Марина Бушуева: Такси — это опасно
Андрей Шмаров: Как с перевозками-то дело нынче?
Марина Бушуева: Лучше: за месяц мы прибавили процентов 40. Рынок ожил. Обзваниваю конкурентов, общаюсь: хорошо, жить будем. Но на докризисный уровень не вышли еще.
А. Ш.: А как устроен рынок такси?
М. Б.: Такси «от борта», которые можно поймать на улице и которые в основном стоят на точках. Такси, которые приезжают по заказам, в основном физических лиц. И такси, которые работают на корпоративных клиентов, это как раз мы.
А. Ш.: Кто в Москве сейчас лидер?
М. Б.: По количеству машин — «Новое желтое такси». До кризиса у них было 2500 машин, это очень много.
А. Ш.: Такси, работающие на граждан, — они сдают машины в аренду водителям или как?
М. Б.: Физлица — это аренда и план. Таксист сдает план, он должен сдать вот такую-то сумму, все остальное его. Что касается обслуживания юрлиц — оплата почасовая для водителей и почасовая для клиентов.
А. Ш.: Каков план, сколько нужно отдать за машину?
М. Б.: От 1000 рублей в сутки. Если уже какие-то иномарки хорошие, то может доходить до 2500, если это какой-нибудь там «мерседес». Водитель бензин заправляет сам, могут вешать на водителя ремонт машины, мойку.
А. Ш.: А сколько на одну машину приходится водителей?
М. Б.: Там, где они платят план, в основном один.
А. Ш.: А когда он отдыхает?
М. Б.: А он не отдыхает. То есть когда он отдыхает, он тоже платит деньги. Некоторые компании дают какой-то льготный день, один-два в месяц. А со сменщиками работать не любят: машина сыпется быстрее. В компаниях, где почасовка, на машине два-три водителя, потому что у нее есть такие клиенты, где машина работает круглосуточно, «шаттлы» — гостиницы, аэропорты.
А. Ш.: У шофера-арендатора, который к нам на вызов приезжает, как у него складывается рабочая неделя?
М. Б.: По-разному. В интернете дневник нашла одного таксиста из Питера, спит он четыре-пять часов в день, все остальное время работает с редкими перерывами на еду. Раз в неделю отдыхает. Но зато зарабатывает.
А. Ш.: То есть часов по десять работает таксист в день?
М. Б.: По 16. И спал он вчера. Может быть. Надо ехать и толкать: «Мужик, не спи!»
А. Ш.: Какая же тогда аварийность-то?!
М. Б.: Вообще раньше в такси считалось, 3% парка в месяц под списание — нормальная аварийность. У меня под списание уже несколько лет не было.
А. Ш.: Ваша компания — она такая вся компьютеризированная-радиофицированная? Диспетчеры на рациях, все записывается?
М. Б.: Не на рациях, но записывается все — с телефонов. Терпеть не могу эту рацию, болтающуюся в машине. Это неудобно для клиента, это нехорошо для водителя… Со всех сторон эта информация: этот взял, этот не взял, мат в эфире, все знают, кто куда поехал… А ведь мы еще и посольства обслуживаем, и крупные компании…
А. Ш.: А телефон у водителя за рулем — это не опасно?
М. Б.: У него Bluetooth, и он не пользуется во время поездки телефоном, ему незачем. У нас на карте диспетчеру видны все машины: стоит специальное GPS-оборудование на машинах, и я вижу в каждую минуту, где машина, с какой скоростью едет. Поэтому у меня правила нарушить — без вариантов.
А. Ш.: Под списание не было почему?
М. Б.: Я установила эту систему слежения, стала собирать информацию о личной жизни водителей и жестко гнобить их. Во-первых, у меня запрещено превышать скорость. Во-вторых, поругался он с женой, умерла собака, у него там кто-то умер… Как только я получаю такую информацию, двигатель машины блокируется — дистанционно, фактически SMS-кой.
Поэтому списаний нет вообще. Крылья, бампера — максимум.
А. Ш.: А у массовых, которые с физиками работают, вот, я недавно ездил, у них какой процент под списание?
М. Б.: Катастрофа! Он не спит, гоняет по Москве. Ему же надо быстрей: больше взял, больше заработал.
А. Ш.: А пьянка?
М. Б.: За последние, пожалуй, два-три года жизнь хозяев транспортных компаний налаживается: начали гаишники лютовать. И уже было несколько случаев, когда водители теряли права. Все, он потерял права — он идет работать курьером. А куда ему деваться? А до этого они откупались, причем за небольшие деньги, 100 долларов. А сейчас вопрос откупиться уже не возникает: денег не хватит.
А. Ш.: Ужесточение по линии ГАИ реально полезное?
М. Б.: Еще какое полезное! Но я еще сама ужесточила скорость… Я не знаю, как у других, а у меня скорость не превысишь. У меня есть специальный человек, он работает дома, в компании никто не знает, как он выглядит. Он каждую машину проверяет, все поездки за день сверяет с графиком заказов. Любое превышение скорости — штраф водителю.
А. Ш.: А ремень?
М. Б.: В требованиях некоторых компаний есть, что водитель не имеет права трогаться, пока клиент не пристегнется.
А. Ш.: А сам водитель пристегнут?
М. Б.: Я не обязываю, потому что проконтролировать не могу.
А. Ш.: Сколько водитель зарабатывает?
М. Б.: Водитель может зарабатывать сколько угодно, вплоть до того, что он ушел в минус. Может до 60 тысяч в месяц зарабатывать, но для этого он должен работать на износ, и обязательным условием является наличие постоянных клиентов, либо он в каких-то криминальных точках стоит — подпольные казино, бордели. Наши почасовики зарабатывают 30 тысяч. Можно и больше, если проработать долго в компании — сажают на VIP-автомобили, дорогие автобусы.
А. Ш.: А кто сейчас таксист? Лет десять назад приезжали в основном какие-то такие люди респектабельные за рулем, сейчас: «Ай, дорогу покажешь? Ай, поехали!»
М. Б.: Что было такое таксист раньше, в начале 90-х? Два образа встает перед глазами. Толстый, как правило, с неопрятной стрижкой, веселый и жуликоватый, ключи вертит на пальце. Второй — маленький, худенький, шустренький, глазки бегают. Это два реликтовых типа таксистов еще с советских времен.
Вообще, таксисты все одинаковые. Были в Индии, что-то он там сжульничал. Пишу жалобу, его вызывают. Он идет по дорожке к гостинице, к ресепшену, такой пузатенький индус, и крутит на пальце ключи. Походка, взгляд — ну как не уезжала!
Была еще категория людей, которые не определились, не смогли устроиться. Это были люди со своими машинами, как правило, люди хорошо образованные: юристы, экономисты, инженеры. Потом они устраивались, некоторые уходили в «персональщиков» высокого класса.
Теперь валом пошла публика, которая никуда больше не годится, отовсюду выгнали, но при этом у них есть права. И таких в любой компании на сегодня порядка 60%. В период кризисов — в начале 90-х, в 1998 году и сейчас — всегда они появляются. На собеседовании из 12-13 пришедших людей 11 оказываются хроническими алкоголиками. Проверяю их по базам, мне страшно становится — удержание прав за пьянку, рекорд я видела девять раз.
Алкашей не беру, но и другие хороши: это категория людей, которые не понимают ничего, кроме карательных мер. Чувствуешь себя сволочью, но закручиваешь гайки, разводишь стукачей, штрафуешь за все. Я что только ни делала. Есть костяк, 40%, которым можно объяснить, поговорить, пошутить. Остальные 60% — это диагноз, часто серьезный.
Например, мне приходит жалоба, клиент пишет: «Ваш водитель лаял на проезжающие мимо автомобили».
А. Ш.: Нормально. Хорошо, что не стрелял.
М. Б.: Вызываю. Разговаривать я уже научилась, нужно как с больными детьми: «Слушай, вот тут жалоба на тебя пришла. Скажи, ну что ты на них лаял-то? Ну едут себе и едут…» Он мне начинает объяснять: «Понимаете, Марина Алексеевна, вот мы с пассажиркой разговаривали о собаках, и вот я ей показывал, как собачки лают на машины».
Есть люди, получившие контузии: Афганистан, Чечня… Он неадекватен, у него вспышки немотивированной агрессии. Разговаривает, например, с бухгалтером, вдруг начинает краснеть и орать. Причем громко, на весь офис. А потом вдруг он — раз! — белеет и разговаривает совершенно спокойно.
Одному водителю кадровик говорит: «Вы должны быть на собрании, Марина Алексеевна проводит в воскресенье». Он говорит: «Пошел ты на х.. со своим собранием. Мне ребенка в зоопарк надо сводить и жену трахнуть». Поворачивается, хам, и уходит. Но на собрание пришел, а я говорю: «Вот товарищ у нас такой… Давай разберемся. Куда ты кадровика нашего послал, меня не волнует. А что там дальше-то было?» — «Ну, я же сказал, что мне надо ребенка в зоопарк сводить и жену трахнуть». — «Ну, с зоопарком понятно: мог бы сюда привести — зоопарк в полном составе. А еще мне интересно, почему у тебя встает только по воскресеньям?» Мужики ржали так…
Можно бить еще начать. Раньше били. А сейчас уже в морду не дашь: из-за этого много всяких косяков происходит.
А. Ш.: А специально кадры готовить не пробовали? Учить?
М. Б.: Я что только ни пробовала. Клуб жен водителей, мы пили чай, мы общались. Как ни странно, для них очень значима семья, любой конфликт в семье отражается на работе. Работала с женами, объясняла про безопасность: если он сейчас пьяный, спрячьте ключи. Сейчас проще, я двигатель заблокировала, в крайнем случае стартер сожжет.
А. Ш.: Но дистанционно же не определишь, пьяный ли он?
М. Б.: А вот для этого существуют диспетчеры. Машина завелась, и куда это он поехал, если заказа нет?
А. Ш.: Как набираете людей?
М. Б.: Мы не берем до 25 лет. Желательно, чтобы был женат. Чтобы был водителем раньше, иначе очень тяжело будет.
А. Ш.: Почему?
М. Б.: Не выдерживают постоянного общения с разными людьми. Все 17 лет, что я в бизнесе, мы всегда ухитрялись подстраиваться под клиентов, даже под самых тяжелых, самых безумных. Были и странные религиозные организации, скажем, мормоны — не курят, не слушают радио.
У меня есть клиент, он не самый главный, но из руководящего состава, сильно человек настроения, который водителя страшно ругает… Садится в машину, обкладывает водителя х..ми, говорит, что он мудак.
Была у меня одна девочка из известной семьи. Она, прогуливая институт, говорила маме, что это водители туда опоздали и т. д. То есть это скандал был на скандале.
Что я сделала? Я собрала водителей и объяснила им, что вы, когда человека везете, еще и психологи. У девочки подростковый возраст, комплексы, ее папа бросил, на молодой женился. Когда проговариваешь, им уже и не оскорбление это.
Я все-таки их научила. Российско-еврейский конгресс собирался в Москве, огромное количество машин заказали. Водители мои придумали сами: встречали всех товарищей с пейсами и кипами со всего мира, накупив кассеты с еврейской музыкой, и когда люди садились в машину, они очень гордо включали ее.
А. Ш.: Вы крепких выражений не чураетесь…
М. Б.: У меня педагогическое образование, и нас учили, что если в жизни будешь ругаться матом, то и в классе обязательно выдашь. Поэтому сначала я культурно разговаривала, но как-то ночью мне звонит водитель и говорит: «Я завтра на заказ не поеду, потому что мне папу нужно везти на дачу». И вот тут меня прорвало. Выдала все эти слова, положила трубку. Он мне перезванивает через десять минут и говорит: «Все нормально, я проблему решил, я завтра поеду». И я поняла, что это аргумент.
А. Ш.: Сколько в Москве нормальных таксистских компаний?
М. Б.: Я думаю, что компаний 50-60. Такси сильно не хватает, тем более что в кризис очень многие распродали парки или поставили. Сейчас, правда, стали вылезать, появляются.
Записал Андрей Шмаров