Памяти Игоря Кона. «Спрашивать надо только о непонятном»

27 апреля умер социолог и сексолог Игорь Кон

Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС
+T -
Поделиться:

Бывают люди, которые кажутся вечными. Например, человек, который защитил докторскую диссертацию и стал профессором задолго до твоего дня рождения. Человек, который первым и, наверное, единственным в Советском Союзе, а потом в России не стеснялся говорить о сексе.

Мне было 16 лет, когда я впервые прочла Игоря Кона. Я еще не знала тогда, что вообще-то изначально областью его научных интересов была социология и культурная антропология, в частности этнография детства.

Я не знала, что он первым в Советском Союзе издал сборник статей великого американского антрополога Маргарет Мид. Тогда, в 1988 году, я видела перед собой средней толщины том в темно-синей дерматиновой обложке, на которой было выдавлено золотом: «Введение в сексологию». С тем же успехом там могло быть написано: «Билет в свободу».

«Введение в сексологию» по определению не могло быть издано в брежневском Советском Союзе, и его сначала перевели в более либеральных странах — Венгрии и ГДР. Для меня Кон навсегда остался связанным с тем очень кратким периодом на излете 1980-х, когда казалось, что вот еще немного — и мы будем такими же, как те, кого мы видели на экранах.

Мы будем женщинами, которые не краснеют при слове «презерватив» и знают, как им пользоваться. Мы будем мужчинами, которые не впадают в панику, услышав слово «куннилингус». Мы, в общем, будем нормальными людьми. Мы даже сможем писать о сексе. Мы, в конце концов, сможем о нем говорить.

Не получилось.

И это ни в коем случае не вина Игоря Семеновича: не может один человек, каким бы великим он ни был, изменить страну, в которой великого ученого называют «этнокультурным содомитом».

В том же «документе» сказано: «В целом публичную деятельность И. С. Кона, по существу, можно считать активно ведущейся информационно-психологической войной, преступной деятельностью, направленной против детей и молодежи, против традиционных духовных ценностей России, против общественной морали и важнейших социальных институтов в российском обществе».

На этой войне он был совершенно один. И таким же ушел — одним и одиноким, почти единственным, кто не боялся говорить и писать о том, о чем до сих пор боятся даже слово сказать другие. И непонятно, кто встанет на его место.

Нелли Шульман

 

 

Автор только что переизданной книги «Клубничка на березке», уникального исследования российской сексуальной культуры, Игорь Семенович Кон — сексолог, антрополог, философ, профессор, академик Российской академии образования, ответил на вопросы участников проекта «Сноб»

Комментировать Всего 91 комментарий
вопрос от [user id="7755"]Маши Мальцевой[/user] :

Игорь Семенович,  Вас часто называют в СМИ "первым советским сексологом". Считаете ли Вы сами себя основателем сексологии в нашей стране? Или есть люди, которые начинали эту тему до Вас?(например, взять Абрама Свядоща). Также какова роль Владимира Бехтерева в сексологии и Ваше отношение к его деятельности?

Сексология — не отдельная дисциплина, а междисциплинарная область знания, основанная на достижениях едва не всех биологических, социальных и психологических наук. В СССР эти сюжеты были под запретом. С большим трудом врачам удалось заложить основы медицинской сексологии, которую у нас называли сексопатологией.У меня с этими людьми были прекрасные отношения.

Вы можете прочитать о них, включая А.М. Свядоща, в моей интеллектуальной автобиографии "80 лет одиночества" (2008).

Но я говорил о необходимости более широкого междисциплинарного подхода. Биологи и медики это приняли, поэтомувозникновение сексологии в СССР часто связывают с моей книгой "Введение в сексологию" (1988) и предшествовавшими ей статьями, в томчисле в БСЭ и Большой медицинской энциклопедии. В.М. Бехтерев — бесспорный классик отечественной науки. Его взгляды на сексуальность были на уровне науки того времени. С тех пор наука сильно изменилась.

Игорь Семенович, каким образом возможно реформировать систему сексуального просвещения в российских школах,и возможно ли это вообще?

Переформулирую вопрос - какая система сексуального просвещения Вам кажется подходящей для российской школы?

Если бы меня спросили, что нужно делать сегодня, я сказал бы: «Забудьте о школе! Переучивать учителей гораздо труднее, чем учить подростков, у страны нет столько времени, тем более, что каждый урок или слайд будет вызывать политический скандал. Единственный выход – сделать главную ставку, по примеру Франции, на специальные телевизионные программы и ориентированный на подростков интерактивный Интернет». Но для этого нужно иметь: а) открытую светскую культуру, б) обладающую политической волей ответственную демократическую власть и в) хотя бы полсотни профессионально грамотных специалистов, способных реально создать, запустить и поддерживать  такие программы. Без этих предпосылок будет продолжаться старая сказка про белого бычка о нравственном воспитании без сексуального образования" (Кон. Клубничка на березке, 2010, с.549-550).

Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин

Что Вы думаете о раздельном образовании?(М и Ж) 

Этот вопрос подробно, на основе международного опыта, рассматривается в моей книге "Мальчик — отец мужчины" (2009). На эту тему у меня была также лекция на Полит.ру.

Касательно раздельного обучения и воспитания в семье, в интерьвью социолога Елены Омельченко polit.ru, где она говорит о гендерных отношениях в российской молодежной среде, сказано:

"[ умолодежи] есть представления о жестких гендерных правилах, о регламентации, потому что все дети в той или иной степени воспитываются в семьях, и эти семьи транслируют представления о мужской и женской нормативности, о «правильных» взаимоотношениях, о «правильной» презентации женского и мужского в обществе." (http://www.polit.ru/analytics/2010/07/05/gender.html)

Вы согласны с такой оценкой этого аспекта воспитания в российских семьях?

В разных семьях существуют разные модели гендерного воспитания, но результаты не всегда соответствуют ожиданиям родителей.

Как Вы оцениваете уровень исследования и преподавания курсов по гендерной проблематике?  Есть ли какая-то популярная (в смысле доступная непрофессионалу) литература по этому предмету? - (Кроме Ваших книг, за которые Вам отдельное спасибо:))

В этой области в стране есть серьезные исследования. Мне особенно близки работы гендерных социологов, таких как Елена Здравомыслова, Анна Темкина и Ирина Тартаковская. Из популярных книг рекомендую два сборника "Гендер для чайников".

Секс и насилие: насколько эти две вещи связаны?

Это очень большой и сложный вопрос. В такой общей форме наука его давно уже не обсуждает. Чаще всего обсуждают соотношение и взаимопереходы друг в друга разных типов мотивации. Самый очевидный срез — соотношение условного, игрового насилия, которое присутствует едва не во всех проявлениях сексуальности, и реального насилия, с которым общество борется. Эта тема имеет и свой гендерный ракурс.

Но ведь условно-игровое - это бывшее настоящее насилие - или нет?

Не обязательно. Точнее, это может иметь филогенетические истоки, но сегодня стало игрой.

Уважаемый Игорь Семенович! Спасибо Вам за "Введение в сексологию" - первую книгу на тему сеса, которую я прочел еще на первом курсе и попытался получить ответы на мои подростковые вопросы. На самом деле, Ваша книга повлияла и на выбор специальности - решил стать андрологом, что, в общем, довольно близко к сексологии. Хотел задать Вам вопрос - насколько велика разница между отечественной сексологией и зарубежной наукой, основанной на исследованиях Мастерс и Джонсон? Вопрос не праздный, поскольку приходится работать и в России, и в Америке. Спасибо большое за ответ и вклад в отечественную сексологию.

Спасибо на добром слове. К сожалению, отставание отечественной сексологии от мировой глобально и едва ли преодолимо. На Западе наука развивается очень быстро, теорий и направлений много. Мастерс и Джонсон — это уже история, сегодня наиболее интересные экспериментальные работы делаются на базе МРТ (магнитно-резонансной томографии), а поведенческая терапия отчасти вытеснена новыми препаратами.  Единственный способ быть на уровне — читать международные научные журналы.  В России сексологических журналов нет вовсе.

Игорь Семенович, во-первых, спасибо Вам за ваши книги! Я, находясь под впечатлением от «Сексологии», некоторое время носилась с идеей делать популярный журнал о сексе. Спокойный, здоровый и здравый, без особого придыхания. Ну, просто такое естественное желание – если просчитал что-то умное, светлое и нужное – хочется всем это рассказать. Мне кажется, идеи ваших книг нужно транслировать.

Как Вы думаете, возможно ли появление такого журнала в России? Нужно ли? Не будут ли бить и придавать проклятию сотрудников редакции? :)

И вообще, если можно, есть ли примеры хороших с Вашей точки зрения, популярных журналов о сексе?

Это трудное дело. Надо не только знать предмет, но и уметь о нем занимательно писать. Сегодня о сексе не пишет только ленивый. В массовых психологических журналах типа "Psychologie" и "Психологии на каждый день" это иногда получается неплохо. А порой неграмотность просто поражает.

Эту реплику поддерживают: Леда Плеханова

Игорь Семенович, спасибо Вам за книги, я читал их в 13 лет и они много значили для меня!

Хочу спросить: что известно о сексуальном поведении русскоязычных людей? Кинзи сделал невероятные открытия о жизни американцев: частота однополых контактов, внебрачных, добрачных, анального и орального секса - все цифры были шокирующими для того ханжеского пуританского общества.

Россияне, нетерпимые, ограниченные, "советские люди", о которых так много узнал Левада-центр за последние 20 лет - а что они делают в постели? Больших исследований не было, но в Вашей практике были наверное тысячи глубинных интервью - Вы готовы их подытожить?

Эту реплику поддерживают: Karina Sembe

Боюсь, что в 13 лет правильно понять мою книгу было сложно.

Что касается сексуального поведения россиян, то все свои знания об этом сюжете я изложил в третьем, существенно обновленном, издании книги "Клубничка на березке. Сексуальная культура в России" (2010). К сожалению, картина и особенно перспективы кажутся грустными. Кстати, многие мои публикации есть в сети. В ближайшее время у меня дополнительно появится новый, более удобный для пользователей сайт.

Большое спасибо, Игорь Семенович! (я куплю немедленно Вашу последнюю книгу)

13 лет: конечно, и поэтому я перечитывал их позже; но тогда это было очень важно - потому что других книг про ЭТО у меня не не было.

я уже купила - книга большая и очень познавательная:-)

Игорь Семенович, скажите, пожалуйста, способны ли религиозные практики по умерщвлению плоти (особенно в части, касающейся секса) на самом деле принести человеку пользу?

А что Вы называете пользой? Если человек верит, что, отказываясь от секса, он тем самым достигает блаженства, то очень даже помогают. А какие с этим могут быть связаны неврозы и психозы, это уже другой вопрос. Всеобщих рецептов счастья не существует.

И еще один вопрос - бывают ли моногамные люди, или это воспитание?

Эту реплику поддерживают: Ксения Семенова

Вопрос — биология или воспитание — здесь не стоит.  По природе человек — существо не моногамное, но уровень и характер его влечений имеет свои биологические, в том числе генетические предпосылки.  От них, в частности,  зависит и степень успешности воспитания.

много вопросов, разом!)

Влияют ли совместные роды (присутствие) на сексуальную жизнь лесбийской пары в дальнейшем?

Снижение либидо в лесбийских семьях, когда медицинские показатели в норме, любовь присутствует, измен нет, с чем может быть связано? Насколько это распространено?

Когда у русских лесбийских семей проблемы с сексом, они идут к психологу и сдавать гормональные тесты, готовы ли российские сексологи вообще к приему лесбийских семей?

В московских секс-шопах нет баклажан, огурцов (как в европейских секс-шопах) или просто страпона не в виде члена - означает ли это гомофобию у баеров магазинов? Почему закупщики выбирают Огромный Гигантский член с яицами и даже приклееными волосами вместо чего то более нейтрального?

Лилия Скопинцева Комментарий удален

Снижение роли сексуальной компоненты у постоянных пар — явление всеобщее, от сексуальной ориентации это не зависит. Появляются другие, более общие критерии удовлетворенности.  О специфических сексуальных проблемах лесбийских пар я ничего не знаю. Россия давно уже живет по формуле: спасение утопающих — дело рук самих утопающих. Провал профилактики ВИЧ — дело куда более серьезное, чем ассортимент секс-шопов.

Эту реплику поддерживают: Леда Плеханова

Как это провал профилактики ВИЧ? Социальной рекламой на ВИЧ тематику заполонили всё. Я лично три ролика писала для кампании по профилактике ВИЧ. 

Ассортимент секс-шопов - тоже профилактика ВИЧ, кстати. 

Но спасибо и за такой ответ. 

http://www.snob.ru/selected/entry/20661?page=3#comment:147904

как, по-Вашему, следует бороться с гомофобией - в частности, с запретами гей-парадов в России?

Гомофобия — явление сложное. С политической гомофобией, когда секс-меньшинства используют в качестве козла отпущения, чтобы отвлечь внимание людей от реальных социальных проблем, нужно бороться прежде всего  политическими методами, включая уличные митинги и т.п.  Реальный эффект таких акций зависит от общего положения дел в стране или регионе. На глубинные пласты сознания митинги не действуют. Нужны многолетние целенаправленные усилия, просвещение, совместная работа и т.д. Так, как это делают на Западе. Либо гордиться тем, что вся рота шагает не в ногу, один подпоручик шагает в ногу.

Эту реплику поддерживают: Лилия Скопинцева

еще вопрос

Откуда исторически сложился стереотип, что гомосексуалисты деляться на пассив и актив? Кто был тем человеком из-за которого мы слышим дурацкие вопросы "девочки, а кто в вашей паре МУЖ"? или "мальчики, ну у вас понятно Н. актив - он мускулистый и с бородой" (очень раздражает, человек вычеркивается из списка знакомых)

Простите, что вмешиваюсь, но... Мне кажется, что это не всегда стереотип. Или, во всяком случае, стереотип, культивируемый самими же людьми, которые себя именно так или иначе позиционируют по отношению к партнеру (а партнер потом сиди и думай, какая роль, соответственно, ему полагается). Вопрос в том, какова природа желания быть "активом" или "пассивом" ("ведущим" или "ведомым", whatever).

Это вопрос не только стереотипов, но и индивидуальных особенностей. В однополых парах возникают и решаются те же  проблемы, что и в разнополых.

В основе этих представлений лежит уподобление однополых отношений гетеросексуальным, причем последние понимаются упрощенно. К современной науке это никакого отношения не имеет.

Что, по-вашему, сексуальная этика?

И еще вопрос про этику: как и под влиянием каких факторов она меняется?

Это органическая часть образа жизни.

Как сказал когда-то знаменитый немецкий социолог Теодор Адорно, "главное и единственное правило сексуальной морали — обвинитель всегда неправ". Никакой особой половой морали нет и быть не может. В этой сфере жизни действуют те же нравственные нормы и ценности, что и во всех остальных.

С расширением сферы индивидуальной свободы на первый план выходит проблема ответственности. Ответственная сексуальность — такое же необходимое требование нашего времени, как ответственное родительство и т.д.

Игорь Семенович, в западной прессе часто говорят, что деление оргазмов на вагинальный и клиторальный -- ошибочно.

Принято ли это деление в отечественной сексологии? Для чего оно нужно?

И есть ли специальные названия у всех остальных видов оргазма?

Эта оппозиция в науке не работает уже много лет. Новейшие исследования, с использованием МРТ, показывают, что женский оргазм невозможно локализовать в какой-то отдельной точке или части тела. Это не рефлекс, а тотальное переживание, причем весьма индивидуальное. Об этих исследованиях я рассказывал в своем вузовском учебнике "Сексология" (2004). Но этой книги в продаже уже нет.

Уважаемый Игорь Семенович, есть ли мода на стиль сексуального поведения, на стиль выражения своей сексуальной принадлежности? Если да, то, видимо, есть люди, мужчины и женщины, - модные образцы. Как их можно описать сейчас? Кому подражают? Какие главные изменения претерпели такие образцы у нас в стране за последние лет 10-15? И что ждет впереди?

Конечно, и не одна. В обществе есть много разных групп и субкультур, которые равняются на разные образцы. Одни из них живут долго, другие остаются однодневками. Общую картину развития сексуальности в России Вы найдете в моей "Клубничке на березке" (2010). Очень рекомендую также книгу Анны Темкиной "Сексуальная жизнь женщины". СПб: Европейский университет, 2008

Эту реплику поддерживают: Леда Плеханова

Очередное Министерство образования - на этот раз, Тайваня - недавно заявило, что, начиная с 2011 академического года, вопросы гомосексуальности будут включены в программу младшего и старшего школьного образования. Также будут выпускаться методические материалы по гомосексуальности, запланированы треннинги и семинары для родителей и учителей... Игорь Семенович, как вы думаете, является ли хоть сколько-нибудь возможной инициация подобных программ в Восточной Европе в принципе, и, соответственно, в России? Я сейчас не говорю о законодательной основе, тут дело еще и в другом: готовы ли учителя к тому, чтобы "преподавать толерантность"? Как подготовить родителей (зачастую гомофобов) к "правильному" восприятию того, что их детям преподносят феномен гомосексуальности с другой позиции?

Это закономерный мировой процесс. Необходимые условия успеха — наличие демократического светского государства, плюс подготовленные кадры. Второе производно от первого.

До чего же абстрактными кажутся эти условия успеха в данной безнадежной ситуации

Спасибо за Ваши книги и просветительскую деятельность. Дай Вам Бог здоровья и гармонии!

Игорь Семенович,

Вопрос: что есть норма? Ведь то, что для одного - замечательно, для другого - "мерзость отвратная". Как современная сексология относится к этому понятию? И есть ли оно? Может, у каждого норма своя!???))  

В сексологии, как и во всех науках о поведении, понятие "нормы" многозначно.  Это может быть: а) некий норматив, вроде норм питания; б) статистически массовое, усредненное; в) функциональный оптимум для данного организма или личности. При этом социальные нормы могут не совпадать с биологическими, поведение — с ценностями и т.д и т.п. Споры о "нормальном" и "ненормальном" вне содержательного контекста бессмысленны. С тем же успехом можно называть что-то "хорошим" или "плохим".

На основании первых 30 вопросов к Вам, Игорь Семёнович, можно предположить, что женщины в 6 раз более мужчин инетерсуются вопросами секса (24 вопроса от женщин, 4 от мужчин, включая этот). К такому же выводу приводит беглый просмотр комментариев в рубрике Секс на Снобе. Это типично? Если да, то почему тогда считается, что "мужики только об этом и думают"?

Эту реплику поддерживают: Леда Плеханова

Простите, что вмешиваюсь, но по-моему, потому что мужчины не анализируют почему да как, а просто думают "хочу, хочу, хочу", а женщине надо - поговорить.

Эту реплику поддерживают: Лилия Скопинцева

То есть с сексом всё наоборот: мужчины больше полагаются на интуицию, а женщины налегают на анализ :-) ?

Всерьез это обсуждать нельзя, не зная выборки. Но смысл в вопросе есть.

Женщины лучше вербализуют волнующие их проблемы и охотнее признают, что чего-то не знают. Применительно к сексуальности это серьезная проблема. Мальчики-подростки часто не знают элементарных вещей и не хотят учиться. А женщины это делают охотно.

Игорь Семенович, Вас часто называют "русским Зигмундом Фрейдом". Как Вы сами относитесь к деятельности Фрейда, его книгам?

У нас любят преувеличения. Фрейд — классик науки, а я всего лишь популяризирую существующее знание. Вместе с тем в современной сексологии Фрейд в значительной степени маргинален. Многие поставленные им проблемы решаются совершенно иначе. Поэтому учиться лучше по современным книгам. Философские теории создают у дилетанта иллюзию ясности, которой в действительности нет.

Является ли участие в данном опросе сексопатологией?

Эту реплику поддерживают: Леда Плеханова, Dmitry Marishkin

Нет, хочу услышать ответ. А что, вопрос, заданный в шутку, не считается вопросом?

Иногда трудно понять что шутка, а что нет. Например, как Вы думаете, вот это предложение одной из снобчан является шуткой или задано всерьез? Мне стало так интересно, что я спрошу об этом автора...

"В московских секс-шопах нет баклажан, огурцов (как в европейских секс-шопах) или просто страпона не в виде члена - означает ли это гомофобию у баеров магазинов?"

Если Вам кажется это шуткой, то стоит зайти в ближайший секс-шоп для расширения кругозора. Товары представленные там оцените, представив, что вы лесбиянка.

Хороший вопрос. За этой шуткой стоит дремучая совковая идея, что любой интерес к сексуальности — патология. Освобождение начинается лишь тогда, когда ты понимаешь, что это вздор. Но чтобы нечто понять, необходимо читать серьезные научные работы. Обсуждать сексуальные проблемы по книгам начала и даже середины ХХ века — то же, что учиться физике по Ньютону.

Спасибо всем за проявленный интерес! Но «сексуальные» сюжеты понятны только в более широком контексте, в том числе гендерном.

Спасибо за ответ. Хотя я, кочечно, не ожидал, что Вы ответите про необходимость читать серьёзыные научные работы чтобы что-то понять. Такой универсальный ответ про дремучесть собеседника. Смирюсь с тем, что ничего мне не понять, ладно. Хотя, как бывший физик, могу Вам сказать, что изучать физику по Ньютону и Кеплеру - очень познавательная вещь. Я бы даже сказал необходимая. Не посоветовал бы я никакому студенту физики отнестись к Ньютону высокомерно. Спасибо.

Каждый понимает по-своему...

А я восприняла Ваш вопрос-шутку по-другому...

Что-то вроде: "Является ли подробное обсуждение своих сексуальных проблем в общей теме про сексуальную культуру на контенте общей (не специализированной) направленности "Сноб" нормой или же нет (или подобные вопросы лучше обсуждать наедине со своим сексапатологом или другим специалистом по вопросам секса/психотерапевтом"...

__________________________

Поэтому мой вопрос Игорю Кону:

Существуют ли рамки (в контексте сексуальной культуры) на обсуждение личных вопросов о своей сексуальной жизни в публичных дискуссиях в не специализированных изданиях и/или контентах? Разделяется ли круг вопросы на те, которые надо обсуждать наедине с соответствующим специалистом или же табу в таких вопросах - это лишнее? 

Леда, в вопросе безусловно была доля шутки. Но была и серьёзная часть. Причём не про обсуждение своих сексуальных проблем, а про психологические особенности людей задающих вопросы на открытом форуме. И я очень разочарован ответом. Точнее, не ответом, а тем, кто ответил, господином Коном. Я считаю, что человек, понимающий в своей области, должен уметь объяснить суть и ребёнку, а не ссылаться на необходимость много лет читать научные статьи. А употребление слов "дремучесть" и "совковость" я вообще считаю неуважением к собеседнику. Поэтому не считаю для себя возможным дальнейшее общение с господином Коном. И, конечно, его высокомерное заявление про Ньютона вызвало дополнительные сомнения. Не буду говорить, какие, дабы не обидеть уважаемого профессора.

я не думаю, что Игорь Кон упомянул термин "дремучая совковая идея" в том контексте, в каком Вы его поняли, тут же ничего личного и неуважительного не подразумевалось - это просто такое объяснение.

Да, Лилия, может быть, Вы правы. Но я уже научился в обсуждениях на форумах по крайней мере стараться не обидеть собеседника. И ожидаю того же от остальных. Здесь обидеть намного легче, поскольку не видно глаз и улыбки. Но это неважно, я уже потерял интерес к его мнению, раз он начал ссылаться на необходимость профессиональной подготовки.

Я немного перефразировала вопрос. Надеюсь получить на него ответ.

Вы знаете,Алексей, читать научные статьи и серьезные работы - все же необходимо для более глубокого понимания предмета, нежели чем на том уровне, как его воспринимает ребенок.

То есть, конечно, надо читать Соловьева и Ключевского (я не физик, я историк), но и непосредственно источники тоже читать надо.

Нелли, какой тогда смысл устраивать сессию ответов на вопросы для laypeople, непрофессионалов? Тогда надо допускать к вопросам только тех, кто уже знает ответы. Нет?

Ну вот представьте себе, что на Ваш вопрос по российской истории отвечает Василий Ключевский. Или по физике - Альберт Эйнштейн. Они, скорее всего,тоже бы сказали - читайте литературу. И были бы правы.

Нет, не так. Альберт Эйнштей написал чудесную, очень понятную книгу ясным языком, понятную любому ребёнку про теорию относительности.

Тем не менее, я все же думаю, что, будучи поставленным перед необходимостью объяснять некие базисные понятия не ребенку, а взрослому человеку, Эйнштейн бы посоветовал ему/ей что-то и помимо своей книги.

Игорь Семенович, кстати, в этом плане именно что рекомендует для чтения свои книги, которые являются базисными текстами для русскоязычной сексологии.

Вы извините меня, Нелли, ради бога, но не согласен я. Я очень пристрастен в этом вопросе. Если бы я сам согласился отвечать на вопросы какой-либо аудитории, я бы посчитал неприемлимым для себя отослать задавшего вопрос человека к своей книге. Я бы подумал, что это может быть воспринято как попытка дистрибуции этой книги. Но это я так думаю. Может, если я напишу книгу (что вряд ли), и если меня пригласят куда-нибудь на дискуссию на тему этой книги (ещё менее вероятно), то я прозрею и пойму, что-таки объяснить что-то можно только тому человеку, который уже и так всё объясняемое знает. Но надеюсь, что конкретно этого прозрения со мной не случится. У меня есть дети. И мне им приходится объяснять всякие вещи. Не говоря им: "Сначала закончите университет, всё сами поймите, а потом я вам объясню". Не-сог-ла-сен. Из-ви-ни-те. И не буду читать книги профессора Кона. Лучше Юнга почитаю. Не рекомендованного профессором Коном в компании с Ньютоном.

Ну вот я сегодня отвечала на вопросы аудитории ( не про секс)). И вместо того, чтобы пересказывать содержание некоей классической книги, все же посоветовала людям ее прочитать. Потому что всегда полезней читать самому, нежели чем слышать чью-то интерпретацию прочитанного.

У меня тоже есть ребенок. В пределах своих знаний я объясняю ему что-то сама. Но мои знания далеко не полны. И дабы не уподобляться пресловутому Моне, напевавшему, кажется, Робертино Лоретти)))), я все же говорю ребенку, что, например, учитель физики даст ему более правильное объяснение того,что такое свет.

Хотя, если я правильно помню, физики сами все еще не очень в курсе того, что же все-таки такое свет))

Но я же не против списка чтения. Я против того, чтобы на сессии вопрос-ответ на простой вопрос вообще никакого ответа по существу не прозвучало, а прозвучало утверждение, что задавший вопрос ничего не поймёт, если не станет профессионалом в области. Поскольку я не стану профессионалом в той области, какой смысл мне задавать дальнейшие вопросы? Меня однажды тогда ещё маленькая дочка спросила перед сном: "Папа, а откуда я знаю, что я существую?" Конечно, легче всего, сказть типа вырастешь-поумнеешь, отшутиться там, но я тогда понял, что любая фальшь в ответе остановит дальнейшие вопросы навсегда. В меня дочка.

"Читать серьезные научные работы" - не значит "становится профессионалом". Вот я, к примеру,сейчас читаю монографию о  фольклоре иннуитов. При том, что я не фольклорист и даже не иннуит)), просто для развлечения читаю, для новых знаний. Понятно,что специалистом я после этой монографии не стану, но вопросы специалистам буду задавать более глубокие.

Как,собственно, и тут.

Вы знаете, Нелли, мне начинает казаться, что Вы просто отстаиваете позицию no matter what. Не верю, что Вы серьёзно говорите, что чтобы понять ответ на мой простой вопрос, мне надо "читать серьёзные научные работы". А цепляться к форме фразы можно до бесконечности. Я, например, не буду цепляться к грамматике названия предмета Вашей научной монографии. Потому что это не имеет отношения к моей позиции. Поэтому, чтобы закончить спор, в котором, как мне кажется, собеседник заранее решил не соглашаться с доводами, просто сошлюсь на свою ущербность. Не могу ничего с собой поделать - ущербен и глуп. Я, кстати, когда-то сам написал трактат про инуитов. Для смеха. Некоторые даже смеялись.

Нет, Алексей, не no matter what. Вы спросили - "является ли участие в данном опросе сексопатологией?"

Оставляя в стороне тот факт, что это не опрос , давайте попробуем расшифровать ваше заявление. Вам интересно - патология ли,сиречь нарушение, то, что люди задают вопросы о сексе самому опытному русскоязычному сексологу и делают это в открытом доступе.

Игорь Семенович вам ответил - нет, не патология, и посоветовал, для более полного понимания вопроса, ознакомиться с научными работами по предмету. Ничего более.

Не отвечал он, Нелли, никогда "нет, не патология" на тот вопрос, который я задал. Он сказал, что за вопросом стоит "дремучая совковая идея, что любой интерес к сексуальности — патология", и что какое-то непонятное "Освобождение начинается лишь тогда, когда ты понимаешь, что это вздор". Я что, спрашивал хоть что-нибудь про "любой интерес к сексуальности"? Любой интерес к сексуальности включает, например, брак. Или танцы. Да что тут говорить? Не было никакого ответа, и невозможно из тех слов, которые были сказаны, даже такой умной женщине как Вы слепить хоть подобие ответа. Не говоря уже о выборе слов. На этом предлагаю закончить нашу дискуссию, поскольку она ни к чему не ведёт, и давайте ее закончим со взаимным (я надеюсь) уважением.

Естественно, со взаимным. Я понимаю вашу реакцию на выражение "дремучий совок", но и вы поймите человека, который последние 30-40 лет только и делает, что борется с тем самым "совком", где вот такие вопросы и ответы на них, как раз и считались патологией.

Это дело весьма индивидуальное. Люди по-разному определяют границы того, что для них интимно. В современной молодежной культуре эти рамки размыты, новая свобода часто оборачивается трудными проблемами.

Да конечно! У нас у всех сексопатология. Вместо того чтобы трахаться, задаем вопросы сексологу. ) Такие милые теоретики. 

Алексей Юсфин Комментарий удален

Игорь Кон Комментарий удален

Максим Никольский Комментарий удален

Это неплохая книга. Не уверен, что ее название приведено правильно. Что касается сравнительной статистики параллельных связей, то она приводится, с соответствующими ссылками, в моей книге "Клубничка на березке". Была она и на моем сайте. Памела это не придумала. Я старый человек и сторонник чтения. Спрашивать надо только о непонятном.

Максим Никольский Комментарий удален

:-(

Очень грустно. Игорь Семенович был приятным и интеллигентным в общении человеком . В последний раз мы с ним общались не так давно - в марте этого года, и тогда он сообщил, что закончил работу над своей новой книгой , и собирался издать ее ближе к лету. 

Еще вспоминаются его слова: "За свои книги я получаю абсолютно непристойные  гроши. Любой журналист, берущий у меня интервью, зарабатывает больше меня. Иногда это раздражает, но такова уж эта страна". :-/ 

об идентичности в России говорить больше не с кем...sorry, мой завтрашний пост будет закрыт для общего просмотра

http://serge-golovach.livejournal.com/55788.html