[heroes]

Представители ВР заявляли, что им удалось приостановить утечку: сработали два метода — top kill и junk shot, примененные одновременно. Первый заключается в том, что в скважину под высоким давлением закачивается специальная жидкость, более тяжелая, чем нефть, и применяющаяся обычно при бурении, второй — в «заталкивании» в скважину различных предметов, например шариков для гольфа и измельченных автомобильных покрышек. По словам руководителя работ со стороны властей адмирала Тэда Аллена (Thad W. Allen), «следующие 12–18 часов будут критическими», только по прошествии этого времени можно будет понять, эффективны ли меры. Аллен подчеркивал, что подобные работы никогда не велись на такой глубине и поэтому делать прогнозы практически невозможно. По его словам, дадее необходимо было снизить давление нефти в скважине до отметки, позволяющей установить на ней цементную пробку. 

Однако 30 мая стало ясно, что утечку остановить не удалось.

Политические последствия аварии становятся все более угрожающими для администрации Барака Обамы. Сегодня президент отправился в Луизиану, чтобы на месте ознакомиться с тем, как ведутся работы по устранению утечки и сбор разлившейся нефти. Накануне он провел пресс-конференцию, на которой признал, что «был не прав», полагая, что компании готовы ко всем последствиям при расширении добычи на шельфе. Президент заявил, что несет личную ответственность за сложившуюся ситуацию. В то же время он отверг обвинения в халатном отношении к аварии со стороны властей: «Те, кто думает, что мы слишком медленно реагировали на происходящее, не знают фактов. Решение этой проблемы было нашим главным приоритетом с самого начала».

Как отмечает The New York Times, в последние пять недель действиями властей недовольны как демократы, так и республиканцы. Последние сравнивают нынешний кризис с тем, что происходило во время урагана Катрина, когда был практически полностью разрушен Новый Орлеан. Национальный республиканский сенаторский комитет опубликовал в Сети видеоролик, в котором приведены слова Обамы «никогда больше», сказанные им в дни предвыборной кампании по поводу неэффективных действий властей во время урагана. Они смонтированы с высказываниями экспертов и комментаторов о нынешнем бездействии властей. Пресса ехидно подмечает параллели: Джордж Буш в свое время уволил главу Федерального агентства по чрезвычайным ситуациям Майкла Брауна — вчера была отправлена в отставку глава Службы по добыче полезных ископаемых Элизабет Бирнбаум; Буша критиковали за отдых в Техасе в момент разрушения Нового Орлеана — Обаму критикуют за игру в гольф и отдых в Чикаго в те минуты, когда нефть оседает на пляжах Луизианы.

Тем временем эксперты гадают, каков будет экономический ущерб для компании ВР. Согласно новым подсчетам властей, в Мексиканский залив из скважины попадает от 12 до 19 тысяч баррелей ежедневно (ранее называли цифру 5 тысяч). Как отмечает The Wall Street Journal, согласно Акту о чистой воде штраф в рамках гражданского дела может составить 32,5 тысячи долларов за день утечки либо 1100 долларов за каждый вытекший баррель нефти. При этом, если суд усмотрит в действиях компании грубую халатность, то штраф составит 4,3 тысячи долларов за баррель, или 51,6 миллиона долларов за день (при самой низкой оценке объема утечки 12 тысяч баррелей в сутки). После 40 дней утечки один только штраф, выставленный ВР, может превысить 2 миллиарда долларов. Кроме того, компании могут быть предъявлены и уголовные обвинения, что фактически будет означать удвоение возможных штрафов. Общая сумма претензий сильно превысит собственные потери и расходы компании в связи с аварией, которые также исчисляются миллиардами долларов, подчеркивает газета.

Кроме финансовых потерь ВР грозит потеря клиентов. Сегодня компания является крупнейшим поставщиком топлива для Пентагона, обеспечивая 12% потребностей армии и флота. Однако эксперты не исключают, что ведомство может разорвать контракт стоимостью 2,2 миллиарда долларов в год. Вдобавок ко всему компанию могут лишить права добывать нефть в американских водах Мексиканского залива, где ВР сегодня является крупнейшим оператором.

Как отмечают аналитики Reuter’s, под вопросом само дальнейшие существование ВР: громадные потери делают ее потенциальной жертвой поглощения со стороны конкурентов — Royal Dutch Shell и ExxonMobil.

Будущее добычи нефти на американском шельфе вообще оказывается под вопросом, подчеркивает канал MSNBC. Всего за несколько недель до аварии власти упростили условия для начала буровых работ на глубине, однако сегодня правительство движется в обратном направлении. 27 мая администрация объявила о полугодовом моратории на глубоководное бурение и приказало остановить работу уже действующих разведочных скважин до тех пор, пока не будут разработаны новые правила безопасности. Заморожено запланированное бурение на берегах Аляски и Виргинии. Окончательные последствия для данного сектора нефтедобычи будут ясны, когда полностью подсчитают ущерб от нынешней аварии, отмечает телеканал, однако уже сейчас ясно, что регулирование в этой сфере будет гораздо жестче, чем в последнее десятилетие. «Я продолжаю верить в необходимость добычи нефти внутри страны. Однако я также верю, что мы не можем продолжать заниматься этим, не имея полной уверенности в том, что мы сможем предотвратить кризис, подобный сегодняшнему», — заявил Обама.