Виктор Ерофеев   /  Владислав Иноземцев   /  Александр Баунов   /  Александр Невзоров   /  Андрей Курпатов   /  Михаил Зыгарь   /  Дмитрий Глуховский   /  Ксения Собчак   /  Станислав Белковский   /  Константин Зарубин   /  Валерий Панюшкин   /  Николай Усков   /  Ксения Туркова   /  Артем Рондарев   /  Архив колумнистов  /  Все

Наши колумнисты

Максим Кантор: Теория одного заговора

Некоторые люди по десять раз смотрят фильм: выплывет Чапаев или нет? А человечество сотни лет переживает в пасхальную ночь: воскреснет или не воскреснет? 

+T -
Поделиться:
Картина Максима Кантора «Крестный ход»
Картина Максима Кантора «Крестный ход»

Вроде бы знают, как будет, но волнуются. Это ведь непросто — отменить смерть, мы знаем, что смерть безжалостна. Что, если не сумеет?

Но Он совершает усилие и воскресает, это всякий раз облегчение и победа.

Каждый год людей подвергают испытанию — Бог умирает на кресте, и они остаются беззащитные перед миром. Распятие случилось две тысячи лет назад, но обряд устроен так, чтобы ощутить непоправимость беды. Если не воскреснет — зло действительно непобедимо.  Потом происходит чудо, и все говорят друг другу «давай похристосуемся» и тянут губы, и ты целуешь чужих как своих. Люди целуются — скрепляя поцелуем свой заговор.

Христа казнили как заговорщика. План заговора существовал. Христос сказал, что принятые скрепы общества — власть, закон, деньги — ненадежны, их следует отменить. Чтобы общество выжило, его надо скрепить любовью. Любовь — крепкий клей, крепче не бывает, просто мы используем его в ограниченных дозах. Любовью соединены семьи, а распространить этот клей на все население мира никогда не пробовали. Да и хватит ли его, этого клея? Одних китайцев два миллиарда — всех не обмажешь. На чеченцев и то не хватает. Надо бы наладить производство, но это тяжелее, чем добыча нефти, бурить приходится в душе.

Однако любое другое связующее не столь надежно. Например, власть — убедительная штука, в распоряжении у власти много средств воздействия, но самый униженный раб презирает власть, и презрение разъедает трон. Или, скажем, деньги — они дают богатым уверенность в себе, но богатство не подарит вам тепла объятий, и богачи это знают. Редкий менеджер среднего звена пожертвует жизнью за топ-менеджера, хотя отдать жизнь за свою семью — дело естественное. Не существует такого брокера, который любит биржу больше, чем детей, хоть это и обидно для биржи. Государство потому и настаивает, чтобы граждане свое Отечество не уважали, но именно любили, поскольку крепче связующего в природе нет. Любовь к близким сильнее, чем чувство преданности партии, чем страх перед начальством, сильнее, чем логика бизнеса, даже сильнее, чем радость от победы на демократических выборах. Даже радость от безнаказанно уворованного капитала не столь греет сердца, как любовь к близким. И Гобсек, и Шейлок, и Ротшильд, и те евреи, что молились золотому тельцу, даже они, хоть отвергали сострадание к далеким,  но близких склонны были защищать.

Собственно говоря, любовь — это не освоенный обществом природный ресурс. Общество вообще предпочитает дурные свойства натуры в качестве питательной энергии. Страх научились использовать. Зависть, голод, ненависть, алчность — столь же необходимые элементы социального строительства, как нефть, газ и золото. А использовать любовь — не научились.

Христос предложил неожиданный план: использовать силу чувств, которую мы тратим на любовь к ближним, на отношения с теми, кто далеко. Следует относиться с той же истовой внимательностью, с какой мы относимся, например, к жене и сыну, к тем, с кем не существует прямого родства, — допустим, к Доку Умарову или к Дмитрию Медведеву. Казалось бы, ну за что любить Доку Умарова, мы не представлены друг другу, к тому же он, кажется, злодей. А надо любить и его — ведь он такой же человек, как и мы. Он разделяет с нами участь смертного, а это самая непоправимая участь. И Путин тоже рожден матерью и тоже непременно умрет. И с Медведевым дело обстоит точно так же. Ведь это естественно — полюбить себе подобного. Стоит осуществить этот план, и человечество станет одной семьей, а в своей семье мы справимся с любой бедой.

Когда вы идете к причастию и вкушаете плоть и кровь Христову, вы становитесь близким Богу, таким близким, как член семьи, вас прикрепляет к нему клей любви. И когда вы отдаете свою любовь другим — вы уже делитесь не только своей любовью, но и Христовой любовью, и родство перетекает дальше и дальше. Так разрушается иерархия и преодолевается время и расстояние: нет дальнего, нет ближнего, но все люди — единая семья, где всякий служит всякому. Когда Христос мыл ноги Петру, а тот отстранился в смущении, Иисус сказал ему: «Тогда не имеешь общей части со мной», и чувствительный Петр испугался. Петр всегда реагировал пылко, испугавшись потерять единство с Христом, он взмолился: «Тогда вымой и руки мои, и голову!»

Заговор общей любви остался до сих пор неосуществленным — потому что люди полагают, что для образования полноценной семьи равных следует слегка прополоть Божий вертоград. Надо сперва истребить неверных (язычников, гугенотов, буржуев, коммунистов, глобалистов, террористов), а затем из верных мы склеим семью — не разлей вода.

Люди много раз старались создать общество, населенное только хорошими. Помимо интернационалов трудящихся (члены которых планомерно вырезали друг друга) были придуманы проекты идеальных социумов — от «Республики» Платона и «Утопии» Томаса Мора до «Дома на Пуховой опушке», придуманного Милном.

Даже в блаженном медовом пуховском сообществе, где нет зла и все равны, чужака поначалу встречают в штыки. Вспомните коварные планы Кролика в отношении Кенги и Тигры — и вам станет понятно, почему Платон вводил законы против поэтов.

Заговорщики оправдываются тем, что, если не осуществлять карательных мер в отношении чужаков, те причинят вред, разрушат идеальные договоренности. Как решиться творить добро, если тебя вот-вот взорвут в метро? Мы в принципе готовы «дальних» признать  «ближними», но сначала требуется провести селекцию среди тех и других. Именно эту селекцию мы подчас именуем объективным историческим процессом.

 

Журналисты скептически относятся к так называемой теории заговоров. Поскольку сегодня журналист попутно занимает вакантную должность историка общества, он представляет читателям объективный исторический процесс, а параноидальные фантазии отвергает.

Противопоставление «теории заговора» и «объективной реальности» выглядит странно, поскольку объективная реальность сплошь состоит из мелких заговоров. Так, например, полагать, что американское правительство само взорвало башни на Манхэттене — это «теория заговора». А полагать, что башни взорвали заговорщики-террористы — это, видимо, не теория заговора, но «объективная реальность». Позвольте, но если башню взорвали заговорщики, то это в еще большей степени «теория заговора»! Верить в то, что московское метро взорвали бандиты с Северного Кавказа — это именно и значит верить в теорию заговора, неужели непонятно? Увы, ничего тайного в нашем мире нет. Никто не носит черные маски и косматые бороды, заговорщики сидят в светлых кабинетах и носят галстуки. Власть, пропалывая общество вдоль и поперек, представляет объективную силу вещей. Богатые не скрывают того, что они богаты, и не собираются делиться с бедными, сильные не скрывают того, что намерены владеть слабыми. Насилие и нищета предъявлены миру открыто, по объективным историческим законам. Взрывают, грабят, топчут не заговорщики — но объективная сила вещей, открыто признанная обществом. Инфляция, дефляция, девальвация — эти загадочные слова секретного языка банкиров общество давно объявило объективной реальностью. Можно, конечно,  посчитать все это вместе глобальным бесчеловечным планом, но обычно используется иное слово: цивилизация.

Доказано, что пирамида есть самая устойчивая конструкция, а пирамида воплощает порядок и подчинение. В сущности, самым радикальным революционером из всех, кого знала история, был Иисус, который предложил считать данную цивилизацию несовершенной, а договоренности внутри пирамиды — отменить.

Страстная неделя, неделя мук, воздвижения креста и распятия есть не что иное, как описание строительства баррикады, такой баррикады, которая выдержит любой натиск. Именно крест есть самая бескомпромиссная, самая отчаянная баррикада. Потому что эта баррикада не против кого-то, но за всех. Эта баррикада не разделяет общество, но объединяет. Крест — весьма шаткая конструкция, уступает пирамиде. Более того — символизирует муку, принятую во имя любви. Однако миллионы людей носят этот знак веры на груди, это общество заговорщиков еще не потеряло надежды.

Он сойдет с креста и воскреснет, и до той поры, пока это происходит, наш заговор любви существует.

Так плетется связь людей, из миллионов любовей сделано наше бессмертие.

Пусть светлое Воскресение подарит вам силы жить и любить. Храни вас Бог.

Комментировать Всего 99 комментариев

Замечательный текст, Максим, спасибо, столь же замечательная картина. Думаешь об этом каждый день, но так красиво написать!Спасибо! Храни Вас Бог! 

Храни Вас Бог, Артур! Христос Воскрес!

За картину - отдельное спасибо - писал ее ровно год. Они ведь все на картине уходят в небо.

Замечательная, очень красивая картина. О тексте напишу ниже.

Спасибо, Андрюша, я скоро покажу эту картину в Mansfield Chapel в Оксфорде, а потом в Брюссельском Соборе.

Максим, текст очень понравился, а вот картина нет. Поясните несведущему, к чему там у Вас собаки с кошками?

Потому что у них тоже есть душа. Это детская картина. Воскресение вообще очень наивная вещь. Я люблю кошек. Думаю, они тоже воскреснут.

Понятно. А то я подумал,что Вы их вместо батюшек нарисовали.

Ну что, Владимир, как можно! и потом, у меня никаких иносказаний: кошка - кошка, церковь - церковь, идут на небо - значит, на небо.

Христос воскрес!

Максим, Вы пишите: «а использовать любовь не научились», а как же человек может ее использовать, если любовь и есть Бог? Как можно заставить себя полюбить?  Неужели Вы осуществили для себя «заговор любви» и полюбили Путина, Медведева, Умарова…? 

Картина хороша!

Именно так, Мария. Поверить в Бога и значит полюбить. Получилось ли у меня? Я очень стараюсь, плохо справляюсь с собой, очень этого стыжусь, стараюсь снова. Отвечаю Вам искренне.

Христос Воскрес!

А я, Максим, ужасно люблю собак!

Поэтому спасибо тебе отдельное за кошек, и собак, которых так много на твоих картинах -  бедных и сирых дворняг с человеческими глазами.

А текст замечательный. Какой же ты молодец -  что все это ТАК сказал. Об этом нужно постоянно напоминать -  даже если это осуществимо только в "индивидуальном порядке"...

Спасибо тебе!

Христос воскрес!

Это тебе спасибо, дорогой Володя! Христос Воскрес!

Твои деревья, твои собаки, твой кирпичный цвет... Мастерство - это прежде всего свой язык!

И, по-моему, на переднем плане - несколько особенно близких тебе людей.

Трогательная детскость - самое замечательное в твоих картинах!

Большое спасибо, дорогой Володя. ну да, это именно так, я пишу всегда тех, кого знаю и люблю. И все картины - это общение с родными. А Воскресенье такой случай, когда можно написать и дорогие лица ушедших, тех кто уже не со мной, но кого я надеюсь встретить.

"Чем больше узнаю людей - тем больше я люблю собак". У Максима есть множества картин на "собачьи темы". Я ему уже писала, что мне понравились. Название "7 (или 12) собак"

Да ну, Леда! такая Вы прозорливая, а про собак не догадываетесь? ну это же метафора простая совсем... Вы же все понимаете, не притворяйтесь!

браво...

собственно, основная причина проблем в отсутствии простого алгоритма - все равные и все - разные... стоит  это признать и торочащим предметам места не останется... а пирамиды, которые обсуждает и строит человечество - перевернутые... нельзя в готовой конструкции построить собственный кооперативчик, да еще чтобы он работал успешно...

Как всегда - ясно и просто:

у Вас специальный дар - просто сказать о главном

С праздником! Спасибо за замечательные слова и мысли!

С праздником Вас, Елизавета! Христос Воскрес!

Заговор вышел из моды с кринолинами

Максим, у меня есть одно разногласие, и оно вот какого свойства.  В старину, когда заговорами занимались заговорщики, тайна была sine qua non или душою заговора. Целью убийства Царя Александра было его уничтожение.  Сегодня, когда заговорами занимается и власть, все это не так.  Пожалуй, перелом произошел с убийством Кирова - первого в истории заговора,откровенной целью которого была не сама акция, а создание двойственного отношения к ней, и к самому заговору, по шаблону веришь-неверишь.  На Запад новое значение заговора вошло с убийством Кеннеди.  Опять-таки, целью было не устранение некоей фигуры, а выдвижение абсурдной теории заговора, которой население заставили присягнуть - по другому не скажешь...  Где-то около 80% американцев не верят Докладу об убийстве Кеннеди, но написать это, например, школьнику в школьном сочинении значит прослыть weird, в переводе на советский - неактивным, в переводе на русский - неблагонадежным.  Тот же результат и с 9/11 в США, и со взрывами домов спецслужбами в России, и вообще с "терроризмом" - никакого заговора нет, есть лишь прозрачная симуляция заговора.  Заговор вышел из моды с кринолинами.

Так у нас и нет никакого разногласия, Андрюша. Я именно об этом и написал. это как у Честертона, помнишь? "Где умный человек прячет лист? В лесу. А где умный человек прячет мертвый лист? В мертвом лесу. А  если мертвого леса нет? Тогда он сажает мертвый лес." Страшная какая метафора. Я и говорю, что заговор, расширенный до понятия "история" перестает быть заговором, но становится силой вещей. И это приводит к невероятным смысловым аберрациям - например, в отношении 9/11. Мне никак не удается донести всю абсурдность положения, при котором заговорщицкие действия терросистов-заговорщиков относят к объективной истории - а предположение, что сама власть учиняет взрыв - к теории заговоров. Но ведь это же логическая каша!

 Описывать, как в снятой квартире собираются инсургенты в мсках - это не теория заговоров. А посчитать, что государство само решило поступить так и так - это теория заговора. Словно прецедентов не было, когда именно государство так и поступало - пожар в Рейхстаге, убийство Кирова, тобой помянутое, провокация на польской границе. финская война, да что угодно! Это давно является просто историей. Но не видеть этого - значит приучить себя к мысли, что логика - не логика, а что-то еще, мистическое что-то. Сапоги всмятку. Но именно эти сапоги всмятку нам и подают на завтрак.

Я и пишу, что в мире главный заговорщик и революционер - Иисус Христос, поскольку осмелился весь этот кошмар отменить.  

Точно так.

Причем людей приучают проверять перед сном, не забрался ли какой conspiracy theorist к ним под кровать.

Основной заговор нашего времени, целью которого является внедрение теории "истории", приемлемой для власти, это заговор против теории заговора.

У меня пропала половина ответа, вот сейчас он вышел полностью.

Именно так, браво, Андрюша! Палермо, солнце и свобода! А у них происходит как раз то, что ты чудно описал в своих книгах: заговор против теории заговора, за объявление реальноего заговора силой вещей и исторической закономерностью.

Получаю огромное удовольствие от твоих "Пряничных человечков" - кстати я бы именно так перевел. "раса пряничных людей" - не звучит. И подумать только, что ты написал все это пятнадцать или двадцать лет назад. Видимо тот факт. что написано по-английски, оказался критичен - русскому было недоступно, англичанам - не в ногу.

Диагноз - точен, Максим.  Честно говоря, помышляя о русском варианте книги, я думал назвать ее "Колобок", или скорее "Колобки".

Run, run, as fast as you can,

You can't catch me &c.

- соответствует по-русски "Я от дедушки ушел..."  Общий индоевропейский миф: оптимист, съедаемый лисой.

Нет, Колобок (ки) не нравится категорически. В Пряничных человечках все это же есть, просто приближено к нашему времени. "колобок" еще надо дешифровывать, а потом суть образа скорее в убегании (которое, да, кончается плохо, но все же беглец в начале вроде бы неуязвим). колобок по русски - это образ вечного бегства.

Не знаю, надо подумать. А, может, поспать?!
С праздником Вас, дорогой Максим!

Если бы я, циничный еврей с одесскими корнями, встретил тогда бы на узких иерусалимских улочках задумавшегося Иешуа, я бы спросил его:"Оно тебе надо?"

А за невозможностью этого, хочу отметить, что слово race в английском может означать, конечно, и расу, и народ, и народец, и даже отродье! Но внимательно читая книгу Наврозова, я пришёл к выводу, что речь, всё-таки, идёт о гонке между колобками, или гонки за колобком (самим Андреем, ушедшим от кремлёвского дедушки и лубянской бабушки?). Это не исключает, разумеется, double или даже triple entendre в названии и подзаголовке

Ну, сколько помню, Иисуса много раз именно так и спрашивали! Так что ответ известен.

А про колобков - наверное, правы. Но пока Андрюша созреет для перевода, пройдет столько времени, что слово колобок забудут окончательно!

Максим, спасибо за charming text, если позволите мне неуклюже, по- провинциальному  блеснуть книжным английским, ведь charm - это еще и заговор, хоть и слегка в ином смысле!

Что касается понятия "теории заговора", позвольте встрять в Вашу с Андреем беседу, ибо Интернет тем и хорош, что дает возможность иногда вмешаться в разговор умных людей не рискуя получить при этом по маковке:

Я бы полагал, что "объективный факт заговора" от "теории заговора" отличается одним существенным обстоятельством:

Первое подтверждается независимыми свидетельствами и доказательствами, второе же не имеет достаточных доказательств вовсе.

Но это отличие верно и для обычных достоверных и недостоверных гипотез.

А вот что бы гипотеза стала "полноценной теорией заговора", она должна обязательно содержать непоколебимую веру в  наличие  некоего прямого умысла.

Например: идя по бульвару я случайно наступаю на кожуру от банана и прибольно ударяюсь филейными частями о брусчатку. Это факт. Его не нужно доказывать, он подтвержден большой синей печатью  в виде бланша на заднице.

Но тут я начинаю реконструировать причинно-следственные связи и начинаю утверждать, что есть некоторые люди, которые специально следили за мной, за моим выходом из дома, специально в нужное время и в нужном месте положили эту кожуру мне под ноги.

 Про чтение моих мыслей на расстоянии я могу добавить, а могу и нет. Это уже не более чем приправа к основному блюду.

Вот это уже "теория заговора" во всей прекрасной  наготе: я вижу в объективном факте  чей-то умысел.

Вообще поиск умысла или причинно-следственной связи  в цепи случайных событий - это абсолютно нетривиальное занятие, ей целые отрасли математики посвящены, математическая статистика, например.

Просто "теория заговора" это всего-то гипотеза об умысле с очень малой степенью вероятности ее правдоподобия.

С Праздником! Удачи во всем!

---------------------

ЗЫЖ Я слышал, что 1.04.2010 года движение "Наши" подали иск в окружной суд г. Лос-Анджелес на создателей фильма "Беглец" по поводу неправомерного использования  идеи русской народной сказки "Колобок".

Несправедливо обвиненный Колобок, спасаясь от уголовного преследования, вынужден спешно покинуть свой рабочий офис и скрываться от полиции... ему это удается, пока на его пути не встает служитель закона, темный лис Джонс...

Спасибо, дорогой Алексей, за обстоятельное письмо. Совершенно с Вами согласен - думаю, что об этом именно мы с Наврозовым и говорили. Есть объективные вещи, есть субъективные суждения, а есть вещи как бы вмененные, объявленные объективными.

Дай Бог нам всем ума и здравого смысла всегда отличить одно от другого!

Я же всегда стараюсь помнить наказ Оккама: не плодить сущностей более необходимого.

Т.е. если при выявлении истины приходится делать очень много предположений - то это скорее всего не истина, а теория заговора.

Конечно, Алексей. Вы правы.

И вот еще, Максим,

Как Вы относитесь к такой возникшей относительно недавно забаве, как "Флэшмоб"?

Следует ли считать это действо заговором? Не кажется ли Вам иногда, что вся наша жизнь - флэшмоб, организованный специально для нас одним веселым бородатым дядькой с нимбом и навороченным АйФоном?

Дорогой Алексей,

боюсь вас разочаровать, но я не знаю, что такое Флешмоб, даже слово это слышу впервые. С удивлением недавно прочитал слово АйФон и увидел широкую дискуссию по поводу этого слова, но решил не вникать, предпочел почитать книжку. Вероятно, это снобизм?

Максим, как может меня разочаровать человек, который четко знает на что тратить свое внимание и время?

Только и скажу в ответ: респект(*) и уважуха!

О флешмобе неплохо написано в русской википедии здесь.

Но дорогой Максим, талантливые конспираторы и конспирологи всегда палятся на мелочах. Вы же знаете отлично это слово.

Поскольку написали его в своем ответе правильно, как принято " флеш " через "е", а не как я - через "э".

Хых... дьявол, как всегда в мелочах, ... не к светлому празднику будет сказано...

Спасибо за ответ,

---------------

(*) респект - простореч. от англ. слова respect - уважать, почитать

спасибо, дорогой Алексей! теперь буду знать. Я действительно не знал!  В мире все время появляется такое количество безумств и новаций - нелепых, по-моему, почти стопроцентно - что за всеми не уследишь.

Я полностью с Вами соглашусь, Максим, относительно многих бессмысленных и нелепых новшеств, в избытке возникших в последнее время, но феномен "флешмоба" меня сильно заинтересовал с позиций теории хаоса и теории сложных систем.

Участники этой акции фактически разыгрывают перез изумленными случайными зрителями процесс сотворения мира, т.е. феномен возникновение порядка из хаоса. Это потрясающе!

Люди похоже начали чувствовать этот тонкий процесс самоорганизации материи и даже стали пытаться его изобразить.

Да, я согласен, что как феномен это поразительно интересно, так сказать, воспроизведение вселенной в миниатюре. Но разве не то же самое делает композитор, когда из хаоса звуков создает мелодию, художник, и т.д. То есть, хотите Вы сказать, это обнажние приема, демонстрация модели? очень интересно! Но участвовать бы там не хотел.

Точно Максим, это демонстрация модели, пусть и не осознанная!

Спасибо за отличную дискуссию!

Жизнь, как игра

"Теорией заговора" - это называется потому, как противник неявный. Явный противник - это когда есть Страна и Террористы, стороны не скрыты, все как на войне.  А когда отдельные личности Страны замышляют что-то ради каких-либо целей против народа той же Страны или выдают результат своих действий за сделанное другими руками - это теория заговора. Точно так же боевик отличается от триллера-саспента - в первом случае обычное мочилово, во втором случае убийца неизвестен до конца картины и только прозорливый зритель может догадаться кто он есть.

"Самый униженный раб презирает власть, и презрение разъедает трон... Редкий менеджер среднего звена пожертвует жизнью за топ-менеджера, хотя отдать жизнь за свою семью — дело естественное. Не существует такого брокера, который любит биржу больше, чем детей, хоть это и обидно для биржи. Государство потому и настаивает, чтобы граждане свое Отечество не уважали, но именно любили, поскольку крепче связующего в природе нет."

Вот как раз не каждый раб власть презирает, а наоборот, большинство делает из власти культ и поклоняется ей, в жертву часто приносится Любовь, Близкие, Семья, Друзья. Божок золота и власти силен. Наблюдается зависимость, но основе которой возникло высказывание: "Самых худший хозяин получается из бывшего раба". Люди погибают во имя Денег, Власти, Престижа, часто это выглядит как жертва Бизнесу, с помощью которого мы пытаемся достичь желаемого и заигрываемся вконец....  А чем, в сущности, отличается гибель за Президента и смерть за топ-менеджера? Да ничем... Это все жертвоприношения во славу Власти.  А подкрепляться подобные чувства должны всеми доступными способами: Любовью к стране ("отдавший жизнь - герой") и уважением (торжественное поднятие флага на лужайке, другие проявления патриотизма) и т.д. и т.п.

Клеящая субстанция "Любовь" - это хорошо. Но, увы, этот клей в ощутимых объмах пока не завезли, т.к. спрос невелик...  Но общество на данном этапе развития любовью не склеить. Нужен клей получше, понадежнее. Марки клея под названием "Эгоизм", "Страх", "Богатство", "Секс-момент", "Власть" пользуются большим спросом, в продаже в емкостях разных объемов и разброс цен на них велик. Нужны внутренние правила существования человечества так же, как нужны правила для любой игры. Попробуйте для собственного удовольствия сыграть в теннис, если нет ни корта, ни покрытия, ни сетки, а ваш противник играет против вас не в одиночестве, а впятером и с автоматом, вместо ракетки. А напротив вы - и весь в белом... Можно сколько угодно внушать ему, что это нечестно, несправедливо и далеко от Любви, ему же надо выиграть в этой игре, ведь ему внушили и он поверил, что выиграть в игре - это главное. Он думает, что вы просто блаженный идиот. Гораздо легче посадить судью, создать правила и заставить всех играть честно насколько это возможно. Заповеди - это замечательно. Но нужен и механизм приведения наказания в действие. А это все влечет за собой именно  то, что мы и имеем. Все наши три власти. И другого пути пока нет.

Дорогая Леда, на меня с годами снизошло понимание простой истины, что жизнь очень коротка, чтобы играть в две игры. Если уж я верю - а я верю - в определенные вещи, я с ними и хочу прожить те годы, что мне отпущены.

Думаю, нет надежнее клея...

...Но, очень отвлекает от любви к ближнему своему - любовь великая к себе...

Спасибо, Максим - за хороший текст.

И картину - с алой колокольней.

Согласна. Суть моего коммента, что клей "Любовь" максимально эффективен, но спроса на него в ощутимых объемах нет. Зато широко покупают клей "Эгоизм", "Богатство", "Власть" для смазывания "любви великой к себе"

Клей "Эгоизм"

Это мне напоминает рекламу, придуманную Гениным.  Паштет "Прометей".  Почувствуй себя орлом!

Эту реплику поддерживают: Михаил Зоненашвили

Клей "Секс-Момент" - доступное удовольствие! Почувствуй себя целостным!

Способ применения: Снимите колпачок, нанесите  необходимое количество клея. Совместите места, требуемые для соединения, плотно прижмите для совмещения. Мгновенный эффект! Удобная упаковка для одноразового использования в том числе в некомфортных условиях. Пары клея не вдыхать, наступает привыкание и последующее размягчение мозгов с эффективным повышения либидо! Рекомендуется использовать дополнительное оборудование для контакта. Срок годности - 1 час, потом следует процедуру повторить.

Реклама, какой она должна быть

Артур, когда над Россией сбили корейский авиалайнер 007, один мой университетский приятель создал рекламу Аэрофлота и напечатал ее за свой счет в университетской газете.  Текст был такой: "Aeroflot.  Nobody Shoots at Us." ("Аэрофлот.  По нам не стреляют".)

Да-да. и еще было, после сбежавшего "Миг"а - " В Японию - мигом!"

Спасибо, милая Жужа. С праздником Вас!

Да, Леда, именно так. Об этом и пишу.

У каждого - своя миссия, Максим! Человечество изменить нельзя, а Человека -  укрепить и направить можно! и это - очень много, потому что с отдельного человека все и начинается...

Буду рад, если заглянешь на мою совсем не пасхальную тему - ПРИКАЗАНО: ЛЮБИТЬ ЕВРЕЕВ ДО ПОСЛЕДНЕЙ КАПЛИ КРОВИ!

Немедленно, Володя! И уже появилось предчувствие опасности. 

Христос Воскресе!

Мне очень приглянулась одна мысль: "Общество вообще предпочитает дурные свойства натуры в качестве питательной энергии. Страх научились использовать. Зависть, голод, ненависть, алчность — столь же необходимые элементы социального строительства, как нефть, газ и золото. А использовать любовь — не научились." 

Может, все дело в нашем времени: вся жизнь проходит "напоказ",  что о нас подумают окружающие нам важнее собственного состояния, видимость вытесняет реальность...

Мне на ум сразу же приходит лермонтовское "Ты бесхарактерный, безнравственный, безбожный, самолюбивый, злой, но слабый человек! В тебе одном весь отразился аек, век нынешний -- блестящий, но ничтожный..." Ведь ненависть, злость, алчность и т.д. делают нас сильнее в глазах окружающих (это как способ защиты, что ли), но разрушают нас изнутри, а любовь делает нас уязвимыми в глазах людей, но дарит нам состояние абсолютного счастья, гармонии... 

Воистину Воскресе!

Вы правы, Настя. Наша единственная надежда в том состоит, что люди (даже злые) все-таки хотят казаться хорошими. Я еще не встречал человека, который хотел бы казаться злым или подлым. А значит моральный авторитет добра все еще высок - хотя для практических нужд выбирают часто иное. Но ведь притворяться хорошими хотят! А значит все не безнадежно.

Эту реплику поддерживают: Анастасия Малявко

Увы, Максим, я встречал и таких людей. Злоба и подлость внушает страх, дает пьянящую власть. И чем немотивированнее зло, тем оно сильнее к себе влечет и тем быстрее разъедает душу.

Эту реплику поддерживают: Леда Плеханова

То есть, хотели казаться хуже, чем есть?

с удовольствием бы казались еще хуже, но это было бы весьма затруднительно!

Но ведь даже нацисты пытались выглядеть пристойно...даже вертухаи в сталинских лагерях хотели найти себе моральное право...

Опробую новую функцию "поддержать" и поддержку мнение Владимира Генина... Существуют даже религиозные культы зла.

Примеров множество. Хотя бы "черные мессы" сатанизма до сих пор имеют довольно широкое распространение. В кинематографе, например, современный сатанизм отражен в картинах:"13 врата" Полански, "Широко закрытые глаза" Кубрика. Первую супругу (беременную) Полански зверски убила шайка сатанистов после выхода фильма о подобных явлениях (Полански "Ребенок Розмари")

Ну, это, к сожалению, гримаса эстетстизма и трагедия эстетов. Увы. Бодлер - удивительный поэт, но пафос его, мягко говоря, странен.

Вы считаете подобные явления художественных вымыслом? Почитайте биографические данные о Чарли Мэнсоне, например.

Один из сектантов шайки Мэйсона во время массового убийства, избивая дубинкой Войтека Фриковского, польского кинорежиссера, с упоением шептал: «Я дьявол и пришел, чтобы заняться дьявольским делом».

Нет, не художественным вымыслом, а скорее следствием, той дрянью, которая вырабатывается искусством. Искусство ведь может производить самые противоречивые вещи. Авангард, например, произвел много такого, что повлияло на судьбу двадцатого века. Это как отходы, шлак, угарный газ.

О древнем культе зла

А что Вы скажете об египетском Сете и некоторых традициях поклонения Кали, Черного Шивы? Вообще-то сатанизм - известный и довольно древний культ зла, по-прежнему имеющий распространение и свою символику.

Из Википедии:

Литература ЛаВей А. Ш. Сатанинская библия. М.: Unholy Words, Inc. (РЦС), 1996. Warrax, Olegern. Princeps Omnium, издание второе. XXXVII A.S. Гилмор, Питер. Сатанинские писания. — Algol, 2009. ISBN 978-9949-15-857-7  Сатанинские ресурсы Орден «Черный свет» Черноворот Иерархия Сатаны Церковь Сатаны Black Fire Pandemonium, сайт Варракса Иностранные ресурсы Церковь Сатаны (США) официальный веб-сайт [править] Критика сатанизма Сатанизм с точки зрения скептика Эко, Умберто. Сатанизм, садизм и тяга к жестокости// История уродства / под редакцией Умберто Эко. — М.: Слово / Slovo, 2007, с. 216—220

Леда, ваша эрудиция меня просто иногда потрясает! Знаете, не скажу про египетский культ ничего, потому что, думаю я, он здесь не при чем. Мы ведь - во всяком случае, мне так казалось, - рассуждаем о том, как и почему христианство преодолело язычество, опровергло, отменило культ зла.

Максим, написанное мною относилась к Вашим словам "Я еще не встречал человека, который хотел бы казаться злым или подлым" и Вашему уточняющему вопросу: "майя? египет? что имеете в виду?". А список литературы и указанные даты изданий доказывают, что культ зла продолжает существовать и его никто не "отменял". 

Но ведь майя или египетские жрецы или даже каннибалы, которые съели Кука в австралии, - они ведь не злые. Это -первичное - язычество находится еще вне тех моральных категорий, которыми пользуется, например, христианская религия. Вот язычество вторичное, новейшее, нацизм, скажем - пришло уже после того как нормы отношений между людьми были изменены (в идеале, понятно, не вреальности) сообразно словам Писания. Для жреца египетского храма или для дикаря нет зла в том понимании, какое существует для нас.

Посмотрел ваши ссылки и понял, что Вы во многом правы, Леда.  Да, конечно, ведь Сад получал удовольствие от злодейста и это не скрывал, напротив, выставлял на показ. Да, ну конечно, человек Просвещения, освободившийся от Бога, чувствующий, что его свобода важнее любых доктрин, он вполне может поклонятся злу, как стихии свободы - это ведь и есть квинэссенция Сада. И самоназвание этих людей, коих описывает Сад, -  "либертэн", оно говорило о том, что они свои оргии понимают как выражение свободного духа. Странным образом, кривым образом этот аспект Просвещения предвосхищает Ницше.

Простите, что я так медленно реагировал на Ваш, вполне оправданный и точный, комментарий. И даже не знаю, чем это объяснить. Тут, наверное, сказалось мое отвращение к Саду, к XVIII веку и к Просвещению, все сразу. Как-то я про них не вспоминаю.

"Добрые каннибалы" - едят и плачут... :-)

Да, Максим, "сатанинские" учения прошлого были тайными и поэтому нам мало о них известно. В настоящее время светскость государств и отсутствие инквизиции позволяет исповедовать любую религию и многие учение дьяволопоклонников становятся известными. И, конечно же, искусство может влиять на развитие сатанизма так же, как влияет на все остальное.

В Европе пик увлечения сатанизмом наблюдается в середине XVII в. в достаточно высоких светских кругах. В качестве жертв на черные мессы сатанистов поставлялись многие сотни младенцев. Тогда были детально разработаны отвратительные и жуткие сатанинские обряды. Идейным вдохновителем современных сатанистов считается выпускник Кембриджа, оккультист и автор ряда “магических” книг Алистер Кроули (1875-1947), считавший, что “сатана — не враг человека, а жизнь, свет и любовь,” именовавший себя зверем Апокалипсиса и обучивший многих учеников. В частности из учений А. Кроули очень многое почерпнул для создания секты сайентологии Л. Р. Хаббард. Алистер Кроули широко использовал практику йоги и буддийские тантрические обряды, бывал в Китае и Гималаях. Произведения этого английского мистика, симпатизировавшего Гитлеру, легли в основу многих сатанинских культов, включая самую крупную организацию — церковь сатаны.

Артур Асмарян Комментарий удален

Если бы зло не обладало привлекательностью, не было бы никакой чести в победе над ним в себе. Эти полюса не могут не сохранятся. 

Весь этот "сатанинстский" антураж вовсе не обязателен для проявлений зла. Люди отлично приспосабливают любую философию и любую религию для осуществления того, к чему их влечет, или обходятся вообще безо всякой надстройки.

Абсолютно согласна. Привожу сатанизм как очевидное доказательство пропаганды зла в чистом виде и как явное противопоставление христианству. Ведь "черные мессы" сатанизма представляют собой опровержения всех христианских ценностей вплоть до перевернутого креста. А как явление, оно существовало в разные времена, от древних до современных под разными именами., масками и без масок вовсе. И играть с "привлекательным" злом крайне опасно. Считается, что именно картина Полански "Ребенок Розмари" спровоцировала в 60-х новых виток развития сатанизма. В общем, сплошной кошмар.

В свое время Бертран Рассел в статье "Почему я не христианин" выдвинул несколько тезисов-упреков христианству. Одним из таких упреков является вера в существование ада и вечной геенны огненной. Рассел пишет о том, что угроза "ввергнуть в геенну где плач и скрежет зубовный" это дурная угроза, она как бы удостоверяет вечность зла. Это очень сильный, надо сказать, аргумент.

И ответ на него придумать довольно сложно. Но, полагаю, ответ есть. Христа и его учение не следует воспринимать статически - даже и про марксизм говорили, что это не догма - Христос весьма бурно развивается на протяжении текста Евангелий. Думаю, что Христос эпизода со смоковницей и Христос Тайной вечери показывают нам динамику развития. Понимаю, что впадаю в толстовство в этом пункте, однако веду я совсем не толстовскому заключению. Помните ли, как распорядился Христос теми двумя днями - от смерти физической до Воскресения? Он спустился в Ад и вывел оттуда Адама и Еву. Это очень важный эпизод христианства - Сошествие во ад (см. русские иконы и, например, Мантенью). Этот эпизод (как трактуют его некоторые богословы) в какой-то степени объясняет необходимость физической смерти - не только дать надежду всякому смертному на жизнь вечную, но и спасти тех, кто уже в Аду, отменить первородный грех, именно избавить людей от вечной зависимости перед адом. И в этом преодоление ада, преодоление геенны - раз и навсегда.

Максим, вот мы и вернулись к моему начальному посту, где я написала, что на Любовь нет тотального спроса и по-другому быть не может. Мне кажется, что зло вечно. Меняются лишь пропорции зла и добра в мире. Без зла не было бы добра. Квинтэссенция добра в разных учениях - поиск духовности, любви и света. Сатанизм - культ животности, вседозволенности и наслаждений. И суть в том, что каждый из нас делает свой выбор. И этот выбор не должен быть легким. Искушение всегда рядом.

Это так - я про выбор. Это-то безусловно. Просто даже самый факт этого выбора находится (как бы это помягче, не очень старообрядчески чтобы звучало) внутри божественной парадигмы. Я просто не думаю что феномен свободной воли как то внеположен вере и любви, мне кажется, свободная воля именно потому свободна и может совершить выбор, что служит любви. То есть, если ты способен на выбор, то ты уже априри выберешь добро. Выбор в пользу зла - невозможен. Короче говоря, я думаю, что тот кто во зле - не свободен, а стало быть, выбора не совершает.

Вот такой силлогизм.

"Добро и зло в стране чудес, как и везде, встречаются, но только там они живут на разных берегах" - В.Высоцкий "Алиса в стране чудес"

А мне кажется, что выбор есть всегда и у всех. Суть жизни - сделать свой выбор.

Помните, что яблоко было с дерева Познания, дерева Добра и Зла, и Адам с Евой делали свой выбор. До съедения плода Дерева Познания Змей сидел снаружи, и человек мог различить, что исходит от Змея, а что - изнутри, от него самого. Т. е. Адам мог отделить свою личность от своих же собственных страстей. После Познания Добра и Зла это отделение становится невозможным. В результате его Добро и Зло из внешней информации становятся неотъемлемой частью человеческой личности, Добро и Зло перестают быть чем-то посторонним для Адама, они становятся частью его собственного "Я". И получил Адам при этом вовсе не знание типа "способности различать между Добром и Злом", а наоборот, представление о неразделимости Добра и Зла. Ведь Дерево это не было деревом отдельно Добра или отдельно Зла. Добро и Зло растут на одном дереве и имеют общий корень - и плод, собственно, соединяет их в себе, дает познание обоих качеств во взаимосвязи - ибо без понимания этой связи Добро и Зло не могут быть по-настоящему познаваемы. Таким образом, Адам приобрел понимание невозможности полностью разложить мир на белое и черное, однозначно разделить его на чистое Добро и абсолютное Зло.

Опробация прошла удачно, Леда! Но в качестве оппонента Вы вообще бесподобны!

Леда - душа Сноба, радость любого общества, надежда страждущих, утешение безутешных! Спасибо ей!

Tatiana Vetrova-McRite Комментарий удален

Любить, Таня. С праздником Вас! Христос Воскрес!

Tatiana Vetrova-McRite Комментарий удален

возможно, Максим, ты прав, и те, о ком я говорю, просто тяжело больны. Но ведь грань между душевной болезнью и здоровьем очень зыбка.

Максим, а разве Вас не удивляет, что за столько веков власти церкви над людьми, ей, практически, не удалось существенно увеличить число Любящих?

Дорогой Миша! Столько вещей меня удивляет в подлунном мире - но то, что очевидные вещи не признаются таковыми, конечно, удивляет более всего. Мне даже и за примерами "всех" ходить не надо - когда у меня под носом собственный пример, в целом не глупого, скорее положительного человека, который всю жизнь совершает ошибки. Что ж я с других-то спрашивать стану? Человек существо не совершенное.

Кроме прочего, ведь церковь сдала, сильно сдала свои позиции еще во время чумы, много веков назад. И, в общем, не вернула былого влияния никогда. Власти церкви над людьми с тех пор уже не было. А со времен Просвящения и подавно. Французская деревушка в Аквитании,сохранила церковь, на которой написано поверх рельефов со святыми "Свобода, равенство, Братство", а внутри материалы по расстрелам сященников в 1789г - не единственная, таких церквей полно. И по цифрам (количеству убитых попов) могут поспорить с большевистским террором. Поразительно, сказал бы я иное. То, что несмотря на невероятный технический прогресс, секуляризованное общество, церковь продолжает быть актуальной для миллионов.

Однако, ведь это же все разговор про институт церкви, а не про саму веру. В отношении именно идеала общественных отношений, христианство оказалось самым авторитетным (имею в виду, в западном мире), и в дальнейшем как философы Просвещения (Кант), так и философы, реформирующие социум (Маркс) опирались именно на христианскую доктрину, создавая свой идеал.

Максим, власть церкви над людьми никуда не изчезла, она ослабела и перестала быть абсолютной, но современное общество по-прежнему подчинено ей. Даже если мы с Вами четко попытаемся отделить служителей, то все равно, согласитесь, современное общество подчинено доктрине страха, а не Любви. 

Современный бизнесмен идет вымаливать удачу, разбойник пытается спасти себя от ада и все остальные действующие лица спектакля под названием "Смертный грех" стоят в очереди в церкви на защиту от Ада.

Я не буду рассматривать  Обрядность  vs  Вера, так как считаю это соревнование, весьма, вторичным.

На протяжении веков, доктрина страха насаждалась в сознании людей.

Безоговорочное подчинение правилам обещало - Рай, любая девиация "гарантировала" - Ад. И в этой простой, но  черезвычайно эффективной парадигме удавалось строить империи, монархии и республики.

Но Любви в этой парадигме НЕТ, она лишняя и в некоторых случаях даже вредная. 

Согласитесь, там где Страх, там нет места Любви. Именно по-этому, я считаю, что многовековой путь "новых" монорелигий  тупиковый. 

Обратите внимание, ведь признание двух сил, которые можно назвать по разному: Добро и Зло, Бог и Дьявол, Свет и Тьма и т.д. в реальности порождают языческий культ и формируют колоссальную армию "новых язычников", не понимающих, что такое Любовь, и тем самым обделенных ею.

Дорогой Миша, во-первых, спасибо Вам за четкое и ясное изложение событий - впрочем, как и всегда! Со сказанным Вами трудно спорить предметно (вернее сказать, именно предметно-то и можно, ссылаясь на отцов церкви и разные дебаты, имеющие целью именно изжить страх) , но, так сказать, по раскладу вещей - да, Вы правы. именно об этом, в частности, я и написал: о том, что страх был использован обществом как скрепа, а любовь нет. И написал также о том, что доктрина любви так и не воплотилась.

В разговоре с Ледой я уже вспоминал аргумент Бертрана Рассела, который Вы повторили: он считал для себя невозможным быть христианином, поскольку Христос верит в ад и общает грешникам вечные мучения. В том же письме я постарался аргументировать ответ Расселу, ссылаясь на букву Писания. Так, я сослался на сошествие Христа во ад и изведение оттуда тех, кто был туда ввергнут именно навечно - впрочем, Вы сами помните этот эпизод, Он вывел с собой Адама и Еву и тех праведников, которые (будучи язычниками) оказались в том месте, которое Данте определил как первый круг, Лимб. Этот эпизод, случившийся в биографии Христа после физической смерти и перед Воскресением, вообще любопытно монтируется с Божественной комедией, не находите? То есть, Данте описывает в Лимбе людей, которых Христос уже вывел из ада! Этот огрех в фактах не имеет отношения к вере, если можно так сказать, статической, но если рассматривать веру как движение мысли - то да, имеет.  Конечно, трактуя так, мы неизбежно впадаем в толстовство, в сознательное "оземнение" Христа - но, увы и ах, иначе не получается рассуждать в терминах современного нам языка и понятий. Это такое манихейство наоборот.  Впрочем, я, разумеется, вижу Вашу и Рассела правоту.

Еще раз скажу, что оспорить это невозможно, практика именно такова, об этом я написал в своем тексте и сам. Думаю, что для современного священника эта проблема стоит еще более остро и болезненно, чем для нас с Вами. Однако их неколебимость в вере - тех исключительных, которых мне довелось видеть и знать - восхищает. В конце концов, надо не боятся, в том числе - не боятся верить. Вон, недавно, нас призывали не бояться и выйти на митинг -бороться не пойми за что. Так уж вовсе грех бояться - отстаивая доктрину любви, как основу мира. Ну да, страх и зло сильны. Ну, ничего, инда побредем, как говорил один известный российский мученик. Но дело даже не фанатизме Аввакума - дело в том, что вера в христианский идеал, в моем понимании, во всяком случае, постоянно ищет новые пути - не обязательно конфессиональные. И находит их, То в Канте, то в Соловьеве, то в Марксе, то в Рауле Валленберге, то в безымянных праведниках, то еще в ком-то. В том, кто, вероятно, снова будет недостаточно убедителен. Но вера копится и копится, и, думаю, однажды мир устроится именно сообразно идеалу Христа.   

Дорогой, Максим, абсолютно с Вами согласен в поисках неконфессиональных путей. 

Спасибо, Вас очень приятно читать, наверное по той причине, что Вы это делаете с Любовью:-)

Дорогой Миша, безусловно! И, добавьте, с огромной симпатией к Вам! кстати, то что выше сказалось по поводу населения Лимба у Данте и изведения правдников из Ада - любопытный сдвиг сознания, не находите? к тому времени как Данте спустился в Ад - Лимб был пуст.

Не знаю, Максим, сложно обсуждать то  чего может и нет. Но скажу одно, что бы понимать мысли и слова Христа нужно много больше чем доскональное знание трудов евангелистов. Селективность  в жизнеописании и сокрытие многих апокрифов, создают не корректную картину понимания и анализ в данном случае бессмысленен. 

Ваши аналогии очень интересны и наполнены художественным смыслом, но истины нет и  искать ее пустая трата времени. Времени, уникального свойства нашего мира и отсутствующего в других.

Здесь бы я с большим удовольствием порассуждал бы о лестнице Якоба, как основном гаджете в познании Мира :-)

И в конце концов какая разница пуст или полон Лимб, когда его может и нет :-)

А мне кажется, христианство в понимании Времени чрезвычайно важно.

Что касается Лимба, то католики недавно (в пятидесятые, кажется, годы) ведь объявили Ад вовсе недействующим до Страшного Суда. Люди спят и ждут - только православные и остались с Адом. Такая вот курьезная история.

Реформация православия, отдельная и очень большая тема и, если честно, то не очень интересная :-)

Хотелось бы уточнить, что именно, Вы подразумеваете в фразе "А мне кажется, христианство в понимании Времени чрезвычайно важно" ? 

Простите, Миша, вчера пропустил Ваше письмо.

Я имел в виду то мнение, широко распространенное среди историков, которое почитает отцом истории не Геродота (он, скорее, сочинитель и расказчик преданий), а пророка Даниила - обозначившего смену царств, как поступательное движение истории. Собственно, в этом и есть отличие истории от хроники, и историка от хрониста - не фиксация того или иного факта, но риунок перспективы, увязывание воедино прошлого и будущего.

Поскольку сама идея поновления завета (т.е. идея Христа) вполне корееспондирует с концепцией Даниила, да и вообще многое в характере и речениях Христа связывает его именно с этим пророком, принято считать (это отнюдь не моя мысль) что Христианство является "исторической" религией, и применимо к христианству философы используют (исходя из сказанного выше) слово "история".

В этом смысле, безоговорочно ДА

Православие, конечно, в своем роде последовательнее: будем отстаивать Ад до конца!

Мне кажется замечательным одно разъяснение - к сожалению, не помню, чье: что таково свойство изливающегося и пронизывающего все Света, что для "черной души" он невыносим и становится вечной мукой. Вот, собственно, и весь Ад.

Без экспериментов пропорции человеческих чувств вряд ли претерпят существенные изменения. Чего уж там любовь, терпимости бы прибавить.

Помню последнее интервью с Аверинцевым, перед отъездом Сергея Сергеевича в Вену. Его спрашивали что-то о демократии, о гражданской совести, обычный набор слов.

А Сергей Сергеевич ответил: Какие гражданские права, какая свобода слова! Нам бы научиться не жаловаться по начальству.

Это было так горько и просто, как-то по-чеховски трезво сказано. Да, именно так, Константин. Немного терпимости, немного воспитанности, чуть-чуть умения не подглядывать в замочную скважину, не вскрывать чужие письма, не доносить, не наушничать, не сколачивать большинство против меньшинства. Это уже большое дело.

А там глядишь, и какой-нибудь прогресс приложится.

Только мне все-таки кажется, что начать надо с христианской любви, это такое общее лекарство - ну, как аспирин. Это же всем нужно, даже черствым, даже начальству. даже разбойникам.

Любовь как Весна

Сейчас весна, - и, прежде всего, принимая во внимание раннюю Пасху, - весна Воскресения. Птицы поют, - как не поют ни летом, ни тем более осенью. Просыпаются деревья. Почти не осталось снега, разве еще в лесных оврагах за городом. Весна – щедра, ее должно хватить на всех с горкой, а всегда не хватает. Вернее даже не то чтобы не хватает, - а как-то она протекает сквозь нас, будто мы полые, худые, неудерживающие… Эту пропускаем, и ждем следующую… Любовь Христова – похожа на весну Воскресения, «Весну священную» - танец девушки в окружении старцев. Старцы, мне так думается, - это мы. Девушка – Любовь. Христос прилюдно проповедовал Тайну, за что был прилюдно же казнен, … как заговорщик. – Заговорщик за нас. Или, перефразируя Ваш, Максим, образ – Любовь это заговор наоборот, против нас самих, - невесенних...