Сколько нам нужно выходных, чтобы выспаться
[heroes]
Это самый на данный момент «густонаселенный» эксперимент на предмет дефицита сна, в котором приняли участие целых полторы сотни молодых (средний возраст 29 лет) и здоровых добровольцев. Его результаты опубликованы в августовском номере журнала Sleep.
Первые двое суток все испытуемые спали по 10 часов, чтобы чувствовать себя полными сил к началу вынужденного недосыпа. Следующие пять дней лишь 17 счастливцев (контрольная группа) продолжали спать 10 часов в сутки. Остальные 142 человека вошли в ритм жизни городского жителя во время рабочих авралов: в постель — не раньше четырех утра, будильник — уже на восемь. Привычная ситуация, правда? Только каждое утро после чашки кофе или чая следовала не поездка в офис или на первую встречу, а два часа подробных лабораторных тестов, измеряющих мозговую активность, скорость реакции, сопротивляемость засыпанию при выполнении монотонных задач. Все эти важные при бодрствовании функции заметно падали по мере накопления дефицита сна. И к пятому дню в таком режиме кофе вообще не спасал; например, у основной группы испытуемых реакции так замедлились, что, по оценкам врачей, они уже не могли безопасно водить машину.
На шестую ночь основную группу добровольцев разделили на шесть маленьких подгрупп: первые не спали вообще, вторые — два часа, третьи — четыре, и так далее, до 10 часов сна. По мере увеличения количества часов сна реакция и когнитивные функции планомерно восстанавливались, однако даже те, кто наконец-то поспал 10 часов, не догнали по своим показателям контрольную группу. Обработав тесты всех участников эксперимента, ученые пришли к однозначному выводу, что одной «дозы» полноценного сна недостаточно, чтобы привести организм в норму. Требуется как минимум две, а кому-то и больше ночей нормального сна. Самый же большой урон мозгу, как показали тесты, наносит полностью бессонная ночь.
«Сравнимый эффект накопленного дефицита сна, который оказывает неблагоприятное влияние на деятельность любого рода во время бодрствования, часто начинается после двух-трех суток в режиме будничного недосыпа, — сказал в телефонном интервью автор исследования Дэвид Дингес, руководитель отделения сна и хронобиологии университета Пенсильвании. — А если спать не больше шести часов в течение пары недель, это равняется двум полностью бессонным ночам в течение этого же периода».
А вот ощущение тумана и тяжести в голове, которое возникает после длительного «восстановительного» сна и естественного пробуждения, оказывается, совершенно здоровая реакция организма. «Это явление называется "инерция сна", и не стоит думать, что у вас тяжелая голова оттого, что вы проспали больше, чем требуется организму, и слишком залежались в постели, — замечает Дингес. — После такого пробуждения стоит, как и обычно, принять теплый (но не холодный!) душ и выпить кофе».
«Сон должен быть не только продолжительным, — говорит потомственный невролог Алла Вейн, дочь знаменитого российского ученого Александра Вейна, которая уже 20 лет работает на кафедре неврологии больницы Лейденского университета (Нидерланды). — Например, плохой сон в течение восьми часов дает меньше отдыха организму, чем хороший четырехчасовой сон».
Но неправильно думать, что можно без ущерба для здоровья натренировать свое тело функционировать в режиме Леонардо да Винчи и Наполеона, которые спали всего четыре часа в сутки, причем по доброй воле. Такие случаи скорее исключение. А вообще, подобный образ жизни довольно быстро приводит к депривации сна, говорит доктор Вейн.
Вы можете задать свои вопросы Дэвиду Дингесу и Алле Вейн. Алла сможет реагировать на них в режиме онлайн, профессор Дингес обещал ответить в ближайшие дни. Кстати, лично вам как быстро удается восстановиться после тяжелой рабочей недели, во время которой приходилось работать по полночи и рано вставать?
Подготовила Лена Де Винне