Нейрофизиологи из Университета Вандербильта, чья статья вышла в журнале Science, нашли общего «виновника» авантюрных форм поведения и доказали, что эти особенности — врожденные. Дело в «дефектной» группе нейронов из области мозга, где синтезируется дофамин — сигнальная молекула, которую еще называют «молекулой счастья». В зависимости от того, насколько велик избыток дофамина, человек может быть просто экстравертом, импульсивным искателем приключений или законченным скандалистом.

У таких людей, как выяснили Дэвид Зальд и его соавторы, мозг вырабатывает дофамин в избытке — и все из-за испорченного механизма, контролирующего его производство. В итоге человек получает лишнюю дозу сигнальных молекул, которые гонят его навстречу новым ощущениям — именно так дофамин работает у всех нас.

Это хорошо известно нейрохимикам; психологи же давно знали и другое: импульсивность делает нас общительней и энергичней, а в своей крайней степени — склочными. «Есть связь между импульсивностью и экстраверсией, а экстравертам свойственно более сильное ощущение счастья. Но те же люди испытывают и более сильные отрицательные эмоции», — говорит профессор Зальд, возглавивший исследовательскую группу. Успех его работы в том, что удалось установить связь этих поведенческих особенностей с дофамином, который часто причисляют к «молекулам счастья».

На самом деле дофамин подстегивает нашу активность, когда нечто приятное лишь маячит на горизонте, поэтому правильнее было бы назвать его «молекулой предвкушения» или «молекулой мотивации». Молекула синтезируется в черном веществе среднего мозга, одного из древнейших отделов нервной системы. Специальные нейроны, отростки которых уходят в дюжину других отделов мозга, вбрасывают дофамин в зоны, которые помогают нашим желаниям воплотиться, к примеру, в префронтальный кортекс, который отвечает за принятие стратегических решений. И если его слишком много, решения будут опрометчивыми.

В своем интервью профессор Зальд ободряет: импульсивность — не приговор: «Мы показали, что у некоторых людей есть биологическая предрасположенность быть импульсивными. Человек может изменить свое поведение, но не биологическую предрасположенность. Но работа над собой все же позволяет научиться не принимать решения сгоряча».

[heroes]