/ Москва

Андрей Шмаров. «Правильное государство». Русские народные кризис-индикаторы. Выпуск 69

Государственное участие в экономике может быть полезным и эффективным

Фото: Corbis/Fotosa.ru
Фото: Corbis/Fotosa.ru
+T -
Поделиться:

На прошлой неделе произошло чрезвычайно важное как в глобальном плане, так и для российской экономики событие: рекордное размещение акций бразильской нефтяной компании Petrobras — крупнейшее в истории не только по масштабам привлеченных денег, но и по ажиотажу инвесторов, многим из которых бумаг не досталось. В чем же знаковые составляющие этого события?

Во-первых, инвесторы явно и бескомпромиссно, своими деньгами, ответили на вопросы «что?» и «где?»: топливо, причем в Бразилии. «Что?» — топливо как ставка на выход из рецессии и промышленный подъем. «Где?» — в демократической, динамично развивающейся стране с весьма диверсифицированной экономикой (5-й в мире производитель авто и 2-й — ближнемагистральных самолетов), без каких-либо внутренних и внешних конфликтов с интеллигентного вида бородатым президентом. Мечта, честное слово…

Во-вторых, особенности самой Petrobras. Капитализация компании составляет сейчас около 180 миллиардов долларов, при том что ее запасы — 19 триллионов баррелей, то есть фондовый рынок оценивает один баррель запасов компании в 0,95 цента. Для сравнения: у нашей «Роснефти» запасы — 23 триллиона бочек, а капитализация — 71 миллиард долларов, то есть «роснефтевский» баррель тянет лишь на 0,3 цента, в три раза дешевле бразильского. Почему так?

Для начала обратим внимание на то, что Petrobras — крупнейший в мире производитель экологичных биодизеля и биоэтанола, за которыми, как считают многие эксперты, будущее двигателей внутреннего сгорания. Но это сейчас не так важно. Далее, обязательно дежурно сошлемся на то, что «Роснефть» — госкомпания, а государство — неэффективный собственник. Но и это несущественно, поскольку менеджмент и corporate governance в «Роснефти» организованы по мировым стандартам и Сечин в оперативное руководство вмешаться не может. К тому же бразильская Petrobras тоже процентов на 60% принадлежит государству.

Так, может быть, логично предположить, что там у них просто государство какое-то другое? Получше нашего, поэффективней в части защиты интересов (и доения!) бизнеса?

Скорее всего, так именно и есть, но тогда возникают резонные два вопроса: в чем именно там получше и как у нас сделать то же самое? Только вот не надо бросаться мне рассказывать про коррупцию и разгром ЮКОСа, сам знаю не хуже вашего. Гораздо увлекательнее поговорить про второй вопрос, тем более что ответ напрашивается.

Дело в том, что на прошлой неделе российский VW, чей завод, расположенный в Калуге, объявил о запуске адаптированной под российский рынок новой модели Volkswagen Polo, признался, что не рассчитал силы, спрос на машину превосходит все ожидания и очередь на год, да и вообще надо срочно в России расширяться. Другая недавняя информация из Калуги — об открытии в тамошнем индустриальном парке завода L’Oreal, а если полистать официальный сайт губернатора области Анатолия Артамонова, то там на каждой странице анонсируются открытия производств — то финские химики, то наши фармацевты, то стройматериалы какие-то…

Очень похожая картина наблюдается и в пригородах Санкт-Петербурга: я уже начал путаться в постоянно открывающихся здесь заводах ведущих мировых автоконцернов.

Коррупция, говорите? Да я в жизни никогда не поверю, что VW или финны здесь взятки дают, хоть стреляй. Нет, наверное, что-то другое… Может, попробовать все-таки допустить, что губернаторы Артамонов и Матвиенко сумели научиться делать инвесторам (причем инвесторам прямым и долгосрочным, а не портфельным, готовым сорваться в любой момент) предложения, от которых те не могут отказаться? Настолько выгодные, что их не пугают готовящиеся новые жесткие условия по локализации производства?

Жаль, что губернаторов у нас теперь не выбирают. Я бы за некоторых с удовольствием проголосовал.

Среднее время в пути увеличилось на 8%.

Поток людей в супермаркетах не изменился.

Количество квартир в аренду снизилось на 1 проц. пункта.

Число вакансий уменьшилось на 0,5 проц. пункта.

Стоимость корзины не изменилась.

Активность в блогах выросла на 10%.

О методике построения индикаторов можно почитать здесь

Комментировать Всего 20 комментариев

Далеко не эксперт в нефтетрейдерстве,но слышал такие термины как "трудная нефть" и "легкая нефть".Принято считать что наша нефть трудная - удаленность от рынков сбыта,высокая транспортная составляющая,высокие издержки при добыче - глубина скважин,труднодоступные районы и т.д.Я бы добавил к основным "трудностям" еще и коррупционную составляющую,которая по некоторым оценкам сравнима с собственно себестоимостью добычи.Вот и весь результат при подсчете разницы в капитализации:-)))

Да, добавить есть чего

Еще политический риск, важная составляющая, (что тебя 'выкупят' друзья властимущих через усилия официального ведомства по защите природы) и отсутствие серьезных международных компаний с их управленческой экспертизой, технологиями и глубокими карманами.)

Согласен.Это тоже к вопросу об утяжелении. Я не так давно наткнулся на информацию,сопоставляющую добычу и продажу природного газа Газпромом и,если не ошибаюсь газовой компании Финляндии.При прочих равных издержки Газпрома на тысячу кубов в РАЗЫ больше чем у финнов.( если не в десятки раз)

Ну да,

госкорпорация госкорпорации рознь.

Когда-то PDVSA была хоть и государственной, но управлялась как частный концерн, и была крайне эффективна. До друга Хуга. А Пемекс всегда была посмешищем. Я не сторонник идеологических доктрин в экономике. Жизнь очень сложна, экономика тем более. Разные решения работают в разных ситуациях. Не считаю, что вмешательство государства вредно. Но вмешательство государства, где нет контроля и прозрачности, где закон многояросовый (т.е., его просто нет), где процветает кумовство, где нет конкуренции--это однозначно катастрофа. Только в России, с ее огромный margin for error, может такой Газпром цвесть.

Эту реплику поддерживают: Михаил Авилов

Михаил,

Вы эти термины на русском слышали или на английском? Обычно говорят "легкая" и "тяжелая" нефть, обозначая таким образом ее плотность, которая зависит от седержания серы и других примесей. Чем "тяжелее" нефть, тем в большей степени очистки и переработки она нуждается. Большинство российских запасов составляет именно тяжелая нефть, которая, соответственно, и дешевле.

Но, Ваша интерпретация терминов на сегодняшний день, более актуальна, что касается сравнения капитализации бразильской и российской компаний. ))

Ольга,да,содержание серы и других седиментов,Вы правы,именно это я и слышал,но действительно интерпретировал по-своему:-)

Что не выбирают, Андрей,

это не только жаль, что мол голосовать за них нельзя. Вы не резидент Калуги и Ст.П, так что голосовать за них вы ни при какой системе не смогли бы--наказуемо это. Без выборов нет переемственности и стабильности, потому что от этих губернатовор ЛИЧНО зависит успех их областей. Это феодальный строй. Как и то, что этим губернаторам ниточку может перерезать тот, кто их на нее подвесил--президент. Вон, у  Юрия Михалыча, какой бизнес был. Раз, и нету великана....

Да, еще в догонку

Государство в бизнесе необходимо, так как обеспечивает климат. И решает, что делать.

В НЙТаймс была колонка в воскресенье Томаса Фридмана. Ее необходимо читать политикам в США и в России. Про то, как Лунную Программу США в Китае сегодня дублируют в трех областях. Строят 25 ультрасовременных аэропортов, развивают биотехнологии и делают свой элекрический автомобиль. Все под эгидой государства, причем в батареи электро автомобилей вкладывается государственная нефтяная компания.

Алексей, про электромобили там еще круче!

Китайцы разрабатывают программу, согласно которой допуск на их автомобильный рынок будет осуществляться только в обмен на передачу им электромобильных технологий. Думаю, лет 10 -- и вместо игрушек они завалят мир своими электрокарами

Есть однако мнение, что электромобиль--не мобиль будущего. Например усовершенствование двигателей внутреннего сгорания может дать более энергосберегательный эффект и быть чище. Китай, кстати, электроэнергию из угля главным образом получает.

Тем не менее, от электромобилей конечно будут и ответвления, в смысле другие разработки в батареях, и проч.

Но вот получать технологию, а не изобретать--тупиковый вариант. Сегодня тот кто делает инновации, контролирует их курс. Поэтому это именно что, как вы говорите, вариант старый--те же игрушки, но просто электромобили. Вопрос сможет ли Китай сымитировать американскую способность к инновациям.

текст статьи опровергает название статьи:))

Государство получается не причем. Просто повезло что на государственный пост влез человек с бизнес-мышлением, и в результате у него успехи.Именно поэтому успехи не у всех губернаторов - ап только у одиночек.

А был бы "государственник-почвенник" он был обложил всех этих инвесторов строительством детских садиков и никто бы не пришел с деньгами...

Нет, Дмитрий, не согласен

Они были без бизнес-мышления. Но некоторые на посту научаются. А другие уже и так все знают. Эти научились. Другие--большинство--нет. В частном секторе дороже ошибаться. Ошибся--вылетел. В госсекторе, в России, бездари и ослы вообще так устроено, что только выше и выше лезут по карьерной леснице. Такой естественный отбор со знаком минус. И даже те, кто не могут усвоить 3 простых правил карьерного продвижения в бюрократической системе, и те умудряются с одного провального поста на другой порхать. В частном бизнесе так нечасто бывает. Ну, а в России это осложняется еще и тем, что нет единых правил и законов. Поэтому если у губернатора нашпигованая голова, то и весь суб'ект федерации такой.

Беда в России еще и в том, что то, что нам преподносят как достижения зачастую бывают провалами, а спросить про контрактные цены или условия поставок просто некому.

Что значит достижение? Maximized utility? В принципе, от торговли и инвестиций должны выигрывать все, это не zero sum игра. Но в большинстве сделок есть кто выигрывает больше, а кто меньше. Доминантный партер, у кого есть деньги, технологии, экспретиза--выигрывают естественно больше, потому что у них больше доля. Но зато страны как Россия выигрывают больше в процентном отношении, потому что база измерений меньше, даже если, об'ективно говоря, ее обувают.

Я имел в виду гораздо более простые вещи. Например, мы тащим трубу в Китай и продаем газ по себестоимости, ну и???? А нам преподносят это как достижение диверсификации относительно Европы. Да и воообще стоимость проекта по дну Балтики, стоимость поставки, когда все окупится? Может когда сам газ уже кончится? Или найдут альтернативный источник энергии - и деньги на ветер!

С газопроводами вообще швах

С ними ничего неизвестно. Огромные деньги, но растет потребление сжиженого газа и появляются другие источники. В принципе диверсификация в Китай прекрасно, но оба направления это заложники. Смешно, что ВВП всегда хотел трубой мутузить партнеров, угрожать им зимними холодами и добиваться своего. Картина может оказаться прямо противоположной. Коммерция, как и все в мире, это отношения. Необходимо быть с Китаем, с Европой, даже с Беларусью, в коммерческой рыночно системе. Чтобы твое процветание помогало соседу процветать, и наоборот. Тогда и цены на газ держатся, и рынки сохраняются. Пример тому--ЕС. А плохой пример--да хотя бы отношения Россия Белорусь.

Все так. А куда ж девать Путинские амбиции, явно выходящие даже за рамки стран

Есть одно грубое выражение,

связанное с засовыванием. А если серьезно, он по-моему у не него не столько амбиции, сколько пацан-реакции. Реакция у дворовых моих друзей детства всегда была сиюминутной. Вперед не заглядывали. Поэтому многие постепенно узнавали пенитенциарную систему Союза СССР для малолетних преступников изнутри. Сложнее, когда президент, конечно.

Так научились или нет бизнес-мышлению?:)))
Ну вот ваш там Губернэйтор, он же научился венчурному мышлению.

И скоро приедет в Москву, обучать российского Президента. Хоть Москву не стыдно будет показать, можно даже в Москве Кремниевую долину возводить. Или уже к тому времени будет новый прейскурант?