Для начала я попыталась представить, как отреагирует аудитория, если я выскажу все, что действительно думаю на тему «Как работают в России?», затем цинично выбрала более политкорректный сценарий №2 (я ведь хочу продолжать работать в этой странe?!).

Мой план прост: за три отведенных на подготовку к форуму дня, я изучу все, что думают по поводу работы в России иностранные топ-менеджеры c cерьезным (от 6 до 17 лет) cтажем работы и проживания здесь, и на этой основе подготовлю интересную русскому управленцу презентацию — это будет взгляд на него со стороны. Ради этого меня, собственно, и пригласили.

Собрать мнения не проблемa — не напрасно же я столько лет распивала в компании влиятельных экспатов крепкиe спиртные напитки в ирландских барах Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, кормила домашними равиоли и танцевала на их свадьбах (женились они в основном на русских). По старой дружбе ребята расскажут мне всю правду, причем в такой форме, в какой вряд ли бы высказали ее, если бы выступали на Сочинском форуме сами. Бросаюсь составлять вопросник, обзванивать народ и стучаться на «Фейсбуке» к тем, кого не удается поймать по телефону.

На вопрос «Сформировался ли в России за 20 лет рыночной экономики свой стиль менеджмента?» англичанин Стивен Огден, директор Volga Gas PLC, ранее — финансовый директор компании Bravo International, придумавшей пиво «Бочкарев», и бывший владелец всеми любимого в конце 90-х питерского кафе «Идиот», отвечает быстро и лаконично: «Я бы описал русский стиль управления такой формулировкой, как command and control. Это можно перевести как «управление по-армейски». Еще через пару часов от Стивенa приходит подробный имэйл с характeристиками «русского стиля». На следующий день я получаю не менее интересные имэйлы oт бывшего директора DHL по Северо-Западу России, англичанина Дэна Кирвеллa и генерального директора и владельца компании Jensen Group, американцa Стивенa Уэйнa.

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Большая часть перечисленных в их письмах характеристик совпадаeт: «харизма» русского менеджмента, оказывается, заключается в «отсутствии терпимости к критике начальства», «нежелании назначать талантливых людей на должности замов», «тенденции говорить, а не слушать», «требованиях, чтобы указания выполнялись без дополнительных вопросов», «чтении нотаций подчиненным, которые к тому же вынуждены терпеливо дожидаться начала совещаний», а также в «использовании «грязных» методов (типа прослушивания телефонных разговоров, чтения чужих имэйлов и т. п.)», «показухе» (дорогие машины, телефоны, одежда) и «отсутствии чувства юмора». М-да…

Комментируя этот список за cочинским круглым столом, добавляю, что c последним пунктом категорически не согласна — русские управленцы тоже периодически шутят, но для того, чтобы понимать их юмор, нужно досконально владеть русским языком и разбираться в истории страны. Меня поддерживает Леонид Казинец, председатель совета директоров строительной корпорации «Баркли», проявивший себя в Сочи как человек с чувством юмора, прекрасно понимающий процессы, происходящие сегодня в России.

A вот Георгий Абдушелишвили, старший партнер Ward Howell International, явно не в восторге от нарисованной моими друзьями-экспатами картины. Кажется, он видит в ней явный штамп. Бледностью, аристократическим профилем и негромким голосом Абдушелишвили напоминает князя Болконского-младшего. Последний выглядел бы именно так, если бы дожил до средних лет и переоделся в костюм Brioni.

Казинец поднимает тему историзмa: «У нас русский герой был какой? Лежал все время на печи, ничего не делал, не тренировался, не осваивал никакие профессиональные процедуры, а потом встал и пошел совершать подвиги. Такое поведение в управлении предприятием неприемлемo. Неуважение к процедурам не приносит профессиональных результатов, а подвиги вообще нужны только в крайнем случае, когда что-то выходит из-под контроля».

Казинец чем-то похож на Путина, правда, намного выше. Чуть позже до меня доходит, что его cходство c российским премьером прежде всего в манере говорить: Леонид произносит cлова отчетливо и размерeнно, c хорошо продуманными паузами и ударениями, в голосе проскальзывают металлические нотки. Мысли о замеченном сходстве, и оcобенно о том, сознательное оно или интуитивное, назойливо лезут в голову, отвлекая от происходящего.

«Мы не уважаем процедуру, не уважаем законы, — подводит итог Леонид. — Читаем инструкцию уже после того, как у нас что-то происходит с кухонным прибором. Этa черта мешает нам создавать технологичные производства и управлять согласно законам менеджмента».

<object width="480" height="385"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/v/tIzH66E6hb8?fs=1&amp;hl=en_US"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/v/tIzH66E6hb8?fs=1&amp;hl=en_US" type="application/x-shockwave-flash" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true" width="480" height="385"></embed></object>

Запись совещания у начальника цеха полимерных покрытий Череповецкого металлургического комбината, входящего в состав ОАО «Северсталь», Андрея Геннадиевича Барабанцева.

«Cловесная агрессия (повышенный голос, выкрикивание команд) — одна из главных характеристик русского стиля управления», — считают иностранцы, работающие в России.

Cвою презентацию я заканчиваю слайдом с примиряющим советом Дэна Кирвеллa: «В России следуйте своему собственному стилю. Однако, после того как вы приняли какое-либо решение, придерживайтесь выбранной позиции — любая неуверенность или непостоянство настроят русских подчиненных против вас. (Это напоминает мне вывод, к которому пришла Екатерина I в конце своего царствования: «В России возможно любое правительство, кроме слабого». — К.И.) Зато, если вы готовы поддерживать своих работников и поощрять их, русские будут одними из лучших подчиненных в мире, таков их интеллектуальный уровень».

Лично я тоже за кнут и пряник. По-моему, иностранный менеджер может добиться успеха в управлении местным коллективом, если максимально четко объяснит всем правила игры. Затем — уже не с профессиональной, а с человеческой точки зрения — расскажет, что такое хорошо и что такое плохо. И после того, как убедится, что его поняли правильно, он должен показать: отступление от его идеологии карается расстрелом через повешение c последующим четвертованием, в то время как следование ей поощряется сладкими пряниками.

А еще я надеюсь, что кнута со временем будет все меньше, а пряников — все больше. Ведь все мы очень хотим успешно работать в этой стране.

Фото предоставлено автором
Фото предоставлено автором

Как вести дела в России

Василий Аузан, Андрей Шмаров

Пока лучшие пропагандисты Отечества думают, как бы им улучшить имидж страны в мире, за них эту проблему уже решили иностранные предприниматели. Прямо сейчас они заняты в России крупным, эффективным и цивилизованным бизнесом

«Держи иностранного консультанта!» Иван Бездомный, сумасшедший поэт

На прошлой неделе консалтинговая компания PricewaterhouseCoopers опубликовала материалы исследования, по результатам которого выяснилось, что Россия — самая коррумпированная страна на свете. Специальные фирмы, выставляющие кредитные рейтинги странам и корпорациям, квалифицируют Россию как страну с чрезвычайно высокими рисками и неблагоприятным инвестиционным климатом. Вся западная пресса — как таблоиды, так и вполне респектабельные издания, — сходится во мнении: жить и работать в России нормальному человеку невозможно. Русские непредсказуемы и чреваты дефолтом. В стране зверствуют мафия, бюрократия, пьянство и морозы.

Тем временем те же ведущие мировые консалтинговые компании, что стращают своих клиентов мракобесием нашей далекой северной страны, давно содержат здесь огромные штаты сотрудников, арендуют шикарные офисы. В российских промышленных центрах один за другим открываются первоклассные отели мировых гостиничных сетей по 250 долларов за ночевку. Европейские и американские компании командируют в Россию своих лучших специалистов. Зачем? С ума, что ли, посходили? Горя хотят натерпеться?

Ответ на эти вопросы короток и ясен: басни про ужасных русских не имеют к действительности ровно никакого отношения. Придумывают их и распространяют вполне профессиональные и расчетливые люди, специалисты по PR (точнее, IR, investors relations), движимые циничными интересами. Они исходят из соображений, что, чем труднее страна, тем больше за нее дают денег. Напуганный клиент лучше платит опытному консультанту. Кошмар выгоден и профессиональным инвестиционным институтам — можно покупать подешевле. Хорошо банкам: страшно — значит, большие кредитные ставки и залоги.

Россия, действительно, не альпийские луга, не райские кущи. Тут бюрократы и взятки. Но вот что удивительно. Проведенное нами исследование, социологический опрос топ-менеджеров ведущих мировых корпораций, действующих сегодня в нашей стране, доказывает: Россия — это уникальный шанс сделать большой бизнес.

В исследовании мы пользовались методикой углубленных интервью. Такие интервью похожи на обыкновенные журналистские, но более формализованы. Изучаемая проблема раскладывается на серии вопросов (так называемый гайд, guide), определенным образом отбираются респонденты (в нашем случае это только топ-менеджеры), они квотируются по отраслям (промышленность, торговля, консалтинг, hi-tech) и культурам (североевропейская, южноевропейская, американская, восточная). Собранные интервью стенографируются, обрабатываются (контент-анализ) и используются для выводов об объекте исследования.

В нашем случае мы опросили представителей:

  • трех топливно-энергетических компаний;
  • автомобильного концерна;
  • электронно-электротехнического концерна;
  • компании по производству бытовой техники;
  • двух консалтинговых фирм;
  • химического концерна;
  • строительной фирмы;
  • новой экономики (в сфере интернета);
  • банка;
  • а также директора Европейского бизнес-клуба в России.
  • Вот какие выводы мы сделали.

    Россия — редкий шанс

    Выяснилось, что наша страна для западного топ-менеджера вовсе не ссылка в медвежий угол или в банановую республику, а реальный шанс сделать крупный бизнес, создать себе имя и получить наилучшую перспективу для карьеры в материнской компании. Общая идея такова: если ты сумел проявить себя здесь, то справишься с чем угодно и где угодно.

    Вовсе неправильно думать, что иностранцы приезжают сюда досидеть до пенсии на большой зарплате (в России им платят много). Такое, конечно, иной раз случается, особенно в больших корпорациях, где есть специальный корпус менеджеров, специализирующихся на «тяжелых» странах. Однако сам этот институт уже отмирает, а на смену ему идет новое поколение менеджеров-глобалистов, молодых политкорректных ребят, не расстающихся с интернетом и подчеркнуто не видящих различий между работой у нас, в Германии или в Сингапуре. Так что ни о каком отстойнике для неудачников и речи быть не может. Это и понятно: наши респонденты всячески подчеркивали, что Россия — это еще далеко не поделенный рынок, это богатые и разнообразные возможности. Тут существенно сильнее факторы неопределенности, ближе горизонты планирования, больше риски. Здесь надо уметь считать и играть, быть азартным, разумно рисковать. Россия по-прежнему раздолье для антрепренеров и aventuriers — в хорошем смысле слова.

    Однако из широких возможностей для бизнеса вовсе не следует, что к нам едут одни авантюристы и флибустьеры — взять страну на абордаж, нахватать и отчалить. Таких действительно было много в первые годы реформ, но потом они либо нашли свою нишу, затеяли бизнес и остепенились, либо перешли на работу в крупные корпорации, либо быстро свернули здесь свои дела (иногда и с летальным исходом). Сгинули как явление и «белые» русские — потомки эмигрантов, не отличавшиеся ничем, кроме знания языка и ностальгии по исторической родине. Наконец, вырождается корпус «старых крокодилов», менеджеров-гастролеров, специализирующихся на «тяжелых» странах (Африка, Индия, Россия).

    Обстановка стабилизируется

    Интервью показали: в России вовсе не нужно иметь связи с бандитами, укрываться от налогов и подкупать чиновников. Здесь нормализуется законодательство, правовая система, формируется инфраструктура бизнеса, налаживается быт. Конечно, бюрократия заедает, чиновники свирепствуют, нормативная база чрезвычайно сложна. Однако уже действуют консультанты, юристы, заработали ассоциации, объединения предпринимателей и их землячества. Действует Европейский бизнес-клуб — его активисты в регулярном режиме работают с российскими министрами и вице-премьерами, решая вполне конкретные задачи по улучшению делового климата (адекватный таможенный режим, переход на мировые стандарты отчетности, налогообложение, регистрация компаний и др.).

    Этот процесс резко усиливает конкурентные позиции западных компаний — ведь они, будучи прозрачными и законопослушными, давно научились безропотно выполнять безумные российские правила, платить налоги и при этом не загибаться, пока наши изобретают схемы — «офшорные», «депозитные», «страховые», «зачетные». Теперь, когда такие схемы котируются все меньше, русским приходится догонять иностранцев в таких скучных материях, как экономия издержек, увеличение продаж, расширение ассортимента. А это трудно.

    Иностранцы говорят, что Россия — страна с полноценной экономикой. Здесь сформировались целые масштабные рынки, где нет никаких преград для свободного предпринимательства и конкуренции. Это, скажем, рынки потребительских товаров, производства бытовой техники. Очень существенно то, что в России все больше налаживаются корпоративные отношения (corporate governance), предусматривающие эффективное взаимодействие менеджмента с собственниками, соблюдение интересов акционеров, защиту прав миноритарных акционеров. Это — основа для притока в страну иностранного капитала.

    Обычные русские люди

    Практически все наши собеседники настаивали на том, что для русского сотрудника нет никаких преград в карьерном росте. Просто он должен быть хорошим менеджером или специалистом, и тогда он способен добиться любых руководящих должностей как в российском представительстве, так и в головной компании. Наиболее верный путь наверх — не по вертикали, а наискосок, зигзагом: начальник департамента в России — вице-президент в Чили — руководитель отдела в материнской компании — директор представительства в России.

    Особого западного образования не требуется, но язык, конечно, необходим. Крайне важно проникнуться корпоративным духом, понимать цели компании, ее стратегию, идеологию — тогда ты становишься своим, тебе доверяют. Нужно уметь работать в команде, брать ответственность и — внимание, опять важно! — обсуждать, обсуждать в позитивном ключе все: свои рабочие планы, планы своего отдела, всей компании, проблемы своего подразделения, критику. Не следует демонстрировать своего цинизма, тянуть на себя одеяло, шкурничать — выгонят.

    После кризиса 1998 года «нормальность» русских заметно повысилась — они стали реалистами, научились считать деньги, экономить. В стране активно действуют ведущие западные хед-хантинговые агентства, не делая особых скидок на то, русский ты или иностранец.

    Впрочем, старший менеджер по стратегии российского «Самсунга» Сынг Сик Чой сказал нам, что русские — не совсем обычные. Они — корейцы. Почему? Потому что у них души корейские. Кроме того, как показали интервью, у наших бизнесменов, менеджеров и специалистов есть еще целый ряд специфических национальных черт. Мы разделили их на преимущества и недостатки.

    Преимущества. Русские лучше, чем в других областях, чувствуют себя в производстве, сбыте, технике, инженерии и особенно в IT, высоких технологиях. Несколько хуже обстоит дело с финансами, но это скорее советское наследие, а не национальное.

    Сильное преимущество наших бизнесменов и менеджеров — склонность к инновациям, вкус к риску, игре, новым подходам, выраженная предпринимательская жилка. Русские амбициозны, азартны, не боятся рисковать. Они критичны, не склонны к чинопочитанию — в оценке партнера или начальника ориентируются на конкретные заслуги, а не на регалии и должность.

    Русские бизнесмены интуитивны, они психологи, мастера нащупать у своего контрагента слабое место и давить на него. Не привыкшие к этому иностранцы не всегда даже понимают это и проигрывают. Но вместе с тем русские способны к совершенно бескорыстной помощи — даже малознакомым партнерам и контрагентам. Это моментально подкупает иностранцев, создает атмосферу доверия.

    Наши сотрудники — специалисты и менеджеры — очень любят учиться и продвигаться по служебной лестнице. Лучший способ заинтересовать русских — нарисовать им их образовательную и карьерную программу.

    Недостатки. Русские — мастера уничижительного отношения к себе и своей стране. Это глупо, да к тому же провоцирует иностранцев (тех, которые потупее) на жульничество — всегда ж приятно обвести вокруг пальца недоумков.

    Самодержавность — другой порок русского стиля менеджмента, особенно в крупных компаниях с сильным государственным влиянием или наследием. Руководитель чрезмерно концентрирует на себе решения, не склонен делегировать ответственность, нередко впадает в волюнтаризм. Топ-менеджеры здесь — стратеги и производственники, а не рыночники и финансисты. Впрочем, в компаниях, действующих в конкурентной среде, этого уже нет.

    Наша манера ведения дел в большей степени подчинена задаче достижения конечной цели, а не выстраиванию системы, созданию технологии ведения бизнеса. В этом смысле русский стиль менеджмента больше похож на американский, а не на европейский.

    Русский менеджмент чрезмерно политизирован, слишком большую роль играют личные связи, неформальные отношения, гешефты. С одной стороны, это понятно, общественные институты и механизмы еще недостаточно эффективны. С другой стороны, не все относят это к недостаткам, скажем, итальянцы на этот счет совершенно спокойны, да и другие хоть и корчат из себя недотрог, но, бывает, пользуются нашим гибким правосознанием.

    Транжирство, расточительство — этого после кризиса стало меньше, однако такой ресурс, как время, ценится по-прежнему недостаточно, мы еще не усвоили жесткую связь «время — деньги».

    Серьезный недостаток — эгоцентризм и алчность. Русский бизнес сильно ориентирован на сиюминутный успех, на удачу за счет партнера. Отсюда недоучет перспективы, проблемы с корпоративной культурой, конфликты между менеджерами и акционерами. Впрочем, некоторые западные топ-менеджеры считают, что русские, напротив, склонны работать в команде, и всячески это поощряют.

    Русские менеджеры среднего звена, особенно в провинции, нередко слишком привязаны к своей должности. Его пытаются перевести на другую позицию, даже лучшую, более подходящую, а он воспринимает это как личную трагедию…

    Русские разбрасываются: для энергичных и неглупых людей в стране слишком много возможностей — бизнес такой, сякой, политика. Это нередко ведет к тому, что поставленные цели не достигаются.

    Как действовать в России

    Прежде всего надо помнить, что Россия — страна динамичная, рынки здесь еще не поделены, поэтому особенно успешны люди с предпринимательской жилкой, антрепренеры. Здесь нельзя не рисковать и не следует бояться. Здесь придется проявлять инициативу, преодолевать размеренность и неспешность крупных корпораций в принятии решений, брать ответственность — иначе не успеешь, тебя опередят. Но, поскольку ситуация стабилизируется, на повестку дня выходит базовый регулярный менеджмент.

    Иностранному менеджеру в России следует отказаться от высокомерия, от мысли, что, если он босс, значит, все тут будут ходить перед ним на цыпочках. Ничего подобного: чтобы приобрести авторитет среди русского персонала или партнеров, необходимо зарекомендовать себя делом.

    Далее. Россия — не дикая страна, люди здесь образованные, знающие и довольно ушлые. Поэтому откровенно мошенничать, скупать «на грош пятаков» не следует — вышвырнут. Не резон и слишком уж доверяться — жулья тоже хватает.

    В стране пока неважно работают правила и регламенты, недостаточно развита рыночная инфраструктура, плохо с информацией. Поэтому следует налаживать сеть контактов, связей, информационных источников, друзей, которые помогут, когда система даст сбой. Отсюда — желательно знать русский язык, хотя почти все молодые русские специалисты и менеджеры говорят по-английски.

    Информация — прежде всего. Любой потенциальный партнер, сотрудник должен проверяться с использованием всех возможных каналов, на информацию не следует жалеть ни времени, ни денег. Из-за недостатка информации весьма важны реклама и особенно PR.

    Надо идти в провинцию. Там много проблем — народ попроще, логистику наладить трудно, но главные перспективы именно на периферии.

    Как можно шире следует использовать бонусы и карьерные перспективы для персонала. Это лучший способ заинтересовать русских сотрудников, особенно менеджеров. Следует поощрять здоровое собственничество — лучше заплатить сотруднику премию для покупки собственной машины, чем давать ему служебную.

    Удачи вам в России.