Николай Злобин: Абхазский синдром
После нескольких дней раздумий, переговоров и наблюдений за ситуацией в Киргизии Дмитрий Медведев принял решение не направлять туда российских миротворцев. Временному правительству Киргизии было рекомендовано отозвать просьбу о посылке войск, что и было моментально сделано. Это решение, как показывают опросы, соответствует настроениям российских граждан, которые в подавляющем большинстве полагают, что Москве нельзя втягиваться в конфликт.
Решение неоднозначное. Оно может иметь долгосрочные последствия для ситуации на постсоветском пространстве. Аргументы за и против введения российских миротворцев уравновешивают друг друга, поэтому такое решение основано, наверное, в большей степени на субъективном видении ситуации президентом, чем многие другие его внешнеполитические шаги в последнее время.
С одной стороны, не обошлось бы без жертв среди российских военнослужащих, в каком бы качестве их ни посылали в Киргизию. Как говорит опыт подобных операций, они стали бы мишенью для всех противоборствующих сторон: как киргизов, так и узбеков, как южан, так и северян. Особенно враждебно они воспринимались бы сторонниками смещенного президента Бакиева. Мог бы повториться югоосетинский сценарий.
С другой стороны, присутствие войск позволило бы предотвратить масштабное кровопролитие, которое вряд ли может быть остановлено без вмешательства извне. Противостояние в Киргизии может и ослабнуть, но стабильный мир едва ли возможен.
Присутствие миротворцев стало бы демонстрацией того, что Россия на деле является региональной сверхдержавой, которая берет на себя ответственность за ситуацию в Центральной Азии и не допускает даже мысли, что местные лидеры могут обратиться за помощью к другим государствам.
Однако такая демонстрация может привести к еще большему недоверию к Москве со стороны элит соседних стран. Нельзя забывать, что в августе 2008 года ни одна из них не поддержала действий Кремля и до сих пор не поддалась на уговоры признать Абхазию и Южную Осетию. Консультации, которые провели на днях постсоветские страны, показали, что слишком активная роль России в разруливании киргизского конфликта будет воспринята соседями без восторга. Абхазский синдром, который сформировался у Медведева в августе 2008 года, без сомнения, сказался на его решении.
Введение контингента обеспечило бы Москве военное присутствие в Киргизии на несколько десятилетий вперед и решило бы вопрос об американской военной базе. Начал бы создаваться «пояс безопасности» вокруг границ России, что является целью ее политики на протяжении столетий. Иными словами, это поменяло бы в ее пользу военный расклад в Центральной Азии. С другой стороны, такие экспромты могут привести к тому, что от нее в подобных случаях будут ждать аналогичных действий. Это не только осложнит положение Москвы в мире, но и создаст проблемы с дальними и ближними соседями.
Аргументы можно приводить долго. Однако решение принято, а системная проблема нестабильности на постсоветском пространстве остается. Рвануть может почти везде. В этой ситуации Москве важно разработать наконец реальную стратегию в отношении республик бывшего СССР, а не заниматься импровизацией, реагируя не на саму проблему, а на ее внешние проявления. России нужна активная политика в Центральной Азии. В этом и заключается ее роль как лидера региона, который готов взять на себя ответственность за его развитие, а не пытается утвердиться здесь лишь путем риторической конфронтации с США.
Иначе абхазский синдром станет хроническим.