Нефтяная катастрофа в Мексиканском заливе - первое крупное ЧП при президенстве Барака Обамы, для хозяина скважины — BP Deepwater Horizon — оно может обернутся потерей годового дохода. Две недели назад, 20 апреля, в Мексиканском заливе на плавучей нефтяной вышке BP в 45 километрах от берега произошел взрыв, за которым последовал пожар. Через два дня вышка завалилась и затонула; 11 человек пропали без вести, 126 были спасены. Уже вытекло 6 миллионов литров нефти; нефть продолжает извергаться из скважины со скоростью 757 тысяч литров в сутки.

За следующий месяц бедствие может достичь рекордных размеров (пока что самым большим разливом нефти в истории считается авария танкера Exxon Valdez в 1989 году у берегов Аляски, когда вытекло 40 миллионов литров). Главное же — пока нет никаких признаков того, что извержение прекратится само. В худшем случае оно может продолжаться годами.

Это одна из самых глубоких нефтяных скважин мира: дно на глубине 1,2 километра, скважина уходит еще почти на 9 километров в недра. Бурение в море на такой глубине еще недавно было редкостью. Но сегодня попытки выжать последние капли нефти из морских недр стали рентабельны и довольно популярны. Проблема в том, что из-за большой глубины при авариях на таких скважинах крайне трудно перекрыть превенторы выброса.

Есть надежда, что удастся перекрыть не сработавший противовыбросовый превентор на скважине с помощью подводных роботов. Вероятно, он частично все же перекрыт, иначе вытекало бы больше, говорят специалисты. В Норвегии и Бразилии обязательны устройства дистанционного перекрывания превенторов — но на данной скважине их нет.

Также специалисты компании строят особый купол, которым будут пытаться накрыть место утечки; отмечают, впрочем, что на такой глубине его трудно будет установить. Идут разговоры и о бурении перехватывающей скважины, которая на глубине около 4 километров пересечется с поврежденной скважиной и направит нефть из нее по новому руслу, — этот маневр помог прекратить утечку меньшего размера восемь месяцев назад в Австралии. На эту работу уйдет, как предполагается, около трех месяцев.

До сегодняшнего дня пятно нефти быстро распространялось — из-за шторма и направления ветра: его несло на материк. В четверг пятно достигло побережья Луизианы, в выходные — устья Миссисипи. Сегодня море успокоилось; дальнейшее распространение пятна зависит от источника нефти, от погоды и усилий спасателей.

На пути пятна устанавливают плавучие барьеры — но в бурную погоду нефть переливается через них вместе с волной. Применяются также контролируемые поджоги; основной же метод — разбрызгивание особых химикатов, так называемых дисперсантов, с самолетов. Эта стратегия не уменьшает объема пролитой нефти или масштаба урона, она лишь меняет характер этого урона. Зеркало нефти распадается на капли и уходит на глубину 9 метров. Это тормозит ее распространение по горизонтали; основной удар приходится не на береговую линию, а на различных морских жителей: планктон, рыбу и кораллы. В виде эксперимента дисперсанты начали доставлять на глубину, прямо к источнику разлива: сообщают об обнадеживающих результатах.

Катастрофа будет иметь последствия для ВР; компанию ожидают слушания в Конгрессе, ей также предстоят объяснения в администрации президента. Акции ВР уже упали на 17%, в сумме это 32 миллиарда долларов, но это пока что виртуальные потери. Компания ExxonMobil потеряла 4 миллиарда долларов на убытках при разливе на Аляске в 1989 году — и это ее не потопило: сегодня она является одним из крупнейших производителей нефти.