Андрей Шмаров: О туповатых аналитиках
Сразу оговорюсь: в тупости подозреваю прежде всего себя, поэтому без обид. А понять я не могу вот что.
Искушенные в экономических измерениях и анализе американцы считают одним из ключевых индикаторов выхода из кризиса статистику жилищного строительства — закладку и продажу новых домов. Казалось бы, они кругом правы: это означает и рост потребительского спроса (а потребление в развитых странах составляет львиную долю ВВП), и дальнейший разгон экономики, поскольку строительство оказывает воздействие на самый широкий круг прочих отраслей индустрии (стройматериалы, металлы, оборудование, специальная техника и т. д.) Поэтому при выходе новой порции экономических индикаторов все бросаются смотреть на дома.
Но позвольте, ведь уже в самом начале кризиса выяснилось, что в Штатах масштабный кризис перепроизводства именно жилья (и производных инструментов, с ним связанных: ипотека, страховка и др.). Тогда с какой стати такое внимание к индикатору? И откуда надежда, что он начнет расти? Жилья и так полно, дома пустуют, зачем строить и покупать новые? Поэтому стагнация этого рынка представляется совершенно логичной, а его рост лично я бы воспринял как тревожный сигнал надувания нового пузыря.
Примерно то же и со статистикой труда, которую как всегда едко анализирует коллега Дикушин. Она свидетельствует, что американская экономика растет при значительной безработице, причем последняя имеет даже некоторую тенденцию к увеличению.
О чем это говорит? О том, что а) увеличивается производительность труда, б) потребительский спрос остается неуверенным и вялым, в) пособия по безработице худо-бедно этот спрос поддерживают, г) они же формируют широкий слой бездельников и тунеядцев. Спрашивается: а нужно ли, чтобы эти люди вовлекались в производство? Не факт.
Да, без продаж жилья и создания новых рабочих мест экономика растет медленнее. Так, может быть, это и хорошо? В результате кризиса она избавилась от балласта и теперь пытается отыскать новые источники спроса и драйверы развития. Да, спекулянтов это не радует, зато «стратеги» должны быть довольны.
А в России, ввиду ее некоторой недоразвитости, традиционные индикаторы как раз совершенно адекватны. Поэтому восстановление потребительского кредита на авто и бытовую технику почти на докризисном уровне ясно указывает на восстановление как спроса, так и доверительных отношений банков с заемщиками. Это очень важно. Другой показатель — утроение (!) за второй квартал инвестиций в коммерческую недвижимость. Бурный рост всегда настораживает, но на сей раз все в порядке: при том ее дефиците, который у нас имеется, любая быстрая динамика — исключительный позитив.
12.07-18.07
Среднее время в пути снизилось на 2 проц. пункта.
Поток людей в супермаркетах уменьшился.
Число квартир в аренду выросло на 2,7 проц. пункта.
Число вакансий снизилось на 3 проц. пункта.
Стоимость корзины снизилась на 0,3%.
Активность в блогах снизилась на 6%.
О методике построения индикаторов можно почитать здесь.