Работа каталонских нейробиологов из университета Хайме I позволила решить давнюю загадку: отчего билингвы лучше решают такие задачи, где необходима предельная сосредоточенность, умение отсечь второстепенное — особенно когда их всячески отвлекают. У билингвов, что вполне естественно, улучшены навыки владения языком — но почему такие люди быстрее справляются с задачами про треугольники и кружки разных цветов? Оказывается, для этого они используют нейроны речевых центров — в то время как у остальных людей за это отвечают другие участки мозга.

Сорока студентам (половина — каталонцы, которые с детства говорят по-каталонски и по-испански; другая половина говорит только на одном языке) предлагали тест:

Тут нужно за одну секунду ответить на вопрос о фигурке на экране. Иногда требуется называть форму фигурки, иногда — цвет. Что именно надо сделать, сообщает надпись над фигуркой. Если фигурки сменяются, а правило остается все тем же, все испытуемые легко выполняют задание. Но когда правила игры менялись, люди, владеющие только одним языком, начинали тратить на выполнение каждого задания больше времени и делали ошибки — а билингвы не замечали разницы.

Столбики — это время, затраченное на ответ (выше) и процент верных ответов (ниже). Слева — билингвы, справа — нет. Зеленые — задания в череде одинаковых, синие — задания со сменой правил. Билингвам всегда требовалось одинаковое время — монолингвы думали дольше, если правила менялись. Если посмотреть на процент верных ответов, то видно, что монолингвы сбивались при изменении правил чаще, билингвам же было все равно.

Все эти приключения происходили с молодыми людьми прямо внутри томографа. Их мозг сканировался — и ученые могли видеть, какие его участки начинали работать активнее в момент усложнения задачи. Оказалось, что картинки резко различаются:

Участки красного цвета, которые так неудачно пытались помочь монолингвам не растеряться, относятся к правому полушарию, они включаются при решении всякого рода логических задачах. Участок же, давший билингвам столь убедительную победу в этом состязании, — это синее пятно, передняя лобная извилина левого полушария (left IFG). Самое необычное: у обычных людей в сферу его компетенции логика вообще не входит — это лишь один из речевых центров.

Билингвы тренируют свои речевые центры с раннего детства. Год назад мы писали о другом свойстве их мозга: такие дети уже в 12 месяцев лучше сверстников угадывают логические закономерности в потоке слогов. С годами эта способность лишь усиливается: в сообществах вроде каталонского человеку регулярно приходится переключаться с языка на язык.

Также было известно, что у билингвов усилен самоконтроль при решении логических задач. Эта фора особенно ярко проявляется среди молодых и детей (когда функция претерпевает становление — у билингвов, очевидно, это происходит более стремительно), а также среди стариков — когда функция рассыпается (у билингвов, видимо, медленнее прочих).

А вот есть ли связь между языковыми способностями билингвов и их более развитым логическим аппаратом, было неясно. «Наша гипотеза напрашивалась сама собой: если двуязычность влияет на логические способности, то возможность переключаться с задачи на задачу и контроль над когнитивным аппаратом как раз и должны быть у них усилены», — пишут авторы в своей статье, которая должна выйти в журнале NeuroImage. Сегодня мы узнали: билингвы так успешны, потому что решают логические задачи при помощи небольшого участка речевой зоны коры левого полушария головного мозга, которое у них натренировано постоянным переключением с языка на язык. Как это сказывается в повседневной жизни — вопрос для будущих исследований.

[heroes]