Внук Агаты Кристи Мэтью Причард раскритиковал портал Wikipedia, который в статье про знаменитую пьесу его бабушки раскрыл личность убийцы.

Это классический спойлер. Этот термин появился в 1971 году в американском журнале National Lampoon. В одноименной статье были перечислены неожиданные развязки многих голливудских фильмов.

Зрителей «Мышеловки» просят не разглашать тайны финала, а кинокритиков даже обязывают. Иногда их просят подписать обязательство о неразглашении, но более действенна угроза быть отлученным от звезд и следующих проектов театра.

Но спойлеры процветают. В сети существует уже множество порталов, специализирующихся на них. Несколько комедиантов сделали продажу сюжетных секретов своим главным приемом. Например, на YouTube пользователи уже соревнуются в спойлинге на скорость. Внимание! Эта ссылка содержит 100 спойлеров.

Разумеется, с развитием интернета появились и соответствующие правила нетикета: каждому сообщению, содержащему спойлер, должен предшествовать предупредительный баннер. Однако многие критики не считают нужным выполнять рекомендации киностудий и в своих рецензиях не смущаются обсуждать развязку или неожиданный сюжетный поворот. Роджер Эберт, которого журнал Forbes назвал одним из самых влиятельных критиков США, в 2005-м даже выступил с антиспойлерским манифестом. Он потребовал от критиков не раскрывать всех деталей рецензируемых ими произведений. А в том случае, когда без этого не обойтись, на манер блогеров помещать в статье предупреждения о спойлере. Сам Эберт, кстати, так и сделал: «Если вы не еще не смотрели “Малышку на миллион”, не читайте этот текст» — предупреждается читатель в начале его заметки.

Громкий спойлинг-скандал разгорелся не так давно вокруг статьи Алессандры Стенли в The New York Times. Телекритик выдала секреты четвертого сезона сериала Mad Men. Осторожно, ссылка содержит спойлер! Эта статья вызвала негодование у создателя «Безумцев» Мэтью Вейнера, который известен своей упорной борьбой со спойлерами. Он рассказал, что еще во время работы над сериалом «Клан Сопрано» многие подходили к нему и спрашивали: «Что же будет дальше?» «А вы точно хотите это знать?» — отвечал Вейнер, и люди обычно задумывались и отступались. «Это всегда своего рода сделка: когда мне была нужна пресса, я показал им какие-то куски, и они шикарно потом это описали. А какая альтернатива? Больше не подкармливать газетчиков? Но тогда вам не стоит ожидать, что журналисты напишут о вашем шоу».

Но спойлеры, как отказывается, можно обратить и себе на пользу. В прошлом году сразу два крупных американских телепроекта «Терминатор-4» и Lost намеренно запустили спойлеры-фальшивки. Так они одновременно подогрели к себе интерес и дезинформировали будущего зрителя.