Как известно из отечественной истории, каждая кампания по сокращению численности государственных чиновников неизбежно приводила к ее росту. Выступающий на нынешнем совещании Алексей Кудрин сказал, в частности, что «даже последняя оптимизация еще не перекрыла увеличение, которое произошло в предыдущие годы: где-то с 2008 года число государственных служащих на федеральном уровне увеличилось приблизительно на 19-20 тысяч, а на уровне субъектов побольше — где-то около 60 тысяч. И еще около 50 тысяч на уровне муниципалитетов». Скромно, конечно, но — на минуточку — это были годы экономического кризиса.

По словам Кудрина, общее количество федеральных государственных служащих сегодня — примерно 510 тысяч человек, а численность чиновников в федеральных органах исполнительной власти — около 420 тысяч. Кроме этого, приблизительно 9,3 процента мест (то есть около 50 тысяч чиновничьих должностей) там являются вакантными.

Безусловно, именно вакантные места будут сокращаться в первую очередь. Это сразу составит почти половину запланированного президентом сокращения. Значительную часть другой половины составит сокращение численности чиновников до того уровня, который был к моменту прихода Дмитрия Медведева к власти. А поскольку предстоящее сокращение рассчитано на три года, и в этот период, конечно, будут открываться новые рабочие места в федеральных структурах, можно не сомневаться, что их сокращение обеспечит нынешней кампании успешное достижение запланированного. Иными словами, в лучшем случае реальное число чиновников через три года не изменится, а в случае «получилось, как всегда» их численность вырастет.

Однако даже не это вызывает наибольшее удивление, когда знакомишься со стенограммой кремлевского заседания. Вот отрывок. Я его максимально сократил, но смысл от этого не изменится:

«Д.МЕДВЕДЕВ: …У нас есть понимание вообще, какое количество государственных служащих на современном этапе нам необходимо для обеспечения исполнения функций государства? У нас кто-то этим занимался в администрации, в аппарате правительства?

А.КУДРИН: Дмитрий Анатольевич, у нас, конечно же, идет строгий учет и обсчет всех функций государства. Поэтому если законом, или указом, или постановлением вводятся полномочия и функции отдельных министерств и ведомств, то мы это как раз учитываем… Могу сказать, что за последние четыре года было признано 1468 таких функций избыточными (я сейчас говорю не о масштабе этих функций, а как о конкретном полномочии и функции конкретного министерства) — почти 1,5 тысячи. Еще 263 признаны дублирующими и 868 — требующими существенного изменения и уточнения таких полномочий, чтобы они более четко были прописаны.

Д.МЕДВЕДЕВ: Это хорошо. Но все-таки я хочу понять: кто-то определял хотя бы приблизительное списочное количество государственных служащих под конкретные функции? Я понимаю, что работа ведется по оптимизации самих функций. А общее количество государственных служащих? Я помню, когда-то у нас была даже комиссия в администрации президента (я еще сам ее создавал, когда в администрации работал), потом, по-моему, Сергей Семенович [Собянин] этим занимался, и Сергей Евгеньевич [Нарышкин] тоже занимался. Что у нас есть?

С.СОБЯНИН: В правительстве также есть комиссия, условно называем, по административной реформе, которая занимается анализом полномочий органов исполнительной власти... Думаю, что в течение года мы эту работу закончим полностью по всем ведомствам. И, скорее всего, изменение функций повлечет реальное сокращение численности дополнительно к тому, что здесь сказано. Теоретических каких-то выкладок соответствия функций и численности не существует. Их, наверное, и в мире-то немного, они достаточно абстрактные.

Сегодняшняя численность служащих, по сути дела, сложилась фактически от того функционала, который есть. И мы уже исходим из того, как это сложилось исторически. Но тем не менее сейчас, сокращая на 20 процентов, мы не собираемся останавливать эту работу. В соответствии с вашими поручениями и посланием президента, решениями правительства, мы будем очень интенсивно в эту сторону двигаться. Думаю, это повлечет еще дополнительное сокращение численности».

Явный абсурд. Поражает не столько то, что президент не получил ответ на свой вполне логичный, даже банальный вопрос, и даже не то, что он когда-то создал комиссию, которая, естественно, не выполнила своих функций. Поражает то, что сокращение чиновников, оказывается, никак не связано ни с расчетом необходимого их числа для выполнения функций государства, ни с оптимизацией этих функций. Иначе говоря, 20 процентов просто взяты с потолка. Тем не менее, судя по словам Собянина, они уже откуда-то знают, что надо еще сокращать. Дело, конечно, в данном случае не в численности чиновников, а в полном дилетантизме подхода к важному вопросу государственного строительства.

Медведев, видимо, почувствовал проблему, ибо сказал: «…Конечно, это не область точных наук, но все-таки существует некоторая рекомендованная численность. Есть выкладки и Международной организации труда, и всякого рода экспертных структур. Мы должны к этому относиться, если хотите, более внимательно, более методически выверенно.

Думаю, нужно просто посмотреть на перспективу, к чему мы должны прийти, скажем, через три-пять лет с учетом всякого рода изменений, которые у нас идут… Нужно в совокупности это обсчитать. Поэтому давайте так: я поручу правительству и администрации президента подготовить прогноз на эту тему, чтобы мы понимали все-таки, куда мы идем, и, естественно, прогноз, который опирается на наши финансовые возможности, а не просто маниловщина какая-то…»

Может быть, с этого стоило начинать, а не ставить задачу сократить численность чиновников на непонятные проценты? Иначе получается даже не «маниловщина какая-то», а старый и добрый классический совок.