Политическая аналитика — и так далекая от физики или математики — в вопросах тандема вовсе превращается в астрологию и хиромантию. В игру включаются даже международные наблюдатели.

Первое. Очевидно, что сегодня впервые за всю историю тандема Медведев оказался его лидером. На его фоне Владимир Путин потерялся. Со своим очередным неудачным сортирным высказыванием он неожиданно оказался там же, где был десять лет назад, в то время как страна с надеждой поворачивается к новому лидеру.

Второе. Медведев продемонстрировал совершенно другой стиль работы в кризисной ситуации, нежели это всегда делал Путин. Что было воспринято в стране как показатель большей адекватности. В сложившейся ситуации Медведев выиграл, а Путин проиграл. По крайней мере временно.

Третье. Можно сказать, что дисбаланс власти внутри тандема стал меняться. Внешне ничто явно не противоречит такому выводу. Это стимулировало дискуссию на тему, захочет ли Медведев избавиться от Путина, а если да, то сможет ли.

Четвертое. Возник неизбежный вопрос: кто сможет заменить Путина во главе правительства и кто на это решится? Сегодня взгляды обратились на Александра Хлопонина, который при поддержке Медведева сделал рывок вперед и оказался в непосредственной близости от позиции премьер-министра. «Таймс» опубликовала статью, где намекает на возможность будущего премьерства Хлопонина.

Пятое. Хлопонин представляет собой редкую в России комбинацию успешного бизнесмена, эффективного регионального руководителя, человека, равноудаленного (или равноприближенного, если хотите) от всех кремлевских группировок и сохранившего при этом сравнительно чистую и незапятнанную репутацию. Он близок к Медведеву через людей типа Александра Волошина, близок к Путину через людей типа Романа Абрамовича, близок к старой команде Бориса Ельцина через Татьяну Дьяченко и т. д. Он внедряется сегодня на Северный Кавказ, обладая полномочиями от обоих — президента и премьер-министра, — и занимает уникальное место в российской политической иерархии.

Шестое. Очевидно, что смена премьера не будет самостоятельным решением Медведева. На это должен пойти Путин. Это может быть только в трех ситуациях. Во-первых, он решит в силу тех или иных причин уйти из политики. Во-вторых, он примет решение занять другую позицию в системе власти — от партийного лидера до главы международной организации. В-третьих, в рамках предвыборной стратегии. Первые два варианта совершенно не видны, третий теоретически может быть принят в расчет. Однако нынешняя позиция пока дает Путину гораздо больше возможностей подготовиться к выборам 2012 года. Как для себя, так и для Медведева.

Седьмое. Главное для Медведева в том, какую именно задачу он будет решать, если все же идти на смену премьера. Наиболее вероятный ответ — для укрепления собственной президентской позиции. Поэтому вопрос заключается в следующем: уход Путина укрепит или ослабит президента Медведева? Сегодня ответ, мне кажется, очевиден — ослабит. Однако может наступить — и наступит — время, когда уход Путина только усилит Медведева. Вряд ли такая ситуация сложится раньше 2012 года.

Восьмое. Позиции Медведева среди истеблишмента страны несравнимо более слабые, чем у Путина. Медведев — лучший ученик Путина. Выборы 2012 года без поддержки Путина, а уж тем более вопреки ему или в конфронтации с ним Медведев выиграть не сможет. В России нет выборов, которые нужно выигрывать, есть выборы, которые нужно разыгрывать и договариваться об итогах. Договариваться придется с Путиным.

Девятое. Положение Хлопонина уязвимо. С одной стороны, Северный Кавказ потребует от него очень большой энергии и времени. Не факт, что удастся преодолеть ситуацию, когда местные лидеры идут прямо к Путину, обходя и Хлопонина, и Медведева. Нынешняя ситуация в регионе — не лучшая основа для политической карьеры. С другой стороны, дать возможность рассматривать себя в качестве потенциального преемника Путина — политическое самоубийство. Враги задушат в объятиях, друзья — в обязательствах. Нужно играть в тонкую игру. Мы пока не знаем, способен ли на это Хлопонин лучше, чем, скажем, Немцов.

Десятое. Тандем выполнил свою первоначальную задачу: переход формальной власти к преемнику произошел плавно, Медведев постепенно набирает реальную власть. Путин этому по меньшей мере не препятствует. Возникает вопрос: превышает ли сегодня ущерб ту пользу, которую приносит существование тандема? Для страны и для членов самого тандема. Причем для них как вместе, так и индивидуально. От ответа на этот вопрос и надо, мне кажется, отталкиваться при рассуждениях о возможном разрушении тандема или перестраивании его, например, в правящий триумвират с Путиным в роли Путина, Медведевым в роли президента страны и кого-то еще — возможно, Хлопонина — в роли ее премьер-министра.