Нежные зеленые ростки новых бизнесов. Часть вторая
Алексей Ковалев, Лондон
Покупка вскладчину дорогих вещей
Вкратце это что-то вроде сервиса по поиску партнеров для покупки вскладчину и одновременно социальная сеть для любителей одномоторных самолетов и спортивных яхт. Создатели сервиса справедливо полагают, что даже если вы накопите на собственную «Сессну», то вряд ли будете летать на ней каждый день, так что почему бы не делить дорогую игрушку еще с четырьмя пилотами-любителями? А GetItWithMe позволяет не просто «скинуться», а найти единомышленников, с которыми, как можно видеть по сообщениям на сайте, часто завязывается крепкая дружба на почве любви к морю и небу.
Бэнкси, может быть, и самый востребованный художник-граффитист («Продался!» — кричат конкуренты), но до такой простой и в то же время высокотехнологичной идеи заработка на уличном искусстве не додумался. Группа C6 рисует на лондонских стенах стенсилы с QR-маркером, который распознается смартфоном типа iPhone или Android. Наведя телефон на маркер, можно купить принт рисунка себе в личную коллекцию, причем цена зависит от модности района. В Шордиче, например, дороже.
В рамках программы модернизации района Кэмден (Camden Town Unlimited) вместо старой пекарни по адресу Camden High Street 15a построили что-то вроде мобильного офиса для малого бизнеса или частных предпринимателей. В принципе, идея не слишком отличается от офисной концепции open space, но создатели утверждают, что пространство можно максимально оперативно конвертировать под любые нужды: от обычного офиса или конференц-зала до художественных мастерских или подиума, на котором могут демонстрировать свои новые коллекции молодые дизайнеры.
Продукт двух лондонских разработчиков с несколько неблагозвучным для русского уха названием Zopa поднялся на волне стремительно падающего имиджа банков. Его лозунг — «Не давайте жирным котам толстеть, лучше платите проценты таким же людям, как вы!». По сути это служба микрокредитов, построенная по принципу торрентов (peer-to-peer lending), то есть ее функционирование зависит не от центральной структуры, а от самих пользователей и их доброй воли. Сумма кредита — от 1 до 15 тысяч фунтов, срок — от 30 до 60 месяцев. Есть несколько вариантов — либо взять в долг по фиксированной ставке, либо выставить предложение на обратный аукцион, в котором побеждает кредитор, предложивший самый низкий процент. Правда, при более детальном изучении выясняется, что без некоторых методов «жирных котов» никуда не деться: есть и проверка кредитного рейтинга, от которого зависит процентная ставка (от 9 до 12%), и практика сдачи «тухлых» долгов агентствам по сбору. Поэтому, например, иностранцу-нерезиденту в кредите, скорее всего, откажут.
Это лондонская фирма, занимающаяся в основном разработкой приложений для iPhone. Почти все представляют умеренный интерес (расписание передач британского телевидения, клиент для чтения Twitter с привязкой твитов к местности), но одно, лишь недавно одобренное Apple для продажи в iStore, можно смело назвать революционным. Nearest Tube — один из первых удачных экспериментов в области «дополненной реальности», который отвечает на главный вопрос, волнующий и лондонцев, и нелондонцев: где ближайшая станция метро? Если держать iPhone горизонтально, то на экране отобразятся все 13 линий метрополитена, а если держать перед собой, то появятся названия ближайших станций в этом районе. Правда, приложение работает только на моделях начиная от 3GS.
Этот бизнес — яркий представитель лондонской «силиконовой долины», квартала между Олд-стрит и Шордичем, где находятся офисы почти всех небольших софтверных и дизайнерских студий. Их там такое количество, что с подачи британской версии журнала Wired появился термин EC2A business – от почтового кода района. Как и музыкальный супермаркет Rough Trade на Брик-лейн, в разгар кризиса повысивший продажи компакт-дисков на 10% при помощи бесплатного Wi-Fi и недорогого качественного кофе для посетителей, RIG придерживаются известной мысли о новом как переосмыслении старого. Казалось бы, после стольких разговоров о смерти бумажных изданий запуск типографии для печати микротиражных газет выглядит экономическим самоубийством. Тем не менее, созданный ради шутки Newspaper Club работает и процветает. Цены начинаются от 35 фунтов за 5 экземпляров черно-белой газеты таблоидного формата; можно загрузить уже готовые полосы в PDF или сверстать прямо на сайте, а потом через несколько дней получить готовое издание. В этом году идея получила премию Brit Insurance Design Awards в номинации «Дизайн и графика».
Благие экологические начинания супермаркетов по сокращению количества пластиковых пакетов обычно заканчиваются тем, что пакетов становится еще больше, только зеленых, с листочками и пандами. Небольшая лондонская бакалейная лавка в Ислингтоне пошла по радикальному пути — избавилась от упаковки как таковой. Покупатели приходят за чечевицей, кофе и финиками — все, разумеется, органическое, экологичное и т.д. — со своими банками, коробками и бутылками. Эта несложная идея (знакомая каждому советскому человеку) оказалась так свежа, что про Unpackaged написали все главные газеты, сняли несколько репортажей на BBC, а журнал Time Out включил лавку в свою «библию» — черный блокнотик с адресами-телефонами 500 самых важных услуг в Лондоне.