Иллюстрация: Мария Аносова
Иллюстрация: Мария Аносова

Я считаю проблему недореализованности 40–50-летних большой потерей российской экономики. Резкая технологическая турбулентность выкинула на рынок труда огромное количество умных, дееспособных еще лет двадцать пять, но уже «устаревших» людей. Свою роль сыграло время — было «не до мечт», а потому сейчас в профессии много «сбитых летчиков», которые стартанули не там, где были талантливы. В Европе решают эту проблему через переобучение или институт советников-менторов. У нас другая атмосфера — списать человека проще, чем помочь.

С сентября стартует большой проект «Недореализованные». Это несколько десятков историй разных людей за 40: успешных и не очень, звезд и не очень. В конце каждой — план реальной «альтернативной карьеры»: что они могут сделать сейчас, чтобы получить профессию, которую хотят. 

За истории отвечает журналист Иван Сурвилло, рекомендации по альтернативной карьере даю я.

Если вы хотите принять участие в проекте, напишите на [email protected] — и Иван с вами свяжется. Нас интересуют истории успешной смены карьеры (совсем не обязательно звездной) и ощущение недореализованности — в этом случае мы будем помогать выбираться.

Я работаю финансовым аналитиком. Я восемнадцать с половиной лет в профессии, и постоянно ощущаю себя чужой среди своих, сама логика мышления цифрами мне совсем не близка. Мои направления — природа, литература, история, иностранные языки, общение с людьми, помощь, спорт. 

У меня красный диплом экономиста. Никогда не обсуждалось, кем я сама хочу быть. Когда думала, куда поступать, родители сказали: «Посмотри, вокруг 90-е годы. Кем работать? Конечно, бухгалтером. Всегда заработаешь себе на кусочек хлеба». Я как послушная домашняя девочка пошла учиться на экономиста, у меня даже не было мысли выбрать что-то другое. 

Было крайне сложно сдавать высшую математику. Но, опять же усердие. Я же отличница. Я же прилежница. Сидела, учила, зубрила. Мысли о том чтобы поменять университет — не было. Даже не поднималось. 

Сейчас, по прошествии многих лет, обсуждая об этом с мамой, я слышу удивление: «Всё же хорошо, мы дали тебе прекрасное образование. Это же был лучший экономический ВУЗ Петербурга!». Именно усердие, трудолюбие и терпение помогли мне реализоваться в этой сфере. 18 лет опыта, несколько курсов повышения квалификации, потихонечку расту, и развиваюсь, занимаю хорошую позицию финансового аналитика. Но как мне это даётся — знает только настольная лампа, разделяющая со мной долгие вечера в офисе, когда все уже ушли домой. Мне нужно терпеливо и спокойно разбираться с тем, что придумали «математики».

Усердие, трудолюбие и прилежание помогли мне как-то реализоваться. У меня большой опыт, курсы повышения квалификации, потихонечку расту и развиваюсь. Но как мне это дается, знает только настольная лампа в офисе: все уходят домой, а я сижу.

 Фото: Личный архив Юлии Поляновской
Фото: Личный архив Юлии Поляновской

Я отчетливо поняла, что нахожусь не на своем месте, в 2010 году после одного из проектов. Села, подумала: «Куда мне идти? Что делать?» Хотела полностью пересмотреть свое резюме и что-то поменять. А потом подумала: «А кем? А куда? А как с нуля-то? Тут нужны наработки, а тут опыт…»

Судьба смилостивилась надо мной: лет пять я не работала экономистом. Была в отделе развития, отвечала за проект, связанный с автоматизацией, с «1С», с разработкой внутренних регламентов. Потом грянул кризис 2014 года, компания закрылась. Я вышла на рынок труда и снова пошла в экономику, потому что нужно было заботиться о семье. Семья у нас маленькая: я и сын. Позволить себе начать все с нуля я тогда не могла.

Сын, кстати, первокурсник-химик. Я его очень долго расспрашивала, что ему нравится, что не нравится, к чему лежит душа. Я не хочу, чтобы он терял время, как я. К счастью, химия ему нравится. 

Сейчас я все больше склоняюсь к мысли, что сын практически вырос и скоро я смогу себе позволить заниматься тем, что мне нравится. Чем? Это самый главный вопрос. Как только я пойму, чем или где могли бы пригодиться мои качества… Недавно я осознала, что не помню, кем хотела стать в детстве. В семье это никогда не обсуждалось. Одно время у меня была идея стать писателем, но что это? Как это? 

Интересно, что все, что является адом для коллег: написание сочинений, иностранные языки — приносит мне удовольствие и радость. С кем-то пообщаться, наладить контакт, что-то организовать, проект сделать — тоже мне в радость. Мне нравится в работе, когда что-то начинает получаться, когда я могу как-то помочь людям. Например, составить бюджет. Человек рассказывает свои планы, а я пытаюсь его мысли переложить во что-то удобоваримое, в управленческую отчетность. Увы, такое бывает очень редко.

Думаю, что если бы поняла, кем хочу быть, и работала бы в этом направлении, то, возможно, у меня бы получилась хорошая карьера. Мне самой было бы приятно и радостно ходить на работу. Хоть что-то, не связанное с экономикой, уже мне было бы в радость. Я бы шла с хорошим настроением, с пониманием, что я приношу пользу людям. А сейчас я не понимаю: какую пользу приношу? Зачем это? Жизнь уходит, а я так и не узнала, в чем могу быть талантлива.

Можно ли реализовать мечту Юлии? Можно. Совершенно необязательно при этом отказываться от прошлого опыта. Часто стоит двигаться поступательно.

У Юлии есть работа, которую она не очень любит, но в которой у нее высокие компетенции, и есть зоны, куда ей хочется, но там нет компетенций. 

Сейчас есть много разных образовательных и социальных стартапов, уже получивших первые инвестиции, но не имеющих людей, которые могут наладить нормальную финансовую дисциплину и отчетность для инвесторов. А это нужно, чтобы получать следующие раунды инвестиций, чтобы нормально расти, чтобы не было конфликтов с людьми, которые дали деньги. 

Я бы посоветовала Юлии пойти на одно из больших стартап-мероприятий, которые проводит ФРИИ или Сколково, познакомиться там с людьми из образовательных, креативных стартапов и предложить свои услуги финансового менеджера, человека, который ведет не просто бухгалтерию, а всю операционную финансовую деятельность. Может быть, даже в первый раз предложить бесплатно, чтобы набраться опыта. Дальше, если Юлия поработает финансовым менеджером в каком-нибудь классном стартапе и ей понравится, можно будет стать финансовым операционным менеджером стартапов по найму, и дальше становиться либо операционным директором, либо продактом стартапов. Я думаю, что у Юлии в течение года переход получился бы.

Мы боимся перехода из отрасли в отрасль, потому что нам кажется, что там все новое, шансов нет и все очень страшно. Я предлагаю не кидаться сразу в омут, а забирать лучшее из старого: опыт, профессию — и на этом переходить в новую отрасль.