«Яндекс» вышел за границы Рунета
В среду «Яндекс» запустил по адресу yandex.com свой первый сервис для поиска только за пределами русскоязычного интернета. Таким образом, одна из крупнейших российских высокотехнологичных компаний вышла на мировой рынок интернет-поиска и начала напрямую конкурировать с глобальными игроками вроде Google и Yahoo
Илья Сегалович рассказал, что новый сервис «Яндекса» не позиционируется как соперник мировым поисковикам, но качество продукта позволяет считать его первой заявкой на участие в глобальной конкурентной борьбе. Александр Туркот уверен, что у «Яндекса» нет никаких шансов в борьбе против, например, Google, и предлагает российской компании сосредоточиться на русскоязычной аудитории. Иван Засурский думает, что перспективы на глобальном рынке у «Яндекса» есть, хотя и считает новый сервис скорее оборонительной мерой от наступающих мировых интернет-гигантов.
Возможность искать информацию только на зарубежных ресурсах появилась теперь и на привычном для российских пользователей сайте yandex.ru. Для этого, введя запрос на латинице, необходимо включить соответствующий фильтр. Индексировать зарубежные сайты «Яндекс» начал еще два года назад. За это время в его списке скопилось уже 4 миллиарда иностранных страниц, 80% из них на английском.
«Теперь на “Яндексе” в один клик можно вывести либо только зарубежные результаты, либо только местные. Для того чтобы это сделать, “Яндексу” потребовалось проиндексировать все основные зарубежные сайты и построить отдельное ранжирование для глобального поиска. Конечно, это начало большого пути: полнота, ранжирование и функциональность сервиса будут дополняться, сегодня запущена лишь альфа-версия», — пишет в своем блоге директор по проектам компании Дмитрий Иванов.
По данным измерителя ComScore, «Яндекс» стал самым быстрорастущим поисковиком в мире, за прошлый год число его поисковых запросов выросло на 91%. По его итогам поисковик занимал седьмую строчку в мировом рейтинге (в первой тройке — Google, Yahoo! и китайский Baidu). При этом за 2009-й «Яндекс» смог продвинуться вперед как на мировой арене, где он обогнал Ask.com, Facebook и Alibaba.com, так и в России — здесь его недельная доля выросла почти на 6%, до 64,8% (в том числе за счет Google, Mail.ru и Rambler).
Представители «Яндекса» утверждают, что новый сервис запущен только для аудитории из СНГ и не нацелен на привлечение пользователей из Европы или США. По словам пресс-секретаря компании Очира Манджикова, «Яндекс» пока не намерен рекламировать свой поиск за рубежом. Но эксперты, опрошенные «Ведомостями», утверждают, что действия «Яндекса» следует трактовать как заявление о готовности конкурировать с глобальными проектами; они считают это знаковым событием для всего Рунета.
Для полноценной конкуренции в мировом масштабе у российской компании есть все необходимое, уверен разработчик поисковика Nigma.ru Виктор Лавренко. По его словам, «Яндекс» располагает необходимыми технологиями, но для доведения сервиса до мирового уровня ему потребуются дополнительное оборудование и программисты, а также индексирование не менее 20 миллиардов страниц. Расходы на все это Лавренко оценивает в несколько миллионов долларов, что «совсем не много» для «Яндекса».

Я считаю, что никаких шансов у «Яндекса» против Google в мировом масштабе, за пределами русскоязычного рынка, нет. Но русскоязычный рынок — это не только Россия. Если в России население около 140 миллионов, то русскоговорящих людей в два с лишним раза больше — более 300 миллионов. Это большой и достойный рынок. Остальное мне кажется пиаром. «Яндекс» уже открывал лабораторию в Силиконовой долине.
Сегодня доля «Яндекса» в России больше 50%. Но больше 80% не будет по ряду причин: во-первых, Google, как и все другие большие компании, начинает больше внимания уделять международному рынку, чем было пару лет назад. Во-вторых, Google имеет большую и более динамично развивающуюся линейку продуктов, и поэтому Google победить нельзя.

У «Яндекса» есть шансы даже на мировом рынке поиска. Но в ближайшее время они вряд ли займут здесь большую долю, поскольку для этого им пришлось бы делать очень заметные в глобальном масштабе вещи. Единственное, о чем можно пожалеть, — что они так поздно вышли на мировой рынок. Я не думаю, что это было нужно кому-то, кроме них самих. «Яндекс» обороняется от Google, вот и все.

У нас в «Яндексе» в руках довольно давно были все необходимые компоненты для того, чтобы предоставить приличный поиск по международному интернету и делать это на английском интерфейсе. Получился продукт, который мы оцениваем сейчас достаточно высоко. Но мы его не позиционируем как прямого конкурента мировым поисковым системам, потому что это требует других вложений и существенно большей работы, по сравнению с тем, что мы сделали сейчас. В каком-то смысле то, что мы сделали, — некий промежуточный шаг, цель которого действительно обеспечить основные поисковые возможности по мировому интернету по всем тем запросам, которые в первую очередь интересуют наших пользователей. Но поскольку контент у нас мировой, интерфейс английский и ранжирование, которое мы настроили, по английскому пулу запросов, то получился такой, ну, можно его считать очень скромной первой заявкой. То есть это дуализм такой. Конечно, мы не делаем прямого конкурента, мы прекрасно это осознаем, но, несмотря на существенно более скромные вложения (мы не потратили миллиарда долларов, как некоторые, на этот продукт), у нас он получился вполне пристойным, и нам за него не стыдно, пока по крайней мере.
Что касается выхода на мировой рынок, то здесь все задается экономикой. Если мы действительно способны сделать хороший поиск по миру, то почему бы его и не сделать. Но тут совершенно очевидно тоже есть две вещи: кроме самого продукта нужен маркетинг как вторая компонента. Нужно, чтобы нас на этом рынке хотели, любили, знали и так далее, и вот, как этого достичь, я, например, не знаю, и вряд ли кто-то в «Яндексе» знает ответ.
Так что, чтобы вести «битву с гигантами», как, например, Google и Yahoo!, надо осознавать свои реальные возможности, не хочется выглядеть таким хвастуном и болтуном. Мы стараемся вести себя как можно более скромно.
Но амбиции у нас есть, и они в том, что когда вы пользуетесь чужим программным продуктом и понимаете, что можете заменить его на свой, то у вас появляется очень-очень острое желание это сделать. Наша высшая амбиция — сделать так, чтобы все запросы, которые мы сейчас делаем в зарубежных поисковых системах (когда мы планируем туристические поездки или ищем научные статьи либо когда мы ищем новости или информацию о людях), чтобы даже мысли не возникало делать это не в «Яндексе». Это вот очень серьезные амбиции, если мы их удовлетворим, то это будет огромное достижение, я считаю. Потому что более требовательных пользователей, чем мы сами, я не знаю.

У «Яндекса» есть шансы даже на мировом рынке поиска. Но в ближайшее время они вряд ли займут здесь большую долю, поскольку для этого им пришлось бы делать очень заметные в глобальном масштабе вещи. Единственное, о чем можно пожалеть, — что они так поздно вышли на мировой рынок. Я не думаю, что это было нужно кому-то, кроме них самих. «Яндекс» обороняется от Google, вот и все.
Эту реплику поддерживают: