 

глубоко убеждена, что за деньги (100евро за час индивидуальных занятий) нельзя  достичь просветления.. 

Мне кажется, умный человек, заплатив 100 €, никак не рассчитывает на просветление взамен. А групповые занятия стоят всего 600 рублей, вполне по-божески.

Анна, дело вовсе не в цене этих занятий ...  

как вам объяснить... это что-то сродни Каббала-центру... в смысле - ничего общего с истинным учением не имеет, но является суперуспешным коммерческим проектом...  

я очень рада, что Вы не расчитываете получить просветление от этих занятий... но я общалась с многими вашими "соклубниками" убежденными в том, что  они вышли на новый уровень сознания...

притом выйдя за пределы клуба они делают такие вещи, за которые любой уважающий себя йог просто бы отрешился от мира сего.. с точки зрения морали... не может йогин быть злым/корыстным/ безразличным/жадным/алычным - это противно природе живого... а йога, как учение помогает это природу раскрыть. 

по поводу вашего вопроса про мясо.в соем идеальном варианте йог не ест ничего животного. 

Катя, ну эта аргументация , конечно, понятней. Впрочем, я не очень близко общаюсь с соклубницами по йоге и не могу судить о моральности их поступков за пределами студии... Впрочем, это и не мое дело.

Сергей Резниченко ниже говорит, что вопрос - есть или не есть мясо - вообще не является предметом изучения йоги...А на мой взгляд, у аюрведического запрета на мясо лежат ряд исторических причин, если бы йога начала развиваться в современных условиях, идеологические установки насчет еды были бы другими.

Йоги не едят мяса, животной пиши, как не едят, например, чеснок, лук и прочие возбудители. 

дело в том, что употребление этой пиши мешает концентрации..  

есть или не есть мясо - не есть предмет изучения йоги, поскольку вегетаринаство среди йогов некая априорная данность.

сама не ем мясо много лет. Пусть в меня кинут камнем, но остаюсь при мнении, что люди не употребляющие в пищу животных,  по природе своей добрее. 

Катя, ну теперь то никто не сможет кинуть в Вас камнем. Вы ведь тогда скажете: а, они кидают в меня камень потому, что едят мясо))) Если бы путь к доброте был так прост.

Кого? Йогов? Они же безобидные, Анатолий!

До меня только дошло - видно, мало сегодня стояла на голове:) Хм-м-м... Жесткая шутка, и трудно не засмеяться, хотя кое-кто легко может обидеться. С другой стороны, истинные йоги ни на кого не обижаются...

и правильно делают... обижаться можно только на себя...

Мотивирую собственным многолетним опытом и тем что в книгах об этом написано. Я не совсем ясно выразился. Между хорошим приёмом пищи и асанами нужна пауза три-четыре часа. После нужна пауза минимум пол-часа. Если упражнения не асаны а динамические пауза после еды нужна около часа. Чай это, конечно, не мясо с картошкой.

Юрий, а Вы самостоятельно занимаетесь уже много лет или с преподавателем? Каждый день?

Самостоятельно, не каждый день.

Аня, золотые слова! Кстати, и у меня тоже сладкое после йоги идет отлично.

Аня, а меня заинтриговала фраза «после йоги»! Поделитесь?

О, Сергей, я в самом деле интриганка)))  Имела в виду "после урока йоги".

Вы у нас в дискуссии единственный эксперт - учитель йоги. Можете рассказать немного о том, едят ли нынешние йоги мясо. Вот Вы, например? Я так понимаю ситуацию: в древней Индии мясо было табуированным продуктом питания. И прежде всего из-за того, что его не умели хранить, в жарком климате оно стремительно портилось и им все тяжело травились, естественно. Понятно, почему в аюрведе мясо считалось "тамасичным" (то есть токсичным) продуктом. Но сейчас-то ситуация изменилась - а поменялось ли отношение йогов к мясу?

Предметом йоги является материя сознания. Диетология не является предметом йоги, а книга «О здоровой и вкусной пище» - это не тот текст, который изучают йогины. Повторюсь, Аня, но мне нравится, когда люди стараются прикоснуться к такому сложному учению, как йога, понятными им способами.  

Сергей, исчерпывающе, спасибо!  Мария Генкина, что скажете, это можно считать ответом на Вашу реплику о несочетаемости йоги и мяса? 

Сколько же еще гадов в этом мире? Давайте проведем конкурс: "На чем и как еще можно заработать денюжек?"

Саша, ну на жителях Тайланда и России - то есть на нас с тобой - Йе-Дэвид точно не заработает, зато в его "йога-бизнесе" есть здравая мысль. При этом ты на вялый аппетит вряд ли имеешь моральное право жаловаться, когда в каждой самой простецкой забегаловке ароматный том-ям, живые креветки из моря, а с деревьев падают сочные манго. А у нас авитаминоз, стрессы, катастрофы и прочие факторы риска для здорового аппетита к жизни.  Неплохой повод почаще заниматься йогой, пусть даже и не "настоящей" - гимнастика вместо йоги - тоже неплохо.

И объясни, пожалуйста, почему люди, которые зарабатывают деньги - гады

Tatiana Vetrova-McRite Комментарий удален

У меня никогда не возникает потребность съесть что-нибудь сладкое - ни до, ни после, ни вместо йоги. Может быть потому, что с младенчества ем вместо искусственных сладостей мед и фрукты.

Елена, спасибо за комментарий! Но и на семинарах Йе-Дейва не едят никаких искусственных сладостей - все из органических продуктов. А хороший шоколад из качественных како-бобов - натуральная сладость. Или Вы иначе к шоколаду относитесь?

Сладкое, к счастью, просто не люблю. Очень редко ем, например, горький шоколад с чили. Или, если уж раз в год ем мороженое, то только шоколадное.

Елена, а Вы давно йогой занимаетесь?  У кого?

Раньше занималась сама и с учителем. Сейчас на боди флексе.

Тогда Вам наверняка было легко научиться бодифлексу, где все построено на дыхании - после йоговских-то пранайям.

Организм садхаки  принимает  любую пищу.  Асаны могут помочь понять, что нужно съесть сейчас и в каком количестве . 

Илья, спасибо Вам за комментарий! Мне кажется, тут не все знают санскрит - можете пояснить для непосвященных, что такое "садхаки"?

Илья Антонов Комментарий удален

Садхака - человек, практикующий гимнастику йогов.

Илья, спасибо! Ваше замечание очень ценно. И кроме всего прочего оно хорошо сочетается с повседневной жизнью. Но ведь занимаясь йогой, надо еще достичь такого уровня владения предметом, чтобы тело начало чувствовать правильно, какой пищи ему надо. Как Вы считаете, сколько для этого нужно практиковаться в среднем, если человек начинает с нуля? 

Анна! Не знаю. Честно. Все разные.  .. Подумал... Систематическая самостоятельная работа увеличивает время нахождения в осознанном состоянии. 

Я занимаюсь йогой всего 5 лет - новичок, по американским-европейским стандартам.... Йогой занимались еще мои родители, и эта тема

была для меня очень привлекательна, но я долго не мог решиться - меныя отпугивала именно "идеологическая составляющая" - на мой взгляд, глубоко индивидуалистическая, мне - лично мне активно чуждая... вдобавок, лет с 20 я - убежденный православный... и погружение в "чужую веру" мне казалось предательством....

Но вот 5 лет назад я все-таки заставил себя пойти на йогу - по-простому, в сетевом фитнес-центре. Мне понравилось, и сейчас я уже занимаюсь с тренером, который приходит к нам в офис (я сделал хитро - вместо того, чтобы нанять себе индивидуального тренера, нанял его для своей небольшой компании - человек 6-7 занимается регулярно... и приятно, и полезно) ...

Но при этом я внимательно смотрю, чтобы йога не стала для меня незаметно моим Аум-Семерикё, а соталась именно телесной практикой...

И в таком дискурсе и бифштекс: о ужас - из священной коровы.... о ужас, ужас - с кровью - вполне гармонируют... что касается - сразу после занятий - то это, действительно, нагрузка... но уже через минут 40 - вполне!

Именно из-за несовместимости йоги и православия, я от йоги отказалась.

Елена, Виктор Майклсон, Екатерина Соловецкая: насчет сочетаемости йоги с христианством и другими религиями хорошо сказал в комментариях в своем блоге Сергей Резниченко.

Бесспорно! А я и не утверждала, что чья-то еще))

Виктор, мне очень понравился Ваш комментарий, Вы пишите: «Но при этом я внимательно смотрю, чтобы йога не стала для меня незаметно моим… осталась именно телесной практикой...», а Илья говорит: «Садхака - человек, практикующий гимнастику йогов». Или Вы недоглядели, или Илья дает ошибочное определение садханы.

Сергей, я уверен, что Илья прав, я не разбирался в тонкостях направлений, школ, гуру, наставников, течений... как я сказал, весь комплекс тех идеологий и установок мне глубоко чужд.

Видимо, с советских времен остался иммунитет к промыванию мозгов в любой форме.... и как только я слышу от инструктора что-то про энергетику, открытие чакр, мне хочется тихо свернуть мой коврик... я понимаю, что это маркетинг:  если ты продаешь телесную практику людям, которым настойчиво не хватает духовного, и которые не знают, как и где найти его самостоятельно, то очень здорово вставить в комплекс физических упражнений пару бессмысленных мантр и объяснений, какие каналы и куда открывает то или иное стояние на голове... или одной ноге... и тогда можно брать больше денег. Именно это приводит в йогу бывших гимнасток и многоборцев с уже имеющейся растяжкой... они довольно часто и сами входят во вкус... 

Виктор, к счастью в гимнастике йогов нет идеологии. Йога - это правильная настройка организма. Можно прочесть  "Йога сутры" Патанджали и больше никого не слушать и ничего не читать. Спокойно всю жизнь заниматься самонастройкой.  Я так думаю.)  

Илья, в «Four  chapters  on  freedom», (Bihar, India, 1989), Swami  Satyananda  Sarasvati, комментарии на «Йога-сутры» Патанджали, Сутру 28 Свами озаглавил: «Sadhana  for  Ishwara», а в глоссарии пишет, что: «sadhaka – yogic  or  spiritual  aspirant». Причём здесь гимнастика?

Я полностью согласен. К сожалению, многие инструктора (по глупости, или из маркетинговых соображений, как я тут написал), изображают из себя гуру и пытаются гнать пургу, что и отпугивает часто цивилизованных людей. 

Я много ходил на йогу в Канаде и в Штатах. Там люди (инструктора) четко понимают, что они преподают и не пытаются растить у тех, кто к ним приходит, пальму из пупка)