Пока мы проклинаем АвтоВАЗ, в стране рождается новая автомобильная промышленность. Я не шучу.

На прошлой неделе группа Volkswagen объявила, что мощностей ее завода под Калугой на 150 тысяч машин в год уже недостаточно, ведутся переговоры с ГАЗом об аренде сборочных линий для дополнительного производства, а лет через пять-шесть у немцев будет еще один завод и общий выпуск достигнет 360 тысяч авто в год. Кроме того, концерн завершает период крупноузловой («отверточной») сборки и переходит на промышленную сборку с элементами производства на месте.

Другая компания, Hyundai, презентовала на Московском автосалоне свою новую модель RB, производство которой начнется в ближайшее время на открывающемся под Санкт-Петербургом заводе мощностью 150 тысяч машин. Особенность этого проекта в том, что производство предполагает штамповку элементов кузова, а это уже гораздо более высокая стадия локализации, чем сварка и окраска.

Просто на сто процентов уверен, что упорные немцы и корейцы выполнят запланированное полностью и в срок, притом что цены на флагманские модели (разработанные, заметим, специально для России) у них составят 300-400 тысяч рублей. И они не одни такие: российский эксклюзив готовит к выпуску под Калугой Citroen, а Ford, Renault, российский «Соллерс» (делает FIAT) расширяют выпуск.

Совершенно очевидно, что в условиях столь ожесточенной конкуренции вазовским «Ладам-Калинам» и прочему местечковому металлолому окончательный и бесповоротный п…ц, с чем я искренне поздравляю соотечественников.

При этом заметим вот что. Локализация производства — дело очень хорошее, это дополнительные производства, рабочие места и квалифицированный спрос внутри страны, наука рабочим и инженерам.

Она требует заинтересованности автоконцернов и защиты внутреннего рынка — сначала гонений на подержанные иномарки, затем оглашенных Путиным намерений ввести драконовские пошлины на новые авто, параллельно — ужесточением условий промышленной сборки (годовой выпуск не менее 350 тыс., локализация более 60% и только в этом случае льготы на ввоз компонентов). Все эти понятные и несложные меры наш премьер, склонный к упрощению систем, последовательно и эффективно реализовал — мол, работайте, ребята, вот вам рынок.

Однако это лишь необходимая, но недостаточная предпосылка для становления полноценной индустрии. Кардинальное же условие — локализация инноваций и идей, создание новых технических решений, технологий, дизайна. А вот здесь-то проблемы, здесь нас как раз и не ждут — вспомним бешеное сопротивление несостоявшейся в итоге покупке «Опеля». Понимаю, кто же захочет делиться конкурентным преимуществом.

Вспоминается, впрочем, что в свое время и нам удавались масштабные инновации, взять хотя бы советскую оборонку и аэрокосмический комплекс периода расцвета. Но тогда работала очень мощная мотивация — проигрыш в гонке вооружений представлял витальную угрозу для режима. Поэтому в ВПК была встроена подсистема страха, которая и стала драйвером инновационного контура.

Вот я и думаю грешным делом, что коли не получается по-другому, так может собрать нашу инженерную и конструкторскую элиту и цвет научно-технической интеллигенции где-нибудь в Бочаровом Ручье, а лучше на набережной им. Туполева на Яузе (бывш. авиационная шарашка) да и попугать маленько? Этот жанр Путин тоже очень умело исполняет…

В этом-то и есть главный вызов на две пятилетки: до 15-го года научиться работать, а до 20-го — создать собственный инновационный контур.

Пул прогнозистов

В прогнозе на август среди аналитиков нашего пула не было единства. Число пессимистов и оптимистов в отношении как динамики фондовых рынков, так и цен на нефть и курса рубля примерно совпадало, а предсказываемые всеми изменения укладывались в 5% в одну или другую сторону по отношению к уровням конца июля. По цене золота преобладающее число прогнозистов предсказывали снижение в пределах 2-5%. По факту фондовые индексы и нефть снизились, курс доллара к рублю вырос, однако все изменения оказались в пределах диапазона, покрывавшегося прогнозами. Лишь цены на золото увеличились, вопреки мнению большинства прогнозистов, почти на 8% и ощутимо превзошли самый оптимистичный прогноз.

Наиболее точный прогноз на август по совокупности показателей — у брокерской группы «ITinvest-Проспект», за ней следуют БКС, «Алор» и «Церих». По итогам прогнозов за три последних месяца лидирует БКС, на втором месте — «Алор», третье место делят  «ITinvest-Проспект» и «Солид».

Прогноз на сентябрь в целом по пулу отчетливо «бычий»:  большинство участников предсказывает рост фондовых индексов (консенсус  плюс 3,5% для индексов ММВБ и Доу-Джонса), нефти (плюс 5%), снижение цены золота и курса доллара на 2%. В качестве основных аргументов приводятся традиционное сентябрьское повышение инвестиционной активности по завершении сезона отпусков, переоценка в сторону снижения рисков рецессии, которые «заложены» в нынешние цены акций, и ожидания оптимистичных прогнозов американских компаний на 2011 год. Крайние оптимисты — брокерский дом «Открытие» — предсказывают рост ММВБ на 10%, нефти — на 14% (!) и снижение доллара к рублю на 2%. Их аргументы — снижение затрат на капитал российских компаний, создающее предпосылки для роста их стоимости, рост реальных доходов населения и восстановление спроса на нефть до докризисных уровней. Лагерь пессимистов представляет инвестиционная компания «Церих» (ММВБ минус 2%, нефть минус 3% и доллар плюс 1%), указывающая на предстоящую нервозность рынков в преддверии октябрьского официального заседания Федеральной резервной системы.

Лидеры же нашего рейтинга в прогнозах на сентябрь нейтральны — по их мнению, если фондовые индексы и цены на нефть вырастут, то, вероятнее всего, не более чем на пару процентов.

Среднее время в пути выросло на 6 проц. пунктов.

Поток людей в супермаркетах незначительно вырос.

Число квартир в аренду практически не изменилось.

Число вакансий выросло на 2,5 проц. пункта.

Стоимость корзины выросла на 3,8%.

Активность в блогах выросла на 7%.

О методике построения индикаторов можно почитать здесь.

.