/ Москва

Андрей Шмаров: Дурной рост

Русские народные кризис-индикаторы. Выпуск 49

Иллюстрация: Cagle Cartoons
Иллюстрация: Cagle Cartoons
+T -
Поделиться:

Статистические службы развитых стран опубликовали итоги I квартала 2010 года, и они, казалось бы, весьма благоприятны. Америка выросла на 3,2%, годовая оценка роста — до 3,8%. Европа, правда, растет существенно медленнее, в этом году рост составит около 1%.

Не нравится мне этот подъем, точнее, не нравится его качество. Проходили мы это, и ни к чему хорошему оно не привело.

Штаты так бодро выросли за счет опережающей динамики потребительского сектора (занимающего, кстати, более 70% ВВП). При этом безработица, по крайней мере, здесь не снижается, как и долг, как и дефицит бюджета. Тогда откуда изобилие? Как обычно — в кредит, радуются как дураки, что ипотека вновь растет.

В Европе картина похожая, и наиболее наглядным образом она проявляется в ситуации с Грецией. Греки добились 110-миллиардной помощи, но в ответ на требование доноров уменьшить расходную вакханалию устроили демонстрации и забастовки. Типа хотим жить не хуже, чем белые люди, а немцы, мол, пусть скинутся. Представляю себе, каково последним смотреть репортажи о беспорядках в Афинах.

Ничего не изменилось. Никакие уроки не усвоены. Есть поговорка, что русские не почешутся, пока жареный петух в одно место не клюнет, но на самом деле весь «золотой миллиард» таков, или по крайней мере процентов 80.

Наши тоже, кстати, отличились по части сибаритства: спрос на поездки на отдых, по сообщениям операторов туриндустрии, вернулся на докризисный уровень. Что-что, а вот умеют наши граждане отдыхать, этого у них не отнимешь. На пасхально-новогодние пару недель до посинения, потом, знамо дело, на 23 февраля и 8 марта (как же не расслабиться на Международный женский-то? На излюбленный народный праздник?). А уж на майские допиться до зеленых чертей — это как положено, это не замай, завоевание трудящихся. Как будто все уже сделали, все у нас построено и налажено...

Не помню точно, кто из авторитетов это предрек, что 2008 год был кризисом финансовым, 2009-й — экономическим, а 2010-й станет социальным, но, соглашусь, что все идет именно к этому.

О прогнозировании (см. табличку после графиков индикаторов).

Самый точный прогноз на конец прошлой недели — у «Алора», второй по точности — у «Цериха». Обе эти компании входили в тройку прогнозистов-лидеров и в предшествующие три недели. А вот абсолютный лидер предыдущих недельных рейтингов точности прогнозирования, «Солид», дал на прошлой неделе самый неудачный прогноз и уступил первую строчку в суммарном недельном рейтинге «Алору». В число лидеров по суммарному недельному рейтингу вошел и «Проспект», который делит теперь 2–4-е места с «Солидом» и «Церихом». По иронии, «Солид», давший самый неудачный недельный прогноз на 30 апреля, является автором самого точного месячного прогноза на эту же дату. В целом же четверка лидеров по суммарному рангу недельных прогнозов и четверка наиболее точных месячных прогнозистов — это одна и та же группа компаний.

Среднее время в пути не изменилось.

Поток людей в супермаркетах не изменился.

Число квартир в аренду увеличилось на 1,5 проц. пункта.

Число вакансий уменьшилось на 7 проц. пунктов.

Стоимость корзины выросла на 0,3%.

Активность в блогах снизилась на 10%.

О методике построения индикаторов можно почитать здесь.

 

Комментировать Всего 12 комментариев

Екатерина Егорова Комментарий удален

Александр Алексеев Комментарий удален

"Не помню точно, кто из авторитетов это предрек, что 2008 год был кризисом финансовым, 2009-й — экономическим, а 2010-й станет социальным..." . Сказал Клаус Шваб. http://www.snob.ru/selected/entry/12097

Рост дурной. Российских отдыхающих действительно много (судя по свободной Москве). Непонятно чем кончится у нас социальный кризис...

Уважаемый Андрей! А Вы не пробовали проводить корреляцию между выступлениями властей (президент, премьер-министр) с освещением кризисной ситуации и степенью дальнейшей потребительской активности населения?

Очень сложно посчитать. да и зачем? результат очевиден...

Возможно, выведение данной корреляции процесс не такой приятный, как построение индексов проституции, например, но вряд ли более сложный.

А какой результат Вам кажется очевидным?

Как какой? Как пропаганда облапошивала народ, так и продолжает. и коэффициент корреляции будет близок к единице по модулю

По ТВ объявили - кризис кончился

В общем, хотя Вы все время спорите, поделюсь с Вами личными наблюдениями. Как только в средствах массовой информации появляются сообщения, что кризис, дескать, кончился - народные массы спешат тратить деньги чуть ли не в тот же день.

То есть потребительская активность не зависит напрямую от объективных данных фин. положения в стране и мире, от повышения или уменьшения получаемых доходов или каких-то перспектив.

Думаю, это влияет и на количество вакансий, а также на пробки. Так что народные индикаторы являются отражением ни на чем не основанных (кроме пропаганды) внутренних ожиданиях населения и ничем больше. 

Вы за весь народ не рассуждайте, скажите лучше, на собачью роскошь спрос начал расти?

Обращаю Ваше внимание, что комментарий ниже только подтверждает мою гипотезу.

Не могу сказать я однозначно. Сейчас высокий сезон для стрижек, следовательно клиентов больше приходят, следовательно продажи слегка повысились. Сдвиг есть. Но я не уверена, что он принципиальный. Люди тратят деньги неохотно, но более свободно, чем, скажем, в феврале. Мои субъективные наблюдения.

Уважаемый Андрей! Я хотела бы добавить немного статистики к Вашему комментарию по поводу потребительских расходов в США. Действительно, в первом квартале наибольший вклад в рост ВВП был внесен расходами потребителей (2,6%). И было бы полбеды, если бы дело было в росте потребительских кредитов, но ситуация хуже: стремительно падает уровень накоплений домохозяйств  - с 4% в декабре прошлого года до 2,7% в марте (при исторической норме 7%). 

И еще, в СМИ это активно не обсуждалось, но за 2009 год ВВП США СОКРАТИЛСЯ на 2,4% (http://www.bea.gov/newsreleases/national/gdp/2010/pdf/gdp1q10_adv.pdf). С 1997 года (скорее всего период дольше), это первый отрицательный результат. Но кто считает....?

То есть, безработица растет, а работающие проедают сбережения быстрее, чем увеличивается производство. Весело...

так и есть... осенью они покупали новые машины, как Вы помните, - cash for clunkers, потом Рождество и Новый год (сезон, приносящий ретейлерам 40% годовой выручки), по ходу дела - налоговые отсрочки за приобретение первого дома (на самом деле, первоприобретатели получали в результате на руик по 8000 долларов,которыми гасили первый взнос... схема немного сложнее, но я не буду подробно останавливаться). 

а вот первый квартал хорошо показал розничные продажи по причине ранней Пасхи. хотя это не Бог весть какие расходы на подарки - зайчики и конфеты, по большому счету, но,тем не менее, месяц-к-месяцу потребительские расходы в месяц, на который приходится Пасха (март или апрель), традиционно возрастают на 8-10%. 

а Вы смотрите показатель безработицы U6? 

или я слишком  забираюсь в дебри и это не входит в круг Ваших интересов? Вы же больше пишете про российскую экономику.