Компания Furla вернула Москву в СССР

Всемирно известный производитель аксессуаров итальянская компания Furla поместила советский флаг вместо российского на серии сумок, посвященных своим главным бутикам в мировых столицах

+T -
Поделиться:

Международная компания Furla выпустила серию пляжных сумок под названием Flags of Furla, целью которой было «восславить красоту флагов» и разрекламировать бутики компании. На каждой из сумок изображен флаг страны, в которой находится один из основных бутиков компании, и адрес магазина в столице этого государства.

Подробнее

Всего в серии было выпущено пять сумок, посвященных пяти бутикам в пяти разных странах: Италии, Испании, Великобритании, Японии и России. В первых четырех случаях на сумках изображены современные флаги этих стран. Однако на сумке, рекламирующей бутик в Москве, вместо триколора изображен серп и молот с флага СССР.

Сумка с серпом и молотом продается в Москве уже около двух месяцев. До сих пор никакой реакции на появление в продаже этого аксессуара ни со стороны покупателей, ни со стороны общественных деятелей или официальных лиц не последовало.

Филипп Блау считает, что своим появлением сумка Furla обязана неослабевающей моде на советскую символику. Линор Горалик уверена, что эта история хорошо показывает безразличие россиян к собственной идентичности

Филипп Блау

   Использование советской символики — это мода, которую уже многие опробовали. Это не политическая акция, а просто следование тренду. Любой элемент дизайна используется, чтобы вызвать некую линию ассоциаций. Серп и молот — это медведь, русский, коммунизм, Сталин. Серп и молот — символ силы, незнакомой, далекой, и потому любопытной. Эти ассоциации с Россией не слишком изменились со времен СССР еще и потому, что образ Путина — это образ чего-то советского.

Кроме того, советская символика работает как экзотика. Еще в начале 1990-х приобрела популярность итальянская марка джинсов Soviet. У них все было построено на советской символике, а их имиджем была такая блондинка-проститутка со звездой во лбу. Это было сразу после распада СССР и все равно воспринималось в первую очередь как экзотика, а не политическое высказывание.

Или, например, в последнее десятилетие стала очень модной тема Mystic Nazi (мистического нацизма): она используется в кино, в комиксах, например «Хеллбой». Ассоциации такие: нацисты — это плохо, а мистические нацисты — это страшно интересно. Люди носят черную униформу не потому, что они, не дай бог, неонацисты, а потому, что это круто.   

Линор Горалик

   История эта кажется мне значительной не так из-за ее масштаба (условно небольшого), как из-за ее наглядности. Достаточно представить себе реакцию Чехии, если бы в этой коллекции появилась сумка с флагом Чехословакии, или Германии, если бы там был флаг ГДР, или Франции со штандартом времен правительства Виши, или той же Японии, но с расходящимися алыми лучами, как у японской армии во время Второй мировой войны. Можно, мне кажется, легко представить себе реакцию в местной прессе и в блогах; можно вполне представить себе акции протеста у бутиков Furla; и, конечно, можно представить себе масштаб извинений, которые приносила бы марка.

То, что эта сумка совершенно спокойно продается в Москве, говорит о двух важных вещах: во-первых, мы готовы покупать вещи у марки, которая не просто не интересуется российской историей или нынешним положением дел в России, а еще и говорит: «Да вам же самим на это плевать, правда?» А во-вторых, о том, что мы сами думаем о себе и как мы себя видим. Казалось бы, выпуск этой сумки — повод лишний раз сказать: «Мы не СССР, мы другая страна». Естественно было бы ожидать такого высказывания и от частных потребителей (не поголовно, конечно, но понятно, о чем речь), и от тех, кто занимает определенные общественные позиции: «Друзья, мы не те, кем мы были; если кто-то в этом сомневается или не помнит об этом, мы сейчас еще раз это объясним». Советская символика когда-то обыгрывалась иронически, а теперь она совершенно спокойно сама лезет из всех щелей сегодняшней России, тщательно поощряемая всеми, кто в этом заинтересован. На этом фоне, конечно, не до какой-то там сумки какой-то там западной компании.

Для того чтобы такие сюжеты, как с сумкой Furla, возмущали потребителя, сам потребитель должен знать, кем он себя считает и в какой стране (и при каком режиме) живет. Видимо, вот тут-то у нас и проблема.   

Комментировать Всего 17 комментариев

Игорь Гурович Комментарий удален

Наташа Барбье Комментарий удален

Давид Кома Комментарий удален

Использование советской символики — это мода, которую уже многие опробовали. Это не политическая акция, а просто следование тренду. Любой элемент дизайна используется, чтобы вызвать некую линию ассоциаций. Серп и молот — это медведь, русский, коммунизм, Сталин. Серп и молот — символ силы, незнакомой, далекой, и потому любопытной. Эти ассоциации с Россией не слишком изменились со времен СССР еще и потому, что образ Путина — это образ чего-то советского.

Кроме того, советская символика работает как экзотика. Еще в начале 1990-х приобрела популярность итальянская марка джинсов Soviet. У них все было построено на советской символике, а их имиджем была такая блондинка-проститутка со звездой во лбу. Это было сразу после распада СССР и все равно воспринималось в первую очередь как экзотика, а не политическое высказывание.

Или, например, в последнее десятилетие стала очень модной тема Mystic Nazi (мистического нацизма): она используется в кино, в комиксах, например «Хеллбой». Ассоциации такие: нацисты — это плохо, а мистические нацисты — это страшно интересно. Люди носят черную униформу не потому, что они, не дай бог, неонацисты, а потому, что это круто.

История эта кажется мне значительной не так из-за ее масштаба (условно небольшого), как из-за ее наглядности. Достаточно представить себе реакцию Чехии, если бы в этой коллекции появилась сумка с флагом Чехословакии, или Германии, если бы там был флаг ГДР, или Франции со штандартом времен правительства Виши, или той же Японии, но с расходящимися алыми лучами, как у японской армии во время Второй мировой войны. Можно, мне кажется, легко представить себе реакцию в местной прессе и в блогах; можно вполне представить себе акции протеста у бутиков Furla; и, конечно, можно представить себе масштаб извинений, которые приносила бы марка.

То, что эта сумка совершенно спокойно продается в Москве, говорит о двух важных вещах: во-первых, мы готовы покупать вещи у марки, которая не просто не интересуется российской историей или нынешним положением дел в России, а еще и говорит: «Да вам же самим на это плевать, правда?» А во-вторых, о том, что мы сами думаем о себе и как мы себя видим. Казалось бы, выпуск этой сумки — повод лишний раз сказать: «Мы не СССР, мы другая страна». Естественно было бы ожидать такого высказывания и от частных потребителей (не поголовно, конечно, но понятно, о чем речь), и от тех, кто занимает определенные общественные позиции: «Друзья, мы не те, кем мы были; если кто-то в этом сомневается или не помнит об этом, мы сейчас еще раз это объясним». Советская символика когда-то обыгрывалась иронически, а теперь она совершенно спокойно сама лезет из всех щелей сегодняшней России, тщательно поощряемая всеми, кто в этом заинтересован. На этом фоне, конечно, не до какой-то там сумки какой-то там западной компании.

Для того чтобы такие сюжеты, как с сумкой Furla, возмущали потребителя, сам потребитель должен знать, кем он себя считает и в какой стране (и при каком режиме) живет. Видимо, вот тут-то у нас и проблема.

Никакого политического умысла в том, что получился серп и молот, я не вижу. Есть две вещи. Во-первых, в глазах европейцев большой разницы нет. Для них мы — коммунистическая страна. Разница очевидна только нам, живущим внутри. В магазинах появилось больше колбасы, что мы и назвали капитализмом. Со стороны, по всей видимости, это все выглядит не так. Думаю, что действительно иностранцы не видят большой разницы между тем, что было, и тем, что стало. А во-вторых, Чехонин, который нарисовал серп и молот, — действительно хороший художник. Мало чего было сделано для государства, что по таланту и красоте могло бы сравниться с тем, что сделал Чехонин.

А для людей, которые делали сумки, это просто красивый дизайн. Мода, как и любое искусство, пользуется архетипами. Никакого сформулированного образа, который стал бы архетипом, за 20 лет не создано. Государство время от времени делает на это запрос, что кончается очередным распилом денег. Сочи имеет пиар-целью создать этот новый образ России, но тоже пока не очень удачно. Тут можно только пожалеть, что для европейцев мы так и остались дремучими, страшными и непредсказуемыми крестьянами.

Эту реплику поддерживают: Дмитрий Гуржий, Karina Sembe, Елена Аксёнова

Это так: принт оказался действительно хорошим, а архетип - неискоренимым.

Кстати, ГДРовский герб - наверное, один из самых дизайнерски интересных среди соцстран. Также, как и флаг имперской Японии абсолютно великолепен. И то, и другое будет использоваться в мире моды.

Мир моды недалек от политики. Просто дело в том, что мы как ассоциировались с серпом и молотом, так и ассоциируемся. Пусть еще и сумка будет. Надо закупить весь тираж и подарить «нашистам», вот будет весело. Могли вообще сделать два тиража, второй — с царским орлом.

Это почти стопроцентно вопрос эстетики. Флаг с серпом и молотом выглядит красиво. Я уверен, что дело в этом. Я не понимаю, почему на такие несерьезные темы люди очень часто так серьезно реагируют. Это абсолютно нормально. В индустрии, в которой я работаю, вопрос эстетики — самый главный.

Даже для меня, полнейшего дилетанта в этой области, эстетические причины очевидны. К сожалению, мой любимый российский триколор неприметно смотрится на фоне других флагов, от французского или нидерландского он почти неотличим. Вообще, нынешняя российская государственная символика довольно вторична, эклектична и невыразительна. Советскую же эстетику двадцатых, как-никак, создавали блестящие художники, она оригинальна и экспрессивна. Признаю это несмотря на большую неприязнь ко всему тому, что стоит за этой символикой.

Эту реплику поддерживают: Артур Асмарян, Алексей Юсфин

По-моему, мнение Линор Горалик состоит из двух очень слабо связанных утверждений. С одним я согласен, а с другим - нет. Согласен я с тем, что реабилитация коммунизма лезет из всех щелей, в том числе в виде символики. Не согласен, что россиянам "всёравнее" про прошлые символы. И в Германии легко можно с гэдээровским флагом ходить. Представить себе могу акцию протеста у бутика в единственном случае - если они намалюют на сумку Магомета с бомбой. Нет тут политики никакой, думаю просто модельеры пытаются проинтуичить воздействие на подсознание target market. А может, просто обезьяннячают.

Эту реплику поддерживают: Дмитрий Гуржий, Ариэль Лотоцкий

Странно. А я искренне считала, что товарищи из Furla опоздали лет на десять. Тогда, кажется, модно было в майках "СССР" ходить. Не смотря на экспрессивность и оригинальность серпа с молотом, приелось, как-то дешёвенько уж совсем выглядит безотносительно изначального плана содержания самих символов. Ну, это просто, наверно, это я не модная совсем, трендов не чую.))

Очень рада видеть Вас снова, Линор! Просто-таки изголодалась по Вашим текстам.

как уже заметили выше, "майки "СССР" были модны лет-много-назад". хотя в Латвии, где советская символика запрещена, эта сумка была бы очень кстати (Закон ЛР О собраниях, шествиях и пикетах, 11.5) участникам запрещено использовать флаги, гербы, гимны и символику (в том числе, стилизованную) бывшего СССР, Латвийской СССР и нацистской Германии).

На самом деле на сумке изображен не советский флаг, а некая импровизация на тему коммунистической символики.

Роль Furla в появлении этих экспонатов - не дизайнерская, а дизайнерская вторично. Они взяли три очень яркие и живущие давно символики, которые привлекут внимание любого. И действительно, интересно, что они взяли именно эти символики.  С флагами США и Соединенного Королевства как-то все понятно.

Флаг РФ в нынешнем трехколоре действительно совсем неинтересен, а вот колорит сочетания красного с желтым и двух инструментов, от которых у народа трудовые мозоли - это очень привлекательная история, история для взгляда, для иронии, но без злобы. И не стоит в ней искать что-то еще.   Конечно, тут просматривается некий подтекст, но, честно, этот подтекст можно просматривать во всем, если очень захотеть.

Единственный вопрос, который у меня возник - чисто юридический. Я была уверена, что государственные знаки, символики и вся геральдика находятся в особом правовом режиме, который называется "вещи, ограниченные в обороте или изъятые из него специальными законами". И что вот так просто можно сделать серию таких сумок..полагаю Furla все-таки что-то будет отстегивать. И если это так, то по первым двум - куда, понятно. А по третьему..  Россия - полноправная правопреемница, хоть и со скучным  (для дизайнеров) флагом.

Возможно,я ошибаюсь.

представляете, как бы обогатилась казна Соединенного Королевства, если бы за каждую футболку, трусы, шлёпанцы, пляжную сумку с Union Jack копеечка отправлялась королеве?

судя по количеству этих объектов на каждой улице каждого города, где мне когда-нибудь приходилось бывать, полагаю, на Альбионе было бы уже золотее, чем в арабских эмиратах

Да, Александр, представляю. И все-таки полагаю, тут не все так просто. Хотя и не могу пока ничем подкрепить свои сомнения.

Я взял, и посмотрел на сумки ...

Сама серия сумок - на редкость уродлива! Это воспринимается как слабая парафраза на гениальные сумко-пакеты которые выпустила Chanel в прошлом году. А если сумки плохи как сумки, то и обсуждать тут нечего! Давайте обсудим красивые сумки, и не важно какого бренда и с какой символикой!

Вот что написала нам Джованна Фурланетто: 

"Когда мы запускали коллекцию, мы хотели представить вневременные флаги и выбирали несколько с самым сильным графическим дизайном в качестве знака единения разных культур и интернациональности нашей марки.

И безусловно, флаг СССР – это очень сильная графика, нам она нравится.

Мир моды, в том числе и российские стилисты, часто использует старый флаг, потому что в мире он более узнаваем. Никакого особого глубинного значения в этом выборе нет".

Эту реплику поддерживают: Филипп Блау, Дарья Супрунова