По опыту предшествующей теологической заметки «О божественном одиночестве» я пришел к выводу, что имеет смысл делить тексты о Боге на пронумерованные тезисы. Сделано это не для красоты и уж тем более не для читательского удобства (которого при таком разбиении текста явно убавляется), а исключительно для простоты и прицельности комментирования/полемики.

  • Из утверждения в первой главе Книги Бытия о том, что Бог создал Человека «по образу и подобию Своему» (1:27) вытекает одно простое следствие:
  • за вычетом гениталий, которые у Бога двуполые, а у Адама с Евой разделены, всякий человек является образом и подобием Господа.
  • Если вдуматься, то выходит, что по образу и подобию Творца созданы не только Джад Лоу и Наоми Кэмпбелл, но также и Борислав Брондуков с Кахой Бендукидзе:
  • ни о каких факторах, позволяющих отнести людей с нестандартной комплекцией/внешностью к иному биологическому виду, отличному от H. Sapiens, в Пятикнижии не сообщается,
  • как и в позднейшей авраамической духовной литературе.
  • Очевидно, что под «образом и подобием» тут имеется в виду не внешность (которая вообще пустая абстракция, ибо при любом взгляде она формируется органами зрения смотрящего извне),
  • а внутренняя суть Человека.
  • Тот факт, что по внутренней своей сути любой человек является подобием Бога
  • (латинское слово «инкарнация» буквально переводится на русский как «воплощение», но компьютерно грамотная часть читателей вольна использовать слова «копия» и/или «версия»),
  • подразумевает, в моем понимании, не столько визуальное или структурное сходство, сколько функциональное.
  • Человек равен Богу не количеством рук и ног (которых у Бога может и вовсе не оказаться),
  • а спектром доступных ему возможностей.
  • Тут напрашивается закономерный вопрос: а хули ж мы тогда не летаем, как птицы?!
  • За разъяснением стоит обратиться к карманному справочнику по Ветхому Завету, который, по счастливой случайности, является еще и священной книгой для всех христиан, независимо от их отношения к РПЦ и Зайцу ПЦ.
  • Там есть эпизод (Мф 14:30-31), с предельной ясностью объясняющий прямым текстом единственную причину, по которой возможности Человека и Бога оказываются в определенный момент различны.
  • Покуда апостол Петр верил в свою способность ходить по воде, он по ней и ходил.
  • А тонуть стал в тот момент, когда усомнился.
  • В позднейшей христианской литературе можно прочитать, что всю эту историю следует понимать иносказательно, аллегорически, и на самом деле по воде никто не ходил.
  • И это совершенно естественно, ибо цель позднейшей литературы
  • (как и всякой церкви, приближающей Человека к Творцу лишь посредством табака и водки, по остроумному замечанию из книги «Числа») —
  • выхолостить из авраамической веры ее гуманистическую сущность,
  • превратить верующего из Человека в тварь дрожащую,
  • подменить Божественный тезис удобной для Власти конъюнктурой для зомби.
  • Если же мы вернемся к чистому авраамическому истоку или к его новозаветному толкованию, то там нет места для аллегории.
  • Человек является Богом ровно настолько, насколько он в это верит сам.
  • Кому-то эта мысль может показаться крамольной, кощунственной или фантастической.
  • Справедливость требует признать, что сам я пришел к ее осмыслению лишь на пятом десятке лет и после рождения сына
  • (в связи с чем вспоминаются действующие в иудаизме ограничения по допуску человека к занятиям Каббалой: это как раз мужской пол, возраст 40+ и наличие семьи/детей).
  • Но теперь, поскольку мне уже дано было понять и испытать, я могу повторить с полной ответственностью сказанное в п. 25 выше:
  • Человек равен Богу ровно настолько, насколько он сам верит в это свое тождество.
  • Как ни удивительно, для осознания этого тождества
  • (и вытекающих из него неограниченных возможностей)
  • человеку совершенно незачем даже верить в Бога:
  • достаточно просто верить в Себя.
  • Хотя, на мой взгляд, человек, уверовавший в свои божественные возможности, но не осознавший Бога как их Источник, подобен вызвавшемуся пилотировать самолет на высоте 10 тысяч метров, не имея ни теоретической подготовки, ни опыта.
  • При некотором везении он, разумеется, может и довести самолет до цели, и даже посадить его на землю, но лучше б он все же изучал матчасть заранее…
  • …хотя бы по первой главе Книги Бытия.