Россия вводит временный запрет на усыновление детей американцами
Процесс усыновления российских детей американскими гражданами приостановлен до тех пор, пока США и Россия не заключат специальный договор о международном усыновлении. Такое решение принял МИД России после очередного громкого скандала в связи с возвращением в Россию усыновленного американкой российского мальчика
8 апреля в 17.00 в ОВД Тверского района Москвы передали семилетнего мальчика. При нем был загранпаспорт гражданина России, авиабилет Теннесси — Вашингтон — Москва на имя Артема Джастина Хансена с пометкой «Малолетний без сопровождения» и записка: «Тем, кого это может касаться: я сделала ошибку, я была введена в заблуждение. Чтобы не разрушать свою жизнь, жизнь моих друзей, моих близких, я возвращаю ребенка и отказываюсь от усыновления».
До усыновления Артем Савельев воспитывался в одном из детских домов Приморья. Его родную мать, жительницу Лесозаводска, лишили родительских прав. Сначала мальчик жил с прадедушкой, а когда тому стало не под силу растить ребенка, попал в детдом. Полгода назад Артема усыновила американка Тори Хансен, которая, не справившись с родительскими обязанностями, отправила мальчика обратно в Москву. Она договорилась с предпринимателем из России по имени Артур — он и доставил мальчика в ОВД, встретив его в аэропорту и получив от Хансен за услуги 200 долларов. Сам Артем думал, что едет в Москву на экскурсию.
Глава МИД Сергей Лавров на следующий же день после события заявил, что нужно временно запретить американским приемным родителям усыновлять детей из России. К нему присоединились уполномоченный по правам ребенка Павел Астахов и президент Медведев. Деятельность агентства, оформлявшего усыновление, была приостановлена до выяснения обстоятельств. Сегодня МИД России принял решение приостановить усыновление российских детей американскими гражданами до подписания двустороннего договора с США по вопросам международного усыновления.
Как рассказал официальный представитель ведомства Андрей Нестеренко, в ближайшие дни в Москву приедет заместитель госсекретаря США Майкл Кирби. Американская делегация намерена встретиться с представителями Минобрнауки, Минюста, Генпрокуратуры, профильного думского комитета и детским омбудсменом и обсудить существующие проблемы. Дипломат подчеркнул, что только двусторонний договор, «содержащий действенные механизмы мониторинга за условиями жизни усыновленных детей из России со стороны наших и американских компетентных органов, включая возможность осуществления контроля сотрудниками российских консульских учреждений», даст гарантии того, что истории, подобные той, что произошла с Артемом Савельевым, не повторятся. Нестеренко добавил, что опыт разработки подобного рода соглашений у России имеется.
Напомним, что скандалы, связанные с ненадлежащим обращением и даже убийством российских детей, усыновленных американцами, происходят едва ли не каждый год. Последний из них — арест семейной пары по подозрению в убийстве приемного сына из России, скончавшегося в больнице от черепно-мозговой травмы, — стал поводом для обсуждения этой темы в Совете Федерации. В результате глава комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению Валентина Петренко потребовала ввести мораторий на международное усыновление. Однако тогда эта идея так и не была реализована.

18:32
15.04.10
СсылкаЛогика этого решения такова, что, видимо, следует ожидать, что если американский гражданин совершит преступление на территории России, МИД РФ приостановит выдачу виз американским гражданам. Каждый год американские семьи усыновляют тысячи детей из России, и вот выяснилось, что среди этих тысяч, десятков тысяч семей есть единицы, в которых происходят трагедии. Предполагаю, что процент таких трагедий среди биологических семей — в любой стране — может оказаться выше. И я точно знаю, что количество российских семей, в которых усыновления заканчиваются трагически, больше, чем американских.
В России существует такое понятие, как «отмена усыновления» — это когда усыновители обращаются в суд с просьбой отменить принятое ранее решение об усыновлении. Это специальная процедура, хорошо отработанная судами. Это настолько распространенное явление, что в Петербурге, например, есть специальный детский дом для «повторных сирот» — я там бывала. В Америке такого понятия просто не существует, каждый случай неудачного усыновления здесь катастрофа, чудовищное исключение. В России же — рутина, судебные будни.
В России вообще рутинно все, что произошло с этими людьми. Однажды в разговоре со мной московский детский психолог сказала о мальчике, которого били в семье: «То, что он пережил, дело довольно обычное. Непонятно, почему он ТАК травмирован». Звучало это кощунственно, но она просто говорила о своем огромном опыте.
К счастью, в последние годы в России появилось нечто вроде моды на усыновление — возникают семьи уже совсем новой культуры, где от детей не скрывают, что они усыновлены (такого рода секреты являются одной из косвенных причин последующих «отмен»). И это отлично. Но таких семей гораздо меньше, чем сирот, а значит, мораторий на американские усыновления — это трагедия для огромного количества детей, у которых не появятся семьи.
Это вовсе не означает, что не надо делать оргвыводов из этих ужасных случаев. Надо. Очевидный вывод: надо сделать так, чтобы усыновителей заранее и полностью информировали о диагнозах их будущих детей. Могу сказать по собственному опыту усыновления: этого не происходит. Медицинскую карту моего сына я, например, увидела уже после решения суда, и сюрпризов там было немало. К счастью, в нашем случае у этого не было никаких ощутимых последствий. И я могу сказать, что, какой бы ни был у моего ребенка диагноз, я бы от него никогда не отказалась. Уверена, что усыновители Артема Савельева тоже так думали: никто не усыновляет ребенка, планируя от него отказаться или поднять на него руку. Это трагедия этих детей и этих родителей. Заботиться надо о детях и родителях, а не множить запреты.