На прошлой неделе произошло чрезвычайно важное как в глобальном плане, так и для российской экономики событие: рекордное размещение акций бразильской нефтяной компании Petrobras — крупнейшее в истории не только по масштабам привлеченных денег, но и по ажиотажу инвесторов, многим из которых бумаг не досталось. В чем же знаковые составляющие этого события?

Во-первых, инвесторы явно и бескомпромиссно, своими деньгами, ответили на вопросы «что?» и «где?»: топливо, причем в Бразилии. «Что?» — топливо как ставка на выход из рецессии и промышленный подъем. «Где?» — в демократической, динамично развивающейся стране с весьма диверсифицированной экономикой (5-й в мире производитель авто и 2-й — ближнемагистральных самолетов), без каких-либо внутренних и внешних конфликтов с интеллигентного вида бородатым президентом. Мечта, честное слово…

Во-вторых, особенности самой Petrobras. Капитализация компании составляет сейчас около 180 миллиардов долларов, при том что ее запасы — 19 триллионов баррелей, то есть фондовый рынок оценивает один баррель запасов компании в 0,95 цента. Для сравнения: у нашей «Роснефти» запасы — 23 триллиона бочек, а капитализация — 71 миллиард долларов, то есть «роснефтевский» баррель тянет лишь на 0,3 цента, в три раза дешевле бразильского. Почему так?

Для начала обратим внимание на то, что Petrobras — крупнейший в мире производитель экологичных биодизеля и биоэтанола, за которыми, как считают многие эксперты, будущее двигателей внутреннего сгорания. Но это сейчас не так важно. Далее, обязательно дежурно сошлемся на то, что «Роснефть» — госкомпания, а государство — неэффективный собственник. Но и это несущественно, поскольку менеджмент и corporate governance в «Роснефти» организованы по мировым стандартам и Сечин в оперативное руководство вмешаться не может. К тому же бразильская Petrobras тоже процентов на 60% принадлежит государству.

Так, может быть, логично предположить, что там у них просто государство какое-то другое? Получше нашего, поэффективней в части защиты интересов (и доения!) бизнеса?

Скорее всего, так именно и есть, но тогда возникают резонные два вопроса: в чем именно там получше и как у нас сделать то же самое? Только вот не надо бросаться мне рассказывать про коррупцию и разгром ЮКОСа, сам знаю не хуже вашего. Гораздо увлекательнее поговорить про второй вопрос, тем более что ответ напрашивается.

Дело в том, что на прошлой неделе российский VW, чей завод, расположенный в Калуге, объявил о запуске адаптированной под российский рынок новой модели Volkswagen Polo, признался, что не рассчитал силы, спрос на машину превосходит все ожидания и очередь на год, да и вообще надо срочно в России расширяться. Другая недавняя информация из Калуги — об открытии в тамошнем индустриальном парке завода L’Oreal, а если полистать официальный сайт губернатора области Анатолия Артамонова, то там на каждой странице анонсируются открытия производств — то финские химики, то наши фармацевты, то стройматериалы какие-то…

Очень похожая картина наблюдается и в пригородах Санкт-Петербурга: я уже начал путаться в постоянно открывающихся здесь заводах ведущих мировых автоконцернов.

Коррупция, говорите? Да я в жизни никогда не поверю, что VW или финны здесь взятки дают, хоть стреляй. Нет, наверное, что-то другое… Может, попробовать все-таки допустить, что губернаторы Артамонов и Матвиенко сумели научиться делать инвесторам (причем инвесторам прямым и долгосрочным, а не портфельным, готовым сорваться в любой момент) предложения, от которых те не могут отказаться? Настолько выгодные, что их не пугают готовящиеся новые жесткие условия по локализации производства?

Жаль, что губернаторов у нас теперь не выбирают. Я бы за некоторых с удовольствием проголосовал.

Среднее время в пути увеличилось на 8%.

Поток людей в супермаркетах не изменился.

Количество квартир в аренду снизилось на 1 проц. пункта.

Число вакансий уменьшилось на 0,5 проц. пункта.

Стоимость корзины не изменилась.

Активность в блогах выросла на 10%.

О методике построения индикаторов можно почитать здесь