Алина Маркова: Как беременные разучились рожать
За последние десятилетия количество кесаревых сечений очень выросло. Например, в США — почти в шесть раз. Сейчас в Америке до 30% всех родов происходит при помощи этой операции. И важный вклад в эту цифру вносит современный тренд — некоторые женщины выбирают кесарево вместо родов не по медицинским показаниям, а по своему желанию. Причем в частных клиниках, где женщина требует к себе избирательного отношения, процент родов путем кесарева сечения, по данным Американского колледжа акушерства и гинекологии (American College of Obstetricians and Gynecologists), дошел до 50% — очевидно, что клиентки частных госпиталей воспринимают возможность не рожать самой как роскошь.
В качестве аргументов они приводят, конечно, не только удобство родить в определенный день, но и страх перед родовой болью и долгим периодом восстановления после родов, травм уретры или анального сфинктера, есть и более драматические причины: боязнь травмы ребенка (например, дистоции плечиков) и удушения во время родов.
Элективное кесарево сечение — объект для неоднозначной дискуссии о врачебной этике среди западных гинекологов: одни врачи считают, что женщина вправе принять такое решение, если она полностью информирована о возможных последствиях, другие — что желание матери само по себе не должно определять метод родов.
«В Америке при элективном кесаревом сечении женщина подписывает информационное соглашение, где полностью описаны все риски, которым она подвергает себя и ребенка. Это составленный юристами многостраничный документ, и он имеет силу в суде, — рассказывает гинеколог Александра Борисова, кандидат медицинских наук, главный врач клиники «Счастливая семья». — В России такая практика тоже существует, но перед кесаревым сечением по выбору подписывается простая бумажка — отказ от родов, которую суд, если что, и рассматривать не будет».
Пока в России процент «кесарят» не так высок, как в Европе и Америке, — около 20%. Однако ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения) считает, что только 15% родов должны быть выполнены при помощи кесарева сечения — когда эта операция действительно спасает жизни. Все, что больше, находится за чертой, когда риск от операции превышает пользу от ее проведения.
Российские женщины последние годы активно обсуждают возможность избежать естественных родов: русскоязычные тематические блоги изобилуют фразами вроде этой: «Подскажите пожалуйста контакты врача или роддом, которые делают кесарево сечение по желанию!!! я недавно сдавала анализы и у меня обнаружился уреаплазма уреалитикум ( не хотелось бы, чтобы ребёнок, когда шёл по родовым путям заразился). И ещё у меня внутри черепное давление. в ЖК ставят не правильный срок беременности».
Юзер inndev в сообществе nelegkiye rody пишет: «Если женщина хочет операцию, — неважно, по какой причине, — она имеет на это право… 4,5 года назад я, забеременев, решила, что буду рожать путем кесарева сечения. Я знала, что бесплатно ничего не добьюсь, поэтому обращалась на платные отделения, ходила даже в частный родильный дом. Нигде я не нашла понимания, даже за приличные деньги врачи отказывались говорить на эту тему, открыто издевались надо мной: «Кесарево сечение по желанию трудящихся мы не делаем», «ты что, боли боишься?». На нервной почве у меня поднималось давление, повысился тонус матки. Но уступать я не собиралась. После третьего роддома я сменила тактику, врачу наврала про себя такое, что у меня наконец-то согласились принять взятку, и я договорилась о плановой операции. Все прошло хорошо. Мы с сыном здоровы. Я жалею только об одном — что не проявила раньше свои незаурядные актерские способности и дала возможность хамам от медицины изрядно потрепать мои и без того никудышные нервы».
«Это исключительное право самой женщины — выбирать способ родов. Если она подписывает отказ от естественных родов в пользу кесарева, я продолжаю вести ее беременность, не меняя к ней своего отношения, чем иногда действительно грешат мои коллеги, — сказала нам попросившая не называть ее имени акушер-гинеколог, кандидат медицинских наук, работающая в одном из ведущих частных роддомов Москвы. Она — из тех редких российских врачей, которые не подвергают женщин остракизму за нежелание самостоятельно рожать. — Я им, конечно, объясняю, чем они рискуют, но не настаиваю, чтобы они изменили свое решение. Ведь если акушер будет упорствовать и переубеждать, беременная найдет другого врача или просто напридумывает себе всяких показаний — что еще хуже, ведь в родах нам надо иметь максимально корректную информацию о состоянии здоровья женщины».
Свобода выбора включает в себя свободу распоряжаться своим телом — это базовая ценность либерального общества, почему же беременные женщины должны быть исключением? Дело врача — рассказать обо всех «за» и «против». Недавно была опубликована научная статья, подтверждающая очевидный для врачей факт: естественные роды для ребенка лучше операции кесарева сечения. У детей, рожденных обычным способом, кишечник оказался населен полезными и нужными бактериями (флора влагалища матери), а у детей после кесарева сечения в кишечнике обнаружились бактерии бесполезные и даже вредные (флора с поверхности кожи матери).
До этого исследования фактов тоже хватало. У таких детей чаще развивается дыхательная недостаточность и им приходится проводить первые несколько дней в отделении реанимации, они чаще страдают аллергическими заболеваниями. Для матери неосложненное кесарево сечение отличается от обычных родов увеличением кровопотери в 2 раза, швом на матке и на животе, непростым началом грудного вскармливания и еще множеством неприятных или досадных вещей. Кроме того, кесарево сечение — это настоящая большая операция с вскрытием брюшной полости. Как любая операция, она может иметь осложнения. Эти осложнения могут достаться на долю матери или ребенка, или обоим.
В 2006 году были опубликованы данные анализа пяти миллионов родов у женщин без факторов риска и осложнений и 11 тысяч смертей новорожденных в США; выяснилось, что смертность у новорожденных «кесарят» в 2,5 раза больше, чем у остальных детей. Но на чаше весов у тех, кто делает кесарево по желанию, эта статистика выглядит менее страшно: риск осложнений и смертей повышается всего с половины до полутора процентов, и тут весь вопрос в том, как оценивать на эти цифры.
Анна Карабаш: Как получилось, что беременные разучились рожать? Как мне кажется, это история не только про женщин, а вообще про побочный эффект современной медицины: начинается все с того, что мы с детства стараемся жить без боли, а заканчивается тем, что мы разучиваемся доверять своему организму делать то, что он запрограммирован делать. С другой стороны, бесспорно, мы имеем право самостоятельно принимать решения. А вы как относитесь к растущей популярности кесарева сечения по желанию?