По приглашению самого Курентзиса и программы «Премиум» участники проекта «Сноб» попали на заключительный концерт конкурса, о котором «Сноб» подробно рассказывал здесь. Курентзис был председателем жюри, но главное не это. Услышать в его интерпретации свои опусы сейчас в России мечтает большинство как молодых, так и маститых сочинителей музыки, особенно если он стоит за пультом перед таким оркестром, как РНО.

Эта возможность круче всяких денег, которых и не вручали. Наградили значительно большим — местом небывалой доселе встречи современной и сложной для ушей музыки с публикой, которую даже директора филармоний привычно держат за дуру — очень советую на эту тему почитать блог участницы проекта «Сноб» скрипачки Елены Ревич.

В зале тишина и темнота. Вдоль рампы строка с красным курсором из YouTube, сверху — поисковая строка с этого же ресурса. По бокам от серебристых труб чешского органа — две большие плазмы. После краткого видеовступления на сцену вышел Теодор Курентзис и стал говорить с публикой, доверительно и ровно, не спотыкаясь на скачущих падежах и родах неродного греку русского. Смысл его речи (как он сам потом признался мне за кулисами, вполне импровизационной) сводился к тому, что в XVIII веке все старались играть новую музыку и забывали старую, а теперь наоборот.

Выглядело это очень трогательно и задавало совершенно непарадный тон событию. Вот они написали, мы выбрали и теперь сыграем. Каждое произведение начиналось с шелеста компьютерной клавиатуры, набивавшей имя автора в поисковой строке. И сам автор что-то говорил с экрана. Затем к пульту выходил Курентзис, но свет на сцене так и не включался — медленно зажигались лампочки на пультах, как в оркестровой яме. По стенам вокруг органа и советского герба бегали электронные зайчики проекций. Компьютерная графика была на редкость уместной и вполне прилаживалась к исполняемой музыке: «Архэ» Натальи Прокопенко прозвучало под все виды волн, от шторма до мелкой ряби; Paramusic Владимира Горлинского — под встрепанные пучки тонких линий, то разбегающихся, то закручивающихся в спираль; «Вечер в степи» Кирилла Уманского, самого маститого из лауреатов, — под нечто размыто природное. Снимавший концерт телеканал «Культура» должен был быть счастлив: под такую интеллигентную картинку и с темпераментным Курентзисом за пультом с экрана может прозвучать любая музыка, даже самая сложносочиненная. Правда, были среди публики и ропщущие: по их мнению, эта графика создала ощущение некоей инвалидности сочинений, которые прозвучали не как самостоятельные высказывания, а как саундтреки.

Эту же тему саундтрека, но уже в позитивном ключе развил и режиссер Андрей Хржановский, которого я поймал в фойе и расспросил про впечатления.

Честно сказать, уже не могу ни возразить, ни согласиться, поскольку исправно посматривал на сайт конкурса и по несколько раз слушал все эти произведения, по мере их прохождения в финал, и в тот вечер больше обращал внимание на само действо. Но свое впечатление каждый может составить сам: треки, без всяческой компьютерной графики, в исполнении РНО под управлением Федора Леднева выложены на сайте конкурса.

Когда этот конкурс начинался, никто не мог предположить, что его финал станет столь статусным концертом, вписанным в программу осеннего фестиваля РНО. А потому мало кто из композиторов написал что-то специально, в основном присылали готовое и лежалое… Многое просто не отвечало условиям или, по словам Курентзиса, было набором случайных нот. А кто-то вообще не счел нужным участвовать, как, например, уже очень известный в профессиональных кругах композитор Дмитрий Курляндский. Но даже те, кто прислал нечто заветное, оказались в невыгодном положении, потому что их сочинения не были рассчитаны на широкую аудиторию. И многие оказались в позиции человека, всю жизнь говорившего тихо на тесной кухне, который вдруг вышел на площадь без микрофона.

Во втором отделении прозвучала вполне традиционная по звучанию поэма Полины Назайкинской «Зимние колокола» — ее выбрало не жюри, а пользователи YouTube, потому овация была самой убедительной. Но интереснее всего была опять-таки речь Курентзиса, который подошел к микрофону и тихо произнес: «Только не подумайте, что те, кого мы выбрали, — это четыре лучших российских композитора. Это не так. Мы, возможно, просто не знаем лучших. Может, в Якутске или Новосибирске живет неизвестный нам гений — вот для него мы и оставили первое место». После этого в поисковой строке под веселые аплодисменты публики над сценой побежали буквы: «Сергей Прокофьев. Симфония №3». Кто лучший, стало понятно, да и сыграли отлично. Особенно третью и четвертую части, где больше всего всяких оркестровых смелостей. Некоторые только ради Прокофьева и пришли, как участник проекта Марк Де Мони.

Но вот Владимир Сорокин специально пришел послушать победителей конкурса, причем по собственной инициативе, и после окончания с удовольствием общался с Кириллом Уманским, «Вечер в степи» которого Сорокину понравилась больше всего.

Текст Ильи Кухаренко