/ Москва

Андрей Шмаров: Локальная польза от госкорпораций

Русские народные кризис-индикаторы. Выпуск 63

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости
+T -
Поделиться:

Мне решительно не нравится ни сама идея госкорпораций (кроме разве что ВЭБа как национального института развития и РЖД ввиду ее особой миссии в огромной стране), ни ее воплощение: это бессмысленные, громоздкие, огромные и неэффективные монстры. Ладно бы только это. Госкорпорации, как форма государственного капитализма, к тому же и адский соблазн к национализации всего и перехода к централизованному планированию, что очень понятно разъяснил Ленин в своих последних статьях. Но в сложившихся экономических обстоятельствах парадоксальным образом они могут сыграть важнейшую позитивную роль.

Дело в том, что процесс выхода ключевых мировых экономик из кризиса синхронно замедлился. США тормозят из-за признаков сворачивания программ стимулирования экономики, не давших, надо признаться, ожидаемого эффекта. Наилучший прогноз по Америке из всех, что я читал за последнее время, — очень медленный рост, типа 2% годовых. Европу треплет непрекращающийся долговой кризис: Германия растет очень неплохо, Франция нормально, а вот проблемные страны висят на них, как вериги. Китай снижает темпы роста, и это, пожалуй, долгосрочный процесс: принято решение об уменьшении долларовых активов. А это ведь не просто переложиться из бумаги в бумагу, это неизбежное медленное и длительное укрепление юаня (чтоб доллары стали более дорогими и менее выгодными), а значит, ослабление экспорта. У Японии нет долговой проблемы, иена супернадежна, вот все и бросились ее скупать: бац — и экспорту кирдык.

Очевидно, что внешний спрос — главный драйвер отечественной экономики, но замедление глобальных игроков для нас в принципе не особая проблема: размеры их экономик столь несопоставимо больше российской, что их 0,1 процентных пункта — для нас много лет процветания. Проблема в другом: глобальная нестабильность и боковой тренд порождают у нас пессимизм и стагнацию — мол, повременим, зажмем денежки, будем годить. И это самое гнусное: если Япония и Штаты годят на высоких технологиях, то мы на угольке и домнах времен заводчиков Демидовых.

Что говорит в таком случае простая формальная логика? Если два экономических агента, бизнес и домохозяйства, выжидают, то должен сказать свое слово третий, государство. У России с деньгами более-менее хорошо — накоплены весьма значительные резервы, а дефицит бюджета даже меньше, чем в Германии. Но бюджет все же дефицитен и будет еще какое-то время таковым из-за высоких социальных обязательств; к тому же государство хозяйствовать не умеет.

Тогда, может быть, пусть госкорпорации и тряхнут мошной — с паршивой овцы хоть шерсти клок? Пусть начнут инвестировать и создавать внутренний спрос, тем более что денежки-то есть (на этой неделе, скажем, РЖД объявили о прибыли в первом полугодии в 60 млрд руб., а ВЭБ — 25 млрд руб.). Другое дело, что политика инвестирования госкорпораций должна быть эффективной и сбалансированной, а не местечковой и ведомственной. Для этого такая политика может и должна — простите меня, железобетонные пуритане-либералы, за крамолу — быть облечена в государственную программу (проект, план) со всеми ее атрибутами, как то: задачи, показатели, сроки, ресурсы, мероприятия, ответственные.

Вот интересно, а остались ли еще в России квалифицированные специалисты по отраслевому и сводному планированию? Лично я навскидку точно назову четверых.

09.08–15.08

Среднее время в пути выросло на 0,5 процентных пункта

Поток людей в супермаркетах незначительно вырос

Число квартир в аренду не изменилось

Число вакансий выросло на 2 процентных пункта

Стоимость корзины не изменилась

Активность в блогах выросла на 5% 

О методике построения индикаторов можно почитать здесь.

Комментировать Всего 16 комментариев
Это интересная мысль, Андрей

Или скорее две мысли. Госкорпорации могут стать политическим агентом в момент крисиза, либо распределяя средства государственных программ стимулирования (правда, денег на это уже нет), либо инвестируя в экономику свои средства. В принципе, так это и делалось в Китае на протяжении 20 лет, даже и не в кризис, а просто чтобы сгладить экономические потрясения.  Государственные предприятия держали людей даже в себе убыток, а государственные банки их финансировали--очень себе в убыток. Но зато в Китае был рост в других секторах. Иначе бы китайские банки из своих проблем не выкарабкались бы.

В данной ситуации это скорее экстренная и временная мера, рассчитаная на то, что мировая экономика сдвинется с мертвой точки. Возможно, через госкорпорации программы типа Рузвельтовских и правда легче проводить.Но это не извиняет создания гнилой и застойной системы вороватых госкорпораций.

Что же касается идеи планирования с более долгосрочным прицелом, отраслевом не говоря уже о центральном--мама дорогая, тут в сегодняшней экономике не знаешь где начать.

Кстати, не совсем в тему. Как это у Японии нет долговой проблемы? Нет проблемы финансирования долга, пока что, но долговая проблема еще как есть.

Эту реплику поддерживают: Илья Басс

Почему же денег уже нет? Наоборот, имеются, только расходуются глупо.

Насчет планирования, тут вот какие соображения. Во-первых, речь, конечно, не идет о централизованном директивном планировании, а, скорее, о промышленной политике, которой не брезговали даже весьма либеральные страны. Во-вторых, у меня чисто оппортунистическая идея: уж коли вляпались в госкорпорации, так давайте из этой неприятности выжмем хоть минимум пользы.

Индустриальная политика в России всегда есть. Планы развития до 2020 года, самая привлекательная страна для проживания и тд.

А про корпорации совершенно согласен. С паршивой овцы...

"Индустриальная политика в России всегда есть".

Алексей, это драматическое заблуждение. Промышленная (секторальная) политика -- это всегда а) политико-экономическое решение, выбор, б) квалифицированная работа. Ни того, ни другого и в помине нет, увы...

Боюсь, что последняя промышленная политика реализовывалась при Витте, когда начали прокладывать железные дороги

И я про то же.

В индустриальную политику в Америке не верили во время золотого века Уолл Стрит, да и сейчас к ней относятся подозрительно. Но все равно есть разница между политикой и прожектерством до 2020 г.  Я хорошо помню программу 61-го. "Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме." Меня как-то в начальных классах обязали прочесть книженцию "Ты пионер". Там был такой персонаж Вожат Вожатыч. С ним читатель перемещался в светлое будущее, в 1980 г. Как там все было халявное и как всего было много! Наверно такое же чтиво, как и разные теперешние программы развития до 2020 г.

Интересно, а почему для РЖД такое исключение? Почему не для "Аэрофлота" и не для "Ростелекома", например? у них не "особая миссия в огромной стране"?

Уже была попытка раздробить одну такую монополию -- ЕЭС. К сожаленю, удалась. Теперь активно идет обратный процесс -- концентрации всех этих ОГК-ТГК.

В Британии, кстати, раздробили нациаональную систему железных дорог при Тетчер. Результат -- резко отрицательный

Эту реплику поддерживают: Яков Петров

Другими словами, РЖД вовсе даже не исключение, а наоборот, аналогичная электроэнергетике отрасль? Тогда почему в этот же ряд Вы не ставите, скажем, "Газпром" или хотя бы "Транснефть"?

К слову, процесс концентрации не приводит к воссозданию РАО ЕЭС. Как минимум, магистральная сеть теперь отделена от генерации.

А почему не "Газпром"? чем газовые трубы хуже нефтяных?

И кто приобретал все грэсы, тэцы подписывали обязательства по инвестированию и ремонту-обслуживанию. На деле отжимают бабло в очень жестких формах, по типу СШГЭС

Колоссальная "панама" под названием "Реформа энергетики и приватизиция РАО ЕЭС России" им. А.В. Чубайса как раз и заключается в том, что вместо обещанного притока инвестиций в техническое перевооружение мы получили очередную увлекательную для узкого круга дележку.

А.В. Чубайс хочет росснанотех акционировать, мотивация, чтобы не мешали чиновники бабло осваивать.

Александр - читайте новости. А там частенько говорится, что Якунин - близкий друг Путина, подтверждением чег служит членство в коперативе "Озеро"

А, по-моему все же РЖД не госкорпорация, а ОАО, хотя бы формально...

Из слов Андрея ясно, что он говорит о крупных госкомпаниях вообще, а не о конкретном юридическом статусе.

Андрей, я, к сожалению, не могу сделать копию из твоего текста (видимо, это новая фича на сайте) но ты там в одном месте пишешь про укрепление юаня что бы доллары стали дорогими и невыгодными, что приведет к снижению экспорта. Видимо у тебя опечатка: укрепление юаня сделает юань дороже (доллар станет дешевле) и это снизит экспорт. 

Эту реплику поддерживают: Андрей Шмаров