Репродукция картины «Одалиска»
Репродукция картины «Одалиска»

Этот процесс, каким бы ни был его итог, обозначил окончание эры специфического постсоветского арт-рынка, торгующего русским искусством. Болезни этого рынка заразили, как выясняется, и самые авторитетные аукционные дома. Многотомный каталог подделок, издаваемый с 2007 года Росохранкультурой, стал первым, но очень болезненным камнем в огород арт-дилеров. Не только потому, что изъял из оборота множество сомнительных шедевров, которыми еще бы торговать и торговать. Но и потому, что объем перечисленных подделок неизбежно подорвал доверие покупателей к тем экспертам, которые признавали их подлинниками. И скандал с Кустодиевым, который, кстати, никогда не был в «группе риска» в смысле фальшивок, в некотором роде подытожил процесс верификации рынка русского искусства.

«Одалиска» Кустодиева, проданная в 2005 году за рекордные как для этого художника, так и для Christie’s $2,9 миллиона, превысила эстимейт в семь раз менее чем за десять минут торгов. (В прошлый раз, в 1989-м, когда эта же картина выставлялась на торги тем же домом, подобного ажиотажа не было и близко.) Однако уже в 2006 году сразу несколько ведущих российских экспертов уверенно заявили: это не Кустодиев. А в 2009-м «Одалиска» попала в очередной том нашумевшего каталога, изданного Росохранкультурой «Внимание: возможно, подделка!».

Соредактор пятого тома «Внимание: возможно, подделка!» Владимир Рощин так пояснил ситуацию корреспонденту «Сноб»: «Есть разные схемы, по которым произведение искусства проходило как истинное, а потом выяснилось, что это подделка. Это может быть банальная ошибка экспертов, а может быть умышленное подделывание документов, чего греха таить, даже на государственном уровне, включая дачу взяток и так далее. Но с «Одалиской» все предельно понятно: это абсолютная подделка. Это подтвердил и известный профессионал в мире искусства Ирина Геращенко из центра Грабаря, и эксперты из «Русского музея». Именно поэтому в нашем пятом томе черных списков эта работа помещена на первый лист. Такой работы вообще никогда не существовало, Кустодиев ее не писал».

После высказанных экспертами сомнений подконтрольная Вексельбергу компания Aurora Fine Arts Investment project, которая и купила картину, провела независимую экспертизу, и выводы ее были неутешительны: «полотно принадлежит кисти неизвестного художника и представляет собой намеренное воспроизведение любимой темы известного русского живописца Кустодиева».

В 2009 году картина была передана в аукционный дом, который потребовал провести собственную экспертизу. Однако свое решение эксперты Christie’s не могли вынести в течение восьми месяцев, что выглядело как намеренное затягивание процесса: срок ответственности аукционного дома истекает 30 ноября 2010 года. Это обстоятельство, видимо, и вынудило представителей Вексельберга подать в суд. Иск, в свою очередь, заставил Christie’s придерживаться своей прежней атрибуции и настаивать на том, что полотно 1919 года написано именно Кустодиевым.