В XXI веке набор навыков, необходимых для продвижения по карьерной лестнице, меняется так быстро, что за ним трудно успеть, особенно если речь идет о профессиональных компетенциях (hard skills) специалистов в высокотехнологичных отраслях. На этом фоне создается впечатление, что soft skills становятся чуть ли не важнее, чем hard skills.

В формуле успешной карьеры помимо hard skills и soft skills есть третье, не менее важное слагаемое — образ мышления (mindset). Это понятие включает в себя способность анализировать свои реакции, понимать свои эмоции, отслеживать свои мысли и вести себя адекватно ситуации. Иными словами, быть осознанным и работать над своими внутренними установками.  

Установки — это заезженные мысли, мыслительные и логические утверждения, которые человек принимает на веру, как аксиомы, не ставя их под сомнение. Часто они носят негативную окраску и тормозят развитие. 

Препятствия на пути карьерного роста можно условно разделить на две группы: психологические, такие как, например, депрессия, низкая самооценка или неуверенность в себе, и «рациональные» — убеждения, касающиеся профессионального развития, приобретенные в процессе взросления. Рассмотрим самые распространенные: 

1. «Карьера — не мой приоритет»

Многие люди разделяют работу и «настоящую жизнь» — семью, заботу о себе, хобби, собственные интересы и удовольствия — все, что находится за пределами рабочего пространства. По их мнению, работать нужно лишь для того, чтобы хватало денег на удовлетворение потребностей в своей «настоящей жизни».

Это неправильный подход. Большинство из нас тратит на работу по 8–9 часов в день — значительную часть своего времени. Отрицая тот факт, что работа находится у нас в приоритете над другими занятиями, мы обманываем себя, ведь соотношение времени, которое мы тратим на нее по сравнению с другими сферами жизни, говорит об обратном. 

Корни этой установки уходят в особенности российской ментальности, культуры. У нас принято отправлять детей учиться на ту специальность, на которую нужно, а не на ту, которая нравится. Из-за этого люди привыкают всю жизнь мыслить в категориях «надо», и эти «надо» даже не свои, а навязанные — родителями, друзьями, окружением. Человек просто отвыкает хотеть чего-то в профессиональном плане, для него становится естественным находиться в позиции «я выполняю долг», относиться к работе как к бремени, долгу, а не как к источнику самореализации. 

Чтобы справиться с этой установкой, попробуйте ответить себе на вопросы: что вам интересно? Какие задачи вы бы выполняли с интересом, даже если бы вам за это не платили? Чем вы можете заниматься долгое время, не отрываясь, пока вас не отвлекут? Так вам будет проще понять, чего хотите именно вы. 

2. Моя цель — через 5 (7, 10 …) лет зарабатывать 300 (400, 500 …) тысяч рублей

Эта установка происходит все из того же отношения к работе как источнику заработка, а не способа самореализации. В денежных амбициях как таковых нет ничего плохого. В определенные моменты они могут выходить на первый план, придавать сил двигаться дальше, но рано или поздно денежная мотивация перестает работать. Интерес и удовольствие от рабочего процесса — куда более надежный стимул. 

Кроме того, ориентируясь исключительно на зарплату, человек не может выстроить долгосрочную карьерную траекторию. Ко мне часто обращаются за советом люди, которым предлагают перейти на другую должность в другую компанию с большей зарплатой, притом что на текущем месте работы их все устраивает. Первый вопрос, который я им задаю: «А что в большей степени соответствует вашей карьерной траектории?» Часто люди не могут ответить, потому что не знают, чем бы они хотели заниматься через 3–5 лет, в какой сфере работать. У них нет большой цели, они ориентируются на зарплату, и это мешает им делать выбор исходя из своих профессиональных интересов.

Фото: Fauxels/Pexels
Фото: Fauxels/Pexels

3. У каждого должно быть призвание, одна сфера деятельности на всю жизнь

Многие ограничивают свое карьерное развитие рамками одной сферы деятельности, ориентируясь на «лейблы» профессий. Условно, дизайнер — мое, а бухгалтер — не мое. Но если начать разбираться, из каких действий и повторяющихся задач состоит та или иная профессия, пересечения обнаруживаются даже в таких, казалось бы, полярных профессиях, как дизайнер и бухгалтер. В дизайнерской работе, например, есть подсчеты, аналитическая сторона, а в бухгалтерии — креатив, нестандартные задачи, например, когда в уже готовой отчетности находят ошибку и нужно придумать, как ее исправить, не переделывая всех документов. 

При выборе работы я рекомендую ориентироваться на то, какого рода задачи человеку нравится решать, а не на то, как называется та или иная профессия. Люди придают слишком много значения связке между задачами и сферой деятельности. Например, работа в сфере продаж может предполагать как продажи уже существующим клиентам, так и «холодные» продажи.

4. Чтобы открылись новые возможности для карьерного роста, надо сменить место работы

«Я уперся в потолок» — один из самых распространенных ответов на вопрос рекрутеров о том, почему человек захотел сменить место работы. Не рекомендую так отвечать, потому что чаще всего это неправда. Скорее всего, проблема в том, что человек просто не видел возможностей для роста, потому что никто не принес ему их на блюдечке с голубой каемочкой.

В российской рабочей культуре принято наделять работодателя чертами родителя: начальник умнее, он знает, как лучше. Отсюда и ожидание, что в нужный момент босс придет на помощь, предложит новый проект, все расскажет и объяснит. Эта установка «снимает» с человека ответственность и переносит ее на руководство. Можно понять, когда так делают молодые специалисты, но, к сожалению, эта установка распространена и среди опытных сотрудников.

Надо понимать, что большие проекты начинаются с малого, варианты развития не сваливаются из ниоткуда, а профессионал — это тот, кто может сам увидеть проблему и предложить идею руководителю. 

В целом смена работы — не панацея. Часто трудности, которые заставляют идти на этот шаг, имеют системный характер. Принимая решение бежать от проблем вместо того, чтобы их решать, вы с высокой долей вероятности на новом рабочем месте наступите на те же грабли. Например, если вы хотите уволиться из-за конфликта с начальником, для начала попытайтесь наладить отношения. Иначе ошибки так и останутся непроработанными и всплывут в новых ситуациях.

5. «Никогда и ничего не просите. Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас»

Некоторые пользуются этой булгаковской цитатой как прямым руководством к действию, в том числе на рабочем месте. С этой установкой в паре часто идет и другая: «Молчи — за умного сойдешь». Такой подход неправильный в корне. Просить — значит уметь заявить о своих потребностях, а не пресмыкаться перед руководством. Способность демонстрировать собственную ценность — ключевой навык для роста. Показывать другим свои навыки и умения — не значит быть выскочкой.

Эти контрпродуктивные установки отчасти заложены в российской ментальности. Тогда как на Западе детей еще со школы учат навыкам самопрезентации. По своему опыту могу сказать, что в России фраза «умение продавать себя» часто вызывает негативные ассоциации — а зря. Ведь перед теми, кто умеет показать себя со всех сторон, открываются новые перспективы.