Максим Сырников: Четверговая соль
Цитата № 1:
«В Великий Четверток калят (жгут, пекут) соль с квасной гущей. Четверговая соль полезная».
Владимир Даль, «Пословицы русского народа»
Цитата № 2
«Христина: Что это за узелки, матушка, у вас завязаны?
Чудихина: Душа моя, ничего. В одном — четверговая соль, а в другом — росный ладан».
Екатерина II, пьеса «О время!»
Главная особенность четверговой соли в том, что готовят ее в России всего лишь раз в году, в Великий Четверг. Отсюда и название такое.
Есть здесь, верно, какая-то связь с новозаветной историей про Тайную вечерю, Спасителя и Иудино предательство.
А в некоторых русских областях в ходу все больше иное ее название — черная соль. Вот, к примеру, на Оке, у города Меленки, именно черной называют, никак иначе.
Два года назад, аккурат перед Пасхой, видел я, как готовят такую соль в деревеньке Дмитриевы Горы Меленковского уезда. Тот способ несколько отличается от нашего, северного.
Если в наших краях перед запеканием соль перемешивают с солодовой или мучной ржаной гущей, то там просто месят крутое тесто: ржаную муку напополам с крупной солью.
И запекают в жарко натопленной русской печи. А потом спекшийся монолит дубасят деревянной киянкой в корытце, размалывая в мелкий коричневый порошок.
В книге конца XVII века есть и более простой вариант. Там соль попросту рассыпают на поверхности большой хлебной ковриги перед посадкой в печь, а потом измельчают хлебную корку вместе со спекшимися кристаллами.
На Владимирщине, в Костромской и Ярославской губерниях по сей день в некоторых домах заготавливают четверговой соли помногу, чтоб и на кухне использовать, и скотину подкормить. Коровы и овцы хлебную соль едят с удовольствием.
Да и люди, надо сказать, тоже.
Приготовленная по всем древним правилам, именно на ржаной гуще или с ржаным тестом, самая простая поваренная соль приобретает аромат свежеиспеченного черного хлеба. С ней и отварное мясо вкуснее, и спелая помидорина.
Хотя главное предназначение черной соли — к пасхальному крутому яичку, приготовленному на долгожданное разговение.
У Аксакова она именно на Светлое Воскресение припасается.
Я каждый год, в Великий Четверг, соль с квасной гущей запекаю. Квас ржаной у меня в пост не переводится, есть где гущу взять.
Вот и в этот четверг опять запас сделаю.
Несколько лет назад я впервые написал в Интернете о том, как такую соль заготавливать и что с ней есть надобно.
А два года назад получил письмо от Татьяны Юрьевны Черновой, заместителя директора московского центра образования «Бронная слобода». Татьяна Юрьевна интересовалась у меня всякими подробностями. И сообщала, что дети, занимающиеся в центре под ее руководством, хотели бы организовать экспедицию в Костромскую область для изучения этого продукта в патриархальных русских деревнях.
Там-то все эти традиции по сей день не утеряны. Экспедиция состоялась, мне прислали несколько отчетов о проделанной работе. Это, на мой взгляд, довольно серьезное исследование. Вплоть до социологических опросов жителей: кто знаком с черной солью, кто и как ее использует.
Мне даже неловко поначалу стало. Вроде как ребята со мной советуются, я им поучительные письма пишу, а они к делу-то подход куда серьезней моего проявили.
Впрочем, что ж тут смущаться. Одна радость за таких ребят. А уж как хорошо, что такие учителя есть, словами и не сказать.