Николай Злобин: Сокращать несчитанных чиновников — это дилетантизм

Дмитрий Медведев объявил о необходимости сократить число чиновников в стране на 20 процентов, то есть приблизительно на 100 тысяч человек. Никто не может понять, откуда и как появилась эта цифра. Но на днях президент провел в Кремле совещание по этому вопросу

Фото: РИА Новости
Фото: РИА Новости
Кадр из мультипликационного фильма "Жил-был Козявин"
+T -
Поделиться:

Как известно из отечественной истории, каждая кампания по сокращению численности государственных чиновников неизбежно приводила к ее росту. Выступающий на нынешнем совещании Алексей Кудрин сказал, в частности, что «даже последняя оптимизация еще не перекрыла увеличение, которое произошло в предыдущие годы: где-то с 2008 года число государственных служащих на федеральном уровне увеличилось приблизительно на 19-20 тысяч, а на уровне субъектов побольше — где-то около 60 тысяч. И еще около 50 тысяч на уровне муниципалитетов». Скромно, конечно, но — на минуточку — это были годы экономического кризиса.

По словам Кудрина, общее количество федеральных государственных служащих сегодня — примерно 510 тысяч человек, а численность чиновников в федеральных органах исполнительной власти — около 420 тысяч. Кроме этого, приблизительно 9,3 процента мест (то есть около 50 тысяч чиновничьих должностей) там являются вакантными.

Безусловно, именно вакантные места будут сокращаться в первую очередь. Это сразу составит почти половину запланированного президентом сокращения. Значительную часть другой половины составит сокращение численности чиновников до того уровня, который был к моменту прихода Дмитрия Медведева к власти. А поскольку предстоящее сокращение рассчитано на три года, и в этот период, конечно, будут открываться новые рабочие места в федеральных структурах, можно не сомневаться, что их сокращение обеспечит нынешней кампании успешное достижение запланированного. Иными словами, в лучшем случае реальное число чиновников через три года не изменится, а в случае «получилось, как всегда» их численность вырастет.

Однако даже не это вызывает наибольшее удивление, когда знакомишься со стенограммой кремлевского заседания. Вот отрывок. Я его максимально сократил, но смысл от этого не изменится:

«Д.МЕДВЕДЕВ: …У нас есть понимание вообще, какое количество государственных служащих на современном этапе нам необходимо для обеспечения исполнения функций государства? У нас кто-то этим занимался в администрации, в аппарате правительства?

А.КУДРИН: Дмитрий Анатольевич, у нас, конечно же, идет строгий учет и обсчет всех функций государства. Поэтому если законом, или указом, или постановлением вводятся полномочия и функции отдельных министерств и ведомств, то мы это как раз учитываем… Могу сказать, что за последние четыре года было признано 1468 таких функций избыточными (я сейчас говорю не о масштабе этих функций, а как о конкретном полномочии и функции конкретного министерства) — почти 1,5 тысячи. Еще 263 признаны дублирующими и 868 — требующими существенного изменения и уточнения таких полномочий, чтобы они более четко были прописаны.

Д.МЕДВЕДЕВ: Это хорошо. Но все-таки я хочу понять: кто-то определял хотя бы приблизительное списочное количество государственных служащих под конкретные функции? Я понимаю, что работа ведется по оптимизации самих функций. А общее количество государственных служащих? Я помню, когда-то у нас была даже комиссия в администрации президента (я еще сам ее создавал, когда в администрации работал), потом, по-моему, Сергей Семенович [Собянин] этим занимался, и Сергей Евгеньевич [Нарышкин] тоже занимался. Что у нас есть?

С.СОБЯНИН: В правительстве также есть комиссия, условно называем, по административной реформе, которая занимается анализом полномочий органов исполнительной власти... Думаю, что в течение года мы эту работу закончим полностью по всем ведомствам. И, скорее всего, изменение функций повлечет реальное сокращение численности дополнительно к тому, что здесь сказано. Теоретических каких-то выкладок соответствия функций и численности не существует. Их, наверное, и в мире-то немного, они достаточно абстрактные.

Сегодняшняя численность служащих, по сути дела, сложилась фактически от того функционала, который есть. И мы уже исходим из того, как это сложилось исторически. Но тем не менее сейчас, сокращая на 20 процентов, мы не собираемся останавливать эту работу. В соответствии с вашими поручениями и посланием президента, решениями правительства, мы будем очень интенсивно в эту сторону двигаться. Думаю, это повлечет еще дополнительное сокращение численности».

Явный абсурд. Поражает не столько то, что президент не получил ответ на свой вполне логичный, даже банальный вопрос, и даже не то, что он когда-то создал комиссию, которая, естественно, не выполнила своих функций. Поражает то, что сокращение чиновников, оказывается, никак не связано ни с расчетом необходимого их числа для выполнения функций государства, ни с оптимизацией этих функций. Иначе говоря, 20 процентов просто взяты с потолка. Тем не менее, судя по словам Собянина, они уже откуда-то знают, что надо еще сокращать. Дело, конечно, в данном случае не в численности чиновников, а в полном дилетантизме подхода к важному вопросу государственного строительства.

Медведев, видимо, почувствовал проблему, ибо сказал: «…Конечно, это не область точных наук, но все-таки существует некоторая рекомендованная численность. Есть выкладки и Международной организации труда, и всякого рода экспертных структур. Мы должны к этому относиться, если хотите, более внимательно, более методически выверенно.

Думаю, нужно просто посмотреть на перспективу, к чему мы должны прийти, скажем, через три-пять лет с учетом всякого рода изменений, которые у нас идут… Нужно в совокупности это обсчитать. Поэтому давайте так: я поручу правительству и администрации президента подготовить прогноз на эту тему, чтобы мы понимали все-таки, куда мы идем, и, естественно, прогноз, который опирается на наши финансовые возможности, а не просто маниловщина какая-то…»

Может быть, с этого стоило начинать, а не ставить задачу сократить численность чиновников на непонятные проценты? Иначе получается даже не «маниловщина какая-то», а старый и добрый классический совок.

Комментировать Всего 19 комментариев

Николай, а зачем Медведеву вообще нужно сокращать чиновников? Он как-то это пояснил?

Мне кажется, немотивированное желание сокращать персонал хоть в госаппарате, хоть в частной компании это самый первый признак дилетантизма. Обычно, люди - это первое, что раздражает любого дилетанта от управления и это самое первое, к чему тянутся руки сократить. Тут у дилетанта даже вопрос "для чего?" обычно и не возникает.

Но все-таки, если задуматься. В частной компании персонал - довольно весомая часть расходов, поэтому когда его сокращают, это значит сокращают расходы,подобно расходам на сырье,  материалы, электроэнергию и бонусы топ-менеджерам. Это отчасти понятно.

Но в госструктуре оптимизация численности персонала должна быть основана на совершенно иных приоритетах.

Мне кажется, задача экономии затрат на зарплате чиновников как-то блекнет по сравнению с фееричными проектами в Сколково и Сочи. Зарплата чиновников это не главное на сегодня.

Тогда что? Что не нравится Медведеву? Неэффективность работы государственного аппарата в целом? А механистическое уменьшение числа людей сделает его эффективней? Задавал ли Медведев себе эти вопросы? Вроде уже такой взрослый мальчик...

Вообще-то в бизнесе, когда начинают думать над повышением его эффективности управления, приглашают сперва специалистов по бизнес-реинженирингу. Они тщательно исследуют ситуацию "as is" а потом конструируют процессы, которые должны быть, убирая участки дублирования и расшивая узкие места. Для исполнения этих обновленных бизнес-процессов нужны ресурсы, в том чисте и людские. И вот тогда-то и определяют потребности в людях. И совсем не факт, что более эффективные процессы не потребуют большего числа людей.

А то ведь что получится, сократят рядовых чиновников, которые сидят в окошках, front-office, так сказать, составляющий внешний интерфейс госуправления, а начальников, которые и душать процесс - оставят. Следствием этого будет экспоненциальное увеличение очередей в казенных учреждениях и только.

Эту реплику поддерживают: Михаил Авилов

Еще одна хорошая статья!

Ну вот, Николай! Снова все упирается в то, о чем мы с Вами уже говорили:

в команду, способную грамотно проводить изменения / достигать целей, поставленных Президентом.

Считаю необходимым рассчитать количество чиновников на единицу площади территории страны,Скажем так один чиновник на 10 кв км.Это будет хоть как то логично:-)))

Эту реплику поддерживают: Алексей Бердюгин

Не для всех категорий чиновников "территория" является "фактором затрат":-)

Игорь,а на всех рассчитано и не было:-))Просто попытка найти логику,хоть какую-то:-))

В прошлом веке Вячеслав Кондратьев вместе с журналом "Эксперт" написал ряд статей, которые легли в основу книги "7 нот менеджмента".:-)

Один из его простейших органайзеров (но в более усложненном виде) со слов Вячеслава был предложен нашему Правительству (уж не знаю кому) . Эти несложные алгоритмы позволяли решить задачи (и ответить на вопросы), которые сейчас поставил (задал) Президент.

Не знаю:

- приняли предложение Кондратьева или нет,

- смогли ли правильно использовать этот инструмент.

Но однозначно - сейчас бы таких разумных со стороны Президента вопросов не возникало бы:-)

Игорь,прошлый век??? Вы о чем?Страна модернизируется и у президента есть блог!:-)))

Ценю Ваш здоровый юмор:-)

П.С.Предложенный вариант был "модернизированный":-)

На самом деле меня всегда пугали эти считалочки - "Программа 500 дней" "100 дней до Приказа".Если все так просто,то почему так все гавено?:-))

Для того, чтобы было все хорошо, необходимо:

1.Навыки и способности. Есть "калькулятор"/умение им пользоваться/понимание, что надо сделать!

На мой взгляд - это умеют немногие в действующей команде.

2.Есть команда людей, которые имеют в своем запасе п.1. и преследуют одинаковые цели, соответствующие президентским.

На мой взгляд - этого нет. Ситуация похожа на мухомор: белые точки - правильные ребята/красная основа - или без навыков/или с другими целями.

Что в такой ситуации можно нормально реализовать? Да ничего.

Что в такой ситуации можно нормально реализовать? Да ничего.

С мухомором,это Вы красиво,метафора однако!:-))Есть только одна фигня,Игорь,мухомор весь несъедобен,НО В ГОМЕОПАТИЧЕСКИ ВЫВЕРЕННЫХ ДОХЗАХ  может вызывать галлюцинации,без летального исхода:-)))

"красным мухомором можно отравиться разве что из интереса":-)

Предвидел Ваш ответ и подготовил специально ссылку:-)

http://www.toadstool.ru/spisok-rodov/amanita/amanita-muscaria/

А еще мухомором можно морить мух. И это, в сущности, всё, что я хотел вам сказать

Занимательная информация,спасибо,особенно учитывая что Ленин был гриб:-))Но у него небыло калькулятора,думаю даже арифмометра небыло:-))Игорь,что для Вас калькулятор??? Хотите поговорить об этом?:-))

"Калькулятор" - любой интструмент (методика, программа и т.д.).

В современном мире нельзя использовать только свою светлую голову.:-)

С интересным собеседником - всегда интересно поговорить:-) 

Эту реплику поддерживают: Михаил Авилов

Закон Паркинсона в действии!

Николай, с большим удовольствием читаю Ваши последние статьи. На мой взгляд, в периоде 2-3 месяца назад Вы немного "торопились" с изложением информации, что мне, например, чуть мешало воспринимать их как системный анализ происходящего.

Спасибо! Так держать!

Эту реплику поддерживают: Игорь Подлевских

Дилетантизм.

Не согласен я с Вами, Николай. По двум пунктам. Первый: нельзя не вычерпывать воду из лодки с течью по причине неучёта количества втекающей воды. Даже если после вычерпывания воды ее количество увеличится, всё равно делать это надо. Иначе лодка утонет быстрее. Второе: любой президент - дилетант по определению. Не бывает профессиональных президентов иначе как в Северной Корее. Я не люблю власть инстинктивно, но поддерживаю Медведева с его 20 процентами с потолка - любое решение лучше его отсутствия (исходя из моего опыта в бизнесе). Единственное, что могу добавить - в эти 20 процентов явно надо включить г-на Собянина.

Несерьезно

Николай, (простите за неформальность, мы пока не знакомы), а Вы всерьез воспринимаете эти разговоры об упражнениях по сокращению госаппарата? Намеренно нагромоздила, потому что этим разговорам уж сколько лет, а госаппарат России больше, чем у СССР, при том, что экономика меньше, не говоря уже о населении.  Хочется намерениям Медведева верить, но вот соглашусь с Игорем Подлевских - команда так "сильна", что даже не формулирует проблему. 

Сегодняшняя численность служащих - это "функционал", "сложившийся исторически" (?!) Я даже не про язык, Бог с ним, языком, я про то, что "функционал"  "ново-исторически"  складывается , то бишь растет,  уже двадцать лет почти. А в правительстве все не проанализируют. Хороший руководитель какой? Который в команду берет людей умнее себя. Потому что не боится. А у нас так пока не выходит. 

Продукт деятельность некоего сообщества чиновников (отдела, управления, департамента) - это "закрытие поручения", то есть документ, что-то описывающий, всеми кому "сопоручено" согласовано и т.д. Поэтому, количество чиновников определяется вовсе не функционалом, который перед ними стоит (я не беру в рассчёт чиновников непосредственно занимающихся всякими госуслугами типа выдачи справок и т.д., потому что таких абсолютное меньшинство), а исключительно количеством таких входящих поручений. Особенно количеством поручений "сверху". Поэтому совершенно спокойно можно сокращать чиновников и на 20%, но для этого надо сократить количество исходящих сверху поручений что-то рассмотреть, разобраться, подготовить предложения и т.д. И процентов на 50 сократить количество Комиссий и лиц их возглавляющих (типа вице-премьеров). А тем, кто думает, что это не так, достаточно просто один раз увидеть как в Министерства приходят, например, в виде последующих поручений ежегодные Послания Президента или сколько взаимоисключающих поручений приходит одновременно из Аппаратов различных вице-премьеров, а сколько идиотских депутатских запросов приходит - так это просто диву даёшься об их интеллектуальном уровне.

Так что, сократив половину вице-премьеров и ограничив хотя бы чуть-чуть собственную администрацию в генерации порученческой активности, вполне можно посокращать чиновников на искомые проценты.