Информационное агентство «Интерфакс» неожиданно включилось в смертельную схватку между Артемием Лебедевым и журналом «Афиша». Впервые на моей памяти в этом СМИ опубликована развернутая ресторанная рецензия, да еще и с факсимильной копией чека из рецензируемого заведения... Видимо, чтобы не разрушать окончательно имидж солидности, агентство полезло в эту склоку не первым, а лишь после того, как о ней отписались «Лента.ру», РБК Daily и «Ведомости».

Фабула конфликта идиотически проста. Сотрудница «Афиши» Евгения Куйда написала серию разгромных заметок о заведениях Артемия Лебедева в своем блоге на afisha.ru. Культовый дизайнер ответил в свойственной ему непарламентской манере. Куйда в ответ написала разгромную рецензию на его ресторан уже в самой «Афише». Лебедев объявил, что его Cтудия прекращает отношения с журналом. Редакция приняла сторону журналистки. Та снова написала про Лебедева в блоге. Тот снова ответил. И так далее, ad nauseam.

Формальным поводом для вмешательства мейнстримной прессы в эту разборку (жанр которой коллега Бершидский несколько лет назад удачно обозначил как «медиасрач») стало, очевидно, объявление Лебедева о разрыве отношений с «Афишей». Оно дало журналистам повод предъявить читателю банальную блогосферическую склоку как полноценную корпоративную войну на медиарынке. Нимало не смутившись тем обстоятельством, что на момент расторжения отношений между Студией и Издательским домом не существовало, очевидно, ни одного действующего контракта, который можно было бы расторгнуть. «Никаких официальных писем на бланке мы не получали», — рассказал «Интерфаксу» редакционный директор «Афиши» Юрий Сапрыкин. Неудивительно: писать-то на бланке не о чем.

В чем состоит интерес Лебедева в этой истории — совершенно очевидно. За несколько дней и несколько резких фраз в собственном блоге он, не потратив ни рубля, обеспечил своему ресторану на Мясницкой такую упоминаемость в центральных СМИ, которую ни одно PR-агентство не возьмется обещать своему клиенту из ресторанного бизнеса даже за очень большие деньги.

Столь же понятен и интерес «Афиши»: из всех направлений работы ИД сайт является приоритетным, а на сайте, где еще два-три года назад царствовал качественный редакционный контент, сегодня главная ставка делается на развитие пользовательского интерактива и Web 2.0 — блогов, читательских комментариев и рейтингов. Циклический срач с Лебедевым позволяет сайту «Афиши» стимулировать пользовательскую активность много эффективней любых платных способов привлечения аудитории к редакционным материалам.

Почему в бесплатное приложение к Тёминому ЖЖ норовит превратиться интернет-пресса — тоже не бином. Интерактив сегодня стал лозунгом дня не только в «Афише». С учетом этого обстоятельства срач, происходящий в ЖЖ и около, может оказаться много ближе и актуальней для читателя интернет-изданий, чем очередные газовые разногласия с Белоруссией. В разборке между Тёмой и «Афишей», в отличие от выяснения отношений между «Газпромом» и Лукашенко, пользователь русского интернета может (и явно хочет) поучаствовать. Сдается мне, что именно эта особенность медиасрача (а не какая-то выдающаяся общественная значимость блогосферы) послужила главной причиной того, что практически во всех интернет-изданиях сегодня публикуются периодические обзоры блогов, с упором именно на конфликтные ситуации.

А самое поразительное, что такой же тренд наблюдается в самом далеком сегодня от интернета и интерактива сегменте отечественного медиарынка. В минувший вторник в московском «Ритц-Карлтоне» прошла конференция по проблемам новостного телевидения в России, и там сразу несколько участников говорили о смерти «журналистики факта», о падении интереса телезрителей к информации в чистом виде, отмечая, что на смену фактам в телеэфире должны прийти страсти и склоки.

«От новостей на телевидении зрители хотят мнений, причем желательно агрессивных, чтобы еще была и перепалка. Люди хотят деталей, эмоций», — сказала главный редактор Russia Today Маргарита Симоньян. Сходную позицию озвучил и ее коллега из информационной дирекции Первого канала. Сегодняшнее участие «Интерфакса» в сраче между Студией Лебедева и «Афишей» — лишнее свидетельство того, что подобные мысли приходят в голову игрокам самых разных сегментов медиарынка.

Трудно не согласиться с Маргаритой Симоньян в том, что тенденция эта является не российской, а общемировой. Достаточно сравнить скандалы вокруг французской сборной четыре года назад и сегодня. Четыре года назад мы так и не узнали, что сказал Зидану Матерацци. А на прошлой неделе все матюги, которыми обложил тренера сборной нападающий Николя Анелька, попали назавтра и без купюр на обложку L'Equipe, откуда разлетелись по лентам агентств и всем национальным изданиям. Несмотря на то что сам Доменек большого значения выхлопам обозленного форварда не придал и совершенно не собирался из-за этой перепалки отчислять его из сборной. Вполне естественно: тренера волновал футбол. А журналистов — матюги. 

Мне представляется, что в долгосрочной перспективе ставка на отказ от фактов в пользу срача и показных петушиных боев — абсолютно проигрышная для приличных СМИ. Давно и не нами замечено, что атмосфера коммунальной кухни приедается, и довольно быстро, любому, кто в ней оказался. Логика развития жанра тоже понятна: необходимо постоянно повышать градус склок, чтобы поддерживать прежний уровень к ним интереса. А потолок — ближе некуда. Ну, обматерили друг друга. Ну, подрались. Дальше-то куда? Убить друг друга? Но тогда ньюсмейкеры станут одноразовы...

Что же касается близкой перспективы, то тут, увы, тенденция налицо. Журналистика срача действительно теснит у нас сегодня журналистику факта. И в интернете, и на ТВ, и в России, и на Западе. Осталось лишь посмотреть, как скоро это всем приестся. И пожелать «Снобу» по мере возможности оставаться подальше от этой общей тенденции.