19 сентября в Швеции прошли всеобщие парламентские выборы. Их результаты оцениваются комментаторами как спорные и почти «ничейные», поскольку ни находящемуся у власти правоцентристскому альянсу, ни представителям лево-социалистической оппозиции не удалось добиться решающего перевеса в числе набранных мандатов. Единственной политической силой, для которой результаты прошедших выборов оказались просты и однозначны, стала знаменитая шведская Партия пиратов (Piratpartiet). Летом 2009 года, впервые в своей истории, она добилась серьезного электорального успеха, набрав 7% голосов местных избирателей на выборах в Европейский парламент и обеспечив себе там представительство в два мандата. Повторение этого успеха на внутренних шведских выборах сделало бы Партию пиратов одной из фракций национального парламента. Увы, на этот раз пиратам удалось набрать лишь 1% голосов избирателей при электоральном барьере в  4%. Так что среди шведских парламентариев нового созыва мы депутатов от этой партии не увидим. Подтвердились оценки тех наблюдателей, которые называли ее успех на выборах в Европарламент «аномалией» и «случайностью».

Впрочем, и сами руководители Piratpartiet соглашаются, что ее успех в июне 2009 года объяснялся не наличием устойчивой электоральной базы, а стечением обстоятельств. Именно в то время стокгольмский суд вынес суровый приговор создателям и спонсору крупнейшего в мире торрент-трекера The Pirate Bay,  с помощью которого десятки миллионов пользователей интернета во всем мире обмениваются аудио- и видеофайлами. В этот момент 226 тысяч законопослушных шведских избирателей осознали, что суд признал их соучастниками преступного сообщества, и отдали свои голоса партии, обещавшей (в качестве, по сути дела, единственного пункта своей программы) вернуть файлообмену легальность. Но за последующий год в Швеции не случилось сколько-нибудь заметных кампаний по преследованию создателей или пользователей торрент-трекеров, а сервис The Pirate Bay продолжил свою работу, кочуя с одного хостинга на другой, на шаг впереди преследователей. И в сознании избирателей, ранее поддержавших Партию пиратов, вопросы  доступности и легальности файлообменных сетей потеряли свою остроту. 

Как теперь выясняется, рано они расслабились.

В минувший понедельник, то есть назавтра после шведских выборов, в американский Конгресс внесен законопроект под условным названием Combating Online Infringement and Counterfeits Act («О борьбе с нарушением авторских прав и распространением контрафакта в Сети»). Суть новой инициативы, поддержанной республиканскими и демократическими конгрессменами от штатов Нью-Йорк, Пенсильвания, Юта, Огайо, Вермонт, Висконсин, Иллинойс, Род-Айленд, Индиана и Миннесота, сводится к прописыванию в законодательстве конкретного механизма, позволяющего американским судам — по представлению Департамента юстиции — осуществлять профилактическое блокирование сайтов, заподозренных в пиратстве, на уровне доменных имен. Речь в законопроекте идет прежде всего о тех доменных зонах, администрирование которых находится в юрисдикции Соединенных Штатов, т. е. об адресах в доменах COM, NET и ORG (например, thepiratebay.org или rutracker.org). Предлагается наделить американские суды полномочием выносить временные постановления регистраторам доменных имен о блокировке адресов в этих зонах по подозрению в пиратской активности — еще до рассмотрения исков к создателям соответствующих сервисов по существу.

В отношении тех сайтов, адреса которых расположены вне юрисдикции США, законопроект предлагает обязывать американских интернет-провайдеров блокировать к ним пользовательский доступ — в точности по той самой модели, по которой сегодня ограничен доступ к ряду популярных американских сервисов (Twitter, Facebook, YouTube, Picasa) в коммунистическом Китае.

Будет ли предлагаемый законопроект одобрен американским Конгрессом, пока загадывать рано. Еще в 2008 году администрация Буша выступила против наделения Минюста США полномочиями по составлению и внесению в судебные органы подобных «расстрельных списков» с адресами сайтов, заподозренных в пиратстве. Но за время президентства Обамы высшее руководство Департамента юстиции пополнилось пятью адвокатами, ранее представлявшими в суде интересы копирайтного картеля RIAA — той самой ассоциации, которая в разное время безуспешно добивалась в судах США запрета MP3-плееров и кнопки «Запись» в видеомагнитофонах, а также требовала многомиллионных штрафов для участников файлообменных сетей. Так что нынешняя администрация едва ли станет возражать против утверждения законопроекта. Впрочем, у него и без Минюста хватает противников. Уместно предположить, что при обсуждении проекта в Конгрессе критерии определения «пиратских сайтов» будут существенно доработаны, во избежание расширительных толкований. Потому что до сих пор все нормативные акты об интернете, допускавшие подобные толкования, тормозились американскими судами по причине своей неконституционности.

Как бы то ни было, в России предложенная конгрессменами практика «отстрела» нежелательных доменных имен давно и благополучно практикуется безо всякого намека на законодательную базу. В частности, десятки интернет-адресов (в том числе в американских доменных зонах) у нас внесены в пресловутый федеральный список экстремистских материалов. А прошлой весной МВД РФ добилось блокирования доменного имени torrents.ru, вынудив расположенный по этому адресу сервис сменить адрес на rutracker.org. Никаких практических последствий в смысле защиты авторских прав эта инициатива правоохранительных органов не имела. Зато лишний раз напомнила «тем, кто в танке» об особенностях национального правоприменения.