Дмитрий Медведев посетил Чечню. Поездка была особой в силу целого ряда причин. Во-первых, это был первый визит Медведева в Чечню в качестве президента. До этого он был здесь три года назад, когда работал еще первым вице-премьером. Интересно, что Медведев нашел время для посещения самой нестабильной части страны только на третий год своего президентства, хотя уже был в соседних республиках, также не являющихся моделью стабильности и безопасности. Столь долгое ожидание красноречивей всяких слов.

Во-вторых, это вообще первая поездка главы российского государства в Чечню, о которой было сообщено сразу же. Обычно информация о таких поездках раньше — в силу соображений безопасности — распространялась лишь после их окончания, когда гость уже благополучно возвратился в Москву. Интересно, что приземлился Медведев в новом международном аэропорту Грозного, а по Чечне передвигался на вертолете.

В-третьих, информация о поездке президента и его пребывании в Чечне шла практически в прямом эфире, что раньше было просто невозможно хотя бы по причине специально закладываемой неопределенности графика поездки.

В-четвертых, Медведев сразу же посетил родовую деревню семьи Кадыровых Центорой и возложил цветы на могилу Ахмата Кадырова, первого президента Чечни, погибшего 9 мая 2004 года в результате террористического акта. «Я не мог не приехать сюда», — сказал Медведев.— Я работал с Ахматом-хаджи еще в администрации президента… Мы виделись незадолго до его гибели, и тогда Ахмат-хаджи познакомил меня с Рамзаном... Ценой своей жизни Ахмат-хаджи способствовал объединению республики и восстановлению порядка здесь».

В-пятых, впервые основной темой поездки были не проблемы безопасности и борьбы с террористами, и даже не просто восстановление Чечни, но проблемы ее дальнейшего экономического и социального развития.

В-шестых, интересно, что вместе с собой президент взял в Чечню только трех человек — директора ФСБ Александра Бортникова, своего полномочного представителя в регионе Александра Хлопонина и первого заместителя руководителя своей администрации Владислава Суркова. Если Бортников и Хлопонин выглядят в такой поездке вполне логично, то появление в Чечне Владислава Суркова весьма необычно, особенно учитывая официальную повестку дня визита — экономика и безопасность.

На совещании Дмитрий Медведев сказал, что для экономического развития Чечни «есть утвержденный объем финансирования — 120 миллиардов рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета — 110,8 миллиарда рублей. Нужно посмотреть, каким образом выделяются деньги, каким образом они расходуются, что делается для того, чтобы выйти на целевые показатели программы, и что делать дальше с этими объемами на период после 2011 года, какие задачи нужно решать, за счет чего и с какими результатами». Из этих слов как минимум следует, что система контроля над выделением и расходованием денег в рамках этой программы сегодня отсутствует. Учитывая количество населения в Чечне, это реально очень большие деньги.

Далее Медведев сказал, что «для этого развития, конечно, еще потребуется определенный объем государственного финансирования или создание определенных возможностей и преференций, которые могут использоваться в этих целях. Думаю, что речь может идти и о предоставлении инвестиционного налогового кредита для отдельных участников экономических отношений, и о предоставлении государственных гарантий на реализацию инвестиционных проектов». В условиях отсутствия контроля над расходованием огромных государственных средств такого рода предложения о стороны президента выглядят, мягко говоря, странно. Особенно его слова о льготах и государственных гарантиях для «отдельных участников экономических отношений».  Нельзя сделать Чечню, как предлагает Медведев, экономически привлекательной зоной, если устанавливать там неравные условия для разных участников рынка. Нет сомнений, что большую роль здесь будут играть субъективные и политические факторы.

Зато Рамзан Кадыров сказал то, что от него очень ожидали в Москве: «У нас на территории Чеченской Республики главенствует закон, Конституция Российской Федерации, Конституция Чеченской Республики, и это благодаря руководству государства и нашему первому президенту». И далее: «Мы стараемся… правильно служить народу, служить государству Российской Федерации».

Что касается боевиков, то чеченский президент заявил: «Позади остались военные сводки, разгромлены террористические организации, решена проблема религиозного экстремизма. Только за последние два-три дня в ходе спецопераций уничтожено около 15 боевиков. Среди них иностранный наемник, известный главарь Ясир Амарат, который находился в регионе с 1996 года. В лесу остается всего несколько десятков участников незаконных вооруженных формирований, их дни сочтены». Такого рода утверждения делались в прошлом неоднократно, но всегда опровергались последующими событиями. Посмотрим, что случится на этот раз, ведь понятно, что с признанием прекращения вооруженной борьбы в Чечне может ослабнуть необходимость эксклюзивного финансового внимания центра к этому региону.

Очевидно, что ставка на Рамзана Кадырова и его команду и далее будет основой кремлевской линии в Чечне. Политика «деньги из центра в обмен на стабильность в регионе» приносит свои плоды и будет продолжена. Установлен прямой публичный контакт между Медведевым и главой Чечни, что является важным шагом для обоих. Медведеву нельзя не обозначать своего президентского присутствия в Чечне. При этом ни в одном регионе России, в первую очередь на Северном Кавказе и особенно в Чечне, не будет допускаться ни малейшего проявления «тандемности» в управлении, существующей на самом верху федеральной иерархии власти. Верховный тандем продемонстрировал, что делает согласованную ставку именно на группу Кадырова как минимум до выборов 2012 года.

Медведев грамотно, на мой взгляд, рассчитал в Чечне свои шаги и слова, что позволило ему начать решать проблему персональной лояльности политического и религиозного истеблишмента республики, без чего он не смог бы получить возможность собственного влияния в регионе. Главное для него сейчас — найти устойчивый баланс между контролем над расходованием государственных денег и экономической самостоятельностью местных властей, чтобы, с одной стороны, не потерять их еще очень неустойчивую лояльность, а с другой — не вложить ненароком неправильные идеи в головы элит других национальных регионов. Для потенциального кандидата на переизбрание президентом России это одна из самых деликатных и трудноразрешимых проблем. Неудача может помешать его личным политическим планам.