Александр Сенаторов построит школам залы для спорта, кино и лекций

Инвестиционная группа «Коперник», принадлежащая Александру Сенаторову, запустила проект строительства в России школьных залов-трансформеров. Они позволяют заниматься любым видом спорта, вести интернет-трансляцию лекций из одной точки по многим школам страны и вообще преподавать дистанционно. При этом они должны приносить деньги

+T -
Поделиться:

Первый зал-трансформер появится в ближайшем будущем в Москве. 70 процентов из общей площади в тысячу квадратных метров занимает большая спортивная площадка. Идея состоит в том, чтобы выжать из нее максимум: спортзал легко превращается в лекционный или театральный — со сценой, качественным звуком, оборудованием для видеозаписи и интернет-трансляций.

По планам «Коперника», залы-трансформеры бизнес и государство должны строить и эксплуатировать вместе: коммуникации и фундамент сделают за счет бюджета, а «модуль» со всей начинкой будет построен из внебюджетных денег. Во время уроков зал использует школа, а после школьных занятий — бизнес.

Подробнее

Этот замысел возник четыре года назад, когда «Коперник» построил первый и единственный в постперестроечной России центр детского творчества. «Я им страшно гордился. Правда, недолго, — говорит Сенаторов. — Очень быстро понял, что построили мы его неправильно — по городскому проекту, многие вопросы не были продуманы. А главное, что детям вообще не нужен отдельный центр творчества, дорогой и громоздкий. Гораздо удобнее и дешевле придумать многофункциональный зал, который можно пристраивать к уже существующим школам». Он предлагает задействовать школьный стадион, который используется две недели в году, и поставить вместо него здание, которое будет работать 365 дней практически круглосуточно.

Так родилось техническое задание для конкурса, который прошел в рамках Второй Московской архитектурной биеннале под председательством Питера Айзенмана. Победили концепции, предложенные архитектурным бюро MEL Федора Дубинникова и «Проектом Меганом» Юрия Григоряна.

Проект архитектурного бюро MEL. Предполагается, что этот зал-трансформер будет деревянным

Чтобы посчитать, сколько денег потребуется на осуществление задумки (а заодно доказать, что для организации дополнительных занятий школьников не нужны специальные и очень дорогие здания), Александр Сенаторов организовал отдельный эксперимент. Он нашел авторов нескольких методик для дополнительных занятий и предложил им обучить пятьдесят студентов педагогических вузов, а затем отправить тех в десять московских школ вести баскетбол, фитнес, основы фотографии и тому подобное.

Сейчас наступает второй этап реализации проекта — согласование его с градостроительными властями и самими школами. «Система согласования в строительстве страшно архаична и неэффективна. Противопожарные нормы увеличивают стоимость здания на несколько миллионов долларов. По ним какая-то дверь или стена должна сдерживать пламя в течение двух часов, пока пожарные не приедут. За деньги, которые мы на это тратим, каждый третий житель страны мог бы быть пожарным и приехать уже через пять минут», — рассказывает автор проекта.

Александр Сенаторов

   Приглашаю участников проекта «Сноб» — родителей, меценатов, юристов, педагогов, архитекторов, проектировщиков и бизнесменов — поделиться идеями, как правильно организовать в России школьный процесс.

– Каких программ, занятий, квалифицированных преподавателей действительно не хватает ребенку на примере вашего собственного опыта? Есть ли удачные примеры комплексных обучающих программ, гармонично сочетающих физическое и интеллектуальное развитие детей? Какие зарубежные методики вы могли бы рекомендовать?

– Каким бизнесам было бы интересно принять участие в таком проекте в качестве соинвестора, арендатора или рекламодателя? Оговоримся, что контроль за целевым использованием залов будет жестким, так как тема детей для общества болезненная.

– Сталкивались ли вы с удачными технологическими решениям организации внутреннего пространства школы (мобильные элементы, модульная мебель, новые способы проектирования, строительные материалы, российские, зарубежные — самый широкий спектр) или, может быть, у вас есть собственные наработки, производство?

–  Школа не является некоммерческой организацией, не владеет землей. Но строительство планируется на школьной территории, и встает вопрос оформления владения или собственности — как можно решить эту задачу?

Мы верим, что есть некое количество людей, готовых вложить собственные деньги в строительство модулей и организацию учебных и развивающих программ на их базе для своей школы, для детских домов. Разделяют ли участники проекта это мнение?   

Теги: дети, школа
Комментировать Всего 45 комментариев

Приглашаю участников проекта «Сноб» — родителей, меценатов, юристов, педагогов, архитекторов, проектировщиков и бизнесменов — поделиться идеями, как правильно организовать в России школьный процесс.

– Каких программ, занятий, квалифицированных преподавателей действительно не хватает ребенку на примере вашего собственного опыта? Есть ли удачные примеры комплексных обучающих программ, гармонично сочетающих физическое и интеллектуальное развитие детей? Какие зарубежные методики вы могли бы рекомендовать?

– Каким бизнесам было бы интересно принять участие в таком проекте в качестве соинвестора, арендатора или рекламодателя? Оговоримся, что контроль за целевым использованием залов будет жестким, так как тема детей для общества болезненная.

– Сталкивались ли вы с удачными технологическими решениям организации внутреннего пространства школы (мобильные элементы, модульная мебель, новые способы проектирования, строительные материалы, российские, зарубежные — самый широкий спектр) или, может быть, у вас есть собственные наработки, производство?

–  Школа не является некоммерческой организацией, не владеет землей. Но строительство планируется на школьной территории, и встает вопрос оформления владения или собственности — как можно решить эту задачу?

Мы верим, что есть некое количество людей, готовых вложить собственные деньги в строительство модулей и организацию учебных и развивающих программ на их базе для своей школы, для детских домов. Разделяют ли участники проекта это мнение?

Неужели государство так легко допускает бизнес в школы?

Законодательство существенно ограничивает возможности по аренде школьных помещений и территорий. Ответ всегда истерический: «Нельзя! Мало ли что…» Я учился в школе в центре Москвы рядом с Генштабом. И вот пришел какой-то капитан, который был мастером спорта по баскетболу. Он очень хотел вести кружок, приходил после работы просто так. А через два года мы выиграли чемпионат Москвы! И таких людей много. Но сейчас это все в категории «нельзя». Так что еще одна задача проекта — дать возможность бизнесу что-то изменить. Потому что только бизнес, разумный и эффективный, может что-то сделать. Государство не может наладить эффективную коммуникацию, так как человек — последнее звено взаимодействия нашего государства и конкретного гражданина.

А как вы представляете взаимодействие бизнеса и школы в каждом конкретном случае? Я имею в виду, что здесь очевидны самые большие проблемы. А третий этап будет самый сложный.

По логике ныне действующей реформы среднего образования, школы должны бодрыми шажочками двигаться в сторону превращения в автономные некоммерческие организации. Это организация, в которой есть директор, который имеет право распоряжаться имуществом. Род деятельности у них некоммерческий, что следует из названия — то есть они не ставят целью извлечение прибыли. Но ответственность и какие-то полномочия есть. И для школы, которая прошла этот путь и превратилась в автономную некоммерческую организацию, никто «сверху» больше не нужен. Это диалог двух участников. Мы просто идем туда и говорим: «Иван Иваныч, предлагаем заключить договор».

Александр Сенаторов Комментарий удален

Неужели государство так легко допускает бизнес в школы?

Под "государством" в нашем проекте мы понимаем общество. Мы верим, что общество заинтересовано в том, чтобы наши дети имели доступ к лучшим медотикам, могли заниматься спортом на нормальной площадке, с правильным тренером и т.д. Каких-то преград, бюрократических препон много, значит, будем искать решения.

Будут ли ограничения, для чего можно использовать эти залы, а для чего нет? Это то, что всегда пугает, когда речь идет о детских учреждениях

Да, ограничения будут. Мы понимаем, что влезаем в очень тонкую область человеческой деятельности. Поэтому будем ограничивать сами, исходя из понятия целевого использования зала. Заниматься развитием этой темы будет наше со Сбербанком специально созданное совместное предприятие. И еще будет организован наблюдательный совет из представителей общественности. Должен быть соблюден какой-то разумный баланс между коммерческими интересами и общественными. Это дело новое, мы не хотим ошибиться.

Будете ли вы предлагать школе свое участие непосредственно в образовательной деятельности?

По логике, наша сетевая структура будет гораздо более эффективна, чем существующая школьная. Так что это вопрос диалога. Например, мы можем поднять на более высокий уровень преподавание спортивных и игровых предметов. Моего сына в школе, например, волейболу и баскетболу учит мастер спорта по плаванию. Базовые вещи мы понимаем хорошо, потому что у нас есть опыт в фитнес-индустрии.

Александр Сенаторов Комментарий удален

Александр Сенаторов Комментарий удален

Мне очень нравится эта идея, это интересный бизнес-проект, фактически он получает доступ к переоформлению школ. Очень сложно было выиграть конкурс, но ему удалось. Главное, как сейчас все это реализовывать.

Мой старший сын учится во втором классе испанской школы. Хочется, чтобы предмет «мировая художественная культура» начинался у них чуть раньше, чтобы у детей возникало правильное восприятие мира, чтобы была такая «вертолетная» картинка — какие этапы развития проходила цивилизация. Еще пожелание к моей конкретной школе, чтобы было больше точных наук, математики. Тут важно, чтобы был правильный подход: школа, где учится мой сын, с историей и с хорошими корнями, там все движется в правильном направлении, там нет излишней мажорности. Для детей это очень приятно — они не попадают сразу в циничный мир. Важно, чтобы закладывалась правильная база.

Андрей, фактически, мы говорим о переосмыслении образовательного рынка. В образовании, на наш взгляд, есть две основные компоненты - идеологическая и сервисная. Идеологией должно заниматься государство, мы на эту роль не претендуем. А любой сервис бизнес способен предоставить лучше, тут, как мне кажется, двух мнений быть не может. Мы видим много возможностей именно для бизнеса, мы намеренно не стали делать чистую благотворительность, хотя в этом формате все было бы проще и всем понятнее. Не возникало бы вопросов - зачем вам это, столько белых пятен, есть другие темы и т.д.

Очень хорошо, что вы это делаете. Но, на мой взгляд, в школе, в первую очередь, не хватает не технического обеспечения, а людей. Людей, которые хорошо знают свой предмет, любят его и поэтому могут интересно его преподавать. То есть вопрос, прежде всего, в личностях.

Ирина, спасибо. Но думаю, что здесь нет противоречия - школам и школьникам нужно и пространство, и технологии, и вдумчивые, и главное профессиональные преподаватели. Мы создаем новый образовательный продукт, хотим задать новую планку и по форме, и по содержанию.

Эту реплику поддерживают: Ирина Михайловская

Мы уже обсуждали этот проект с Александром, когда он его выставлял в ЦДХ. Проект хороший, что сказать. Не знаю, что из этого получится реально, но в принципе хорошая вещь.

Отвечая на ваш второй вопрос, приведу в пример частную школу Великобритании, куда ходит мой сын Джонни. Я считаю, что детям, и особенно мальчикам, нужно как можно больше заниматься самыми различными видами спорта, что очень хорошо и комплексно представлено в этой школе. Ребенку еще нет семи лет, а в рамках школьной программы он занимается футболом, крикетом, дзюдо и шахматами. Хочу подчеркнуть, что это не клубы при школе, а именно школьные занятия. Очень все серьезно с футболом: из года в год занятий по этому виду спорта становится все больше, устраиваются все более серьезные турниры. В том же футболе есть определенные правила игры, которые ребенок с раннего детства осваивает, а затем совершенствует свои навыки. Крикет — это еще более сложная командная игра, и они серьезно этим занимаются в школе. Шахматы тоже с достаточно раннего возраста включают в школьную программу. Все это, безусловно, способствует не только физическому, но и интеллектуальному развитию ребенка. А через два года, когда будет переход на следующую ступень школы, к программе прибавится плавание и фехтование, опять-таки, в качестве обязательных видов спорта в рамках школьной программы. В некоторых школах в старших классах есть обязательные занятия по теннису. На данный момент в школе, где учится Джонни, нет тенниса, но он так или иначе уже давно занимается этим видом спорта отдельно, в спортивном центре.

Все эти виды спорта — достаточно серьезные и очень разные, у каждого из них своя специфика. Это не то, чтобы просто пробежать, прыгнуть и так далее, как это было раньше у нас в школах. Это действительно специализированные занятия, которые помогают развитию ребенка.

Конечно, то, о чем я говорю — это пример хорошей частной школы, где все поставлено на действительно высокий уровень. В государственных школах, естественно, есть занятия спортом, но насколько они разносторонние, я не знаю. Вполне возможно, что далеко не настолько.

Эту реплику поддерживают: Katya Osnovsky

Браво! Давно пора превратить строительство социальных объектов (или их реконструкцию) из нагрузки и обузы в дело чести,- уважаемый и важный для социума проект.

Если говорить о школьных методиках и самих школьниках, то сейчас очень многие интересуются съемками фильмов, той же самой фотографией, которой очень мало. Из иностранных методик — это какие-то научно-технические опыты, которые можно ставить, сделав для детей лабораторию.

За границей на выставках масса того, что можно делать с детьми именно школьного возраста в дополнительное время, — из того, что у нас в России совершенно не применяется. Все это сделать совершенно несложно, достаточно съездить на любую выставку заграницу и получить все контракты.

У нас мало кто вкладывает средства в оборудование, а за границей наоборот. Всяческие интерактивные доски и компьютерные программы в России тоже очень мало используются.Идея такого проекта выглядит очень красивой, но все эти технические навороты стоят колоссальных денег и окупить их за счет того, что туда будут приходить люди и отдавать эти деньги в виде аренды или оплачивать услугу (например, послушать семинар), нереально. Надо, чтобы кто-то помогал этому проекту, сам он не будет окупаться.

все эти технические навороты стоят колоссальных денег

Не согласен. Есть масса современных технологий за совершенно разумные деньги. Те же веб-камеры для видео-трансляций - это сущие копейки, но и их помощью мы можем устраивать дистанционное обучение, или, например, конкурсы и соревнования между "коробочками". Наша цель - не освоить бюджет, а найти самое эффективное решение по соотношению цена/качество. Уверен, что мы способны это сделать. Главное, как мы все знаем, желание. 

Вот комментарий от моей жены Валентины Зайцевой, директора Montessori School of Moscow:

Современной школе не хватает программ, которые учитывали бы возрастные потребности ребенка на каждом этапе. Это касается и отсутствия специально подготовленной среды, и отсутствия в достаточной мере квалифицированных педагогов-дженералистов. Фактически, подобные примеры реализованы Монтессори-школами по всему миру, но у нас в стране пока трудно как с педагогами, так и с помещениями.

К примеру, детям в возрасте 6-12 лет важно препарировать лягушек, изучать устройство вулкана и знакомиться с теориями происхождения мира. Для подростков гораздо важнее осваивать особенности взрослой жизни вдали от родителей, на свежем воздухе, в коллективе таких же, как они сами, нежели чем пытаться справиться с бушующими гормонами под пристальным взглядом родителей, репетиторов и т.д.

Что касается успешных инженерных и концептуальных решений, то есть замечательные примеры, пока американские:

http://www.hershey-montessori.org/adolescentCommunity.cfm

http://www.msb.org/Solar-energy/solar-project.htm

http://www.montessorihighschool.org/about_mhs.htm

Хотелось бы реализовать подобные вещи и в России, но это отдельная тема.

Эту реплику поддерживают: Павел Костин

Денис, спасибо. Комментарий ценный, есть что обсудить. Методика Монтессори довольно известная, кроме того, мы, в принципе, подумываем о программах для детей дошкольного возраста.

Эту реплику поддерживают: Павел Костин, Полина Пилюгина

монтессори отлично идет у школьников - это именно практические опыты, о которых говорит жена Дениса, которые дают детям понять мир в чувственном восприятии. Мой сын учится в 8 классе школы с химико-биологическим уклоном (читай - хорошие учителя химии и биологии) и в восторге от химических опытов, которые они ставят. Просит на Новый год купить набор юного химика. Младшая дочь (2,5) года не хочет уходить с занятий монтессори, еле вытаскиваю ее, хотя 1,5 часа занятий - это много для ребенка. А вот средняя любит в уже другой среде (ей 6 лет) возиться с моделью скотного двора и дома - она манипулирует животными и куклами, разговаривает с ними, разыгрывает ролевые игры. И переиграть в эти игры важно для взрослой жизни. Они же нас копируют во всем.

монтесори школу уже давно пора создать в россии - думаю дети скажут спасибо. Жена монтесори педагог....но честно говоря я немного о другом - о спорте - мы еще и спортсмены и любовь к спорту так же воспитывали с молодых ногтей - речь о том что результаты по мне потрясающие - у нас было почти 6 лет для свободного эксперимента с собой и ребенком - поэтому если интересно можем поделиться опытом....от гимнастического зала (который отличается от классического представления о ДЮСШ как небо от земли) мы сами проходили все эти школы олимпийского резерва и т.д. это пахота а не развитие - мне думается любовь к спорту воспитывается несколько иными методами - опыт есть -все работает...так что если интересно готовы к диалогу....

Зал-трансформер для школ - насущная необходимость. Знаю много школ, особенно за пределами МКАД, где спорт-зал превращается с помощью учеников старших классов в актовый-зал или в помещение для проведения праздников. Вообще, можно долго размышлять, что школы должны комплектоваться лабораториями, ледовыми площадками, стенками для скалолазания и т.п.

 Но как я понимаю, бизнес залов-трансформеров совсем в другом. Это возможность самой школе, как только она окончательно перейдёт на рельсы самоокупаемости, зарабатывать деньги. Фактически, вы предлагаете им готовые бизнес-модели на основе залов-трансформеров и имеющихся помещений. Окупаемость будет идти как от платных дополнительных занятий в спортивных секциях, так и от коммерческой ренты за залы. Правильный подход. Уверен, что и сценарии вхождения/откатов/договоренностей как с директорами, так и с вышестоящими структурами, ответственными за комплектации школ уже прописаны.

Уверен также, что при нынешней системе, пара школ Москвы, Питера, Новосиба на деньги спонсоров и родителей позволит себе такой  зал. Могу даже порекомендовать к кому обратиться. Но массово это вряд ли пойдёт, пока. Надо ждать перевод школ на рыночные отношения. А пока можно эту идею предложить вузам. Там куда больше могут быть заинтересованы. На базе вузов проходит много конференций, семинаров, встреч. Такой зал, особенно в провинции, может быть куда более востребованным, нежели в школе. Не пробовали? При том, им уже сейчас можно это предлагать.

Кстати, а не пробовали такой бизнес организовать сначала за рубежом?  Ну, или по крайней мере, что с таким бизнесом  происходит "у них"?

Андрей, мы готовы общаться со всеми, у кого есть интерес к нашему проекту - школами, вузами. Более того - есть ряд региональных администраций, которые готовы просто закупить у нас несколько таких залов-трансформеров без привязки к школам, для собственных культурно-досуговых целей. Мы открыты к обсуждению, тем более что, как я уже говорил, проект не статичный, он постоянно эволюционирует.

поддерживаю проект и буду рада помочь как мама троих детей и фитнес-инструктор

1. детям современности не хватает движения - это факт, они не могут сами гулять а улице, как мы раньше выбегали и гоняли в казаки-разбойники по всему кварталу. Им жизненно нужны секции или ЛФК... К сожалению, все больше детей страдает ожирением или нарушениями опорно-двигательного аппарата и им нужен будет выбор в пользу физкультуры,а не спорта. Хотя большинству все-таки будет интересен спорт на выбор - командные игры для азартных и коллективных, или индивидуальные лыжи или легкая атлетика для тех, кого не зажигают игры. В школе должен быть выбор секций, хотя бы основные традиционные виды спорта представлены. Кстати, система физкультуры, которая идет из советского союза не так плоха в идее, хуже с реализацией. Она включает универсальные гимнастику, плавание (где есть бассейн), лыжи для средней полосы России, элементы легкой атлетики и некоторые игровые виды спорта. Просто 2х уроков в неделю недостаточно для освоения всех этих видов и уроки весьма утрируются в зависимости от уровня подготовки учащихся.

2. как один из первых открывателей дистанционного обучения в корпоративном секторе в России (внедрила систему e-learning в Билайне) очень любопытствую, как реализовать в универсальном зале доступ к дистанционному обучению (боюсь, что компьютеры придется убирать во время игры в баскетбол). Погружение в виртуальное обучение в игровой форме нужно, но важно ограничивать время статического сидения за компьютером ввиду слабости опорно-двигательного аппарата у подростков. Хотя опыт виртуальных смешариков (когда двое старших ребенка режутся, сидя в соседних комнатах, общаются друг с другом виртуально посредством чата или мейла, хотя проще что-то крикнуть просто, но жить им интересно в виртуальной реальности, как впрочем и нам тут с вами:)))

3. Ох как руки чешутся создать сеть студий фитнеса (в моем случае - йоги и пилатеса) на базе хорошо оборудованных залов школ для мам и пап, которые приползают вечером в свой спальный район. Причем им не захочется вредить своим детям - портить оборудование или курить в коридорах школы. Вообще, публика, которая приходит заниматься в хорошо оборудованное помещение, бережно относится к этому комфорту. Они и будут составлять коммерческую выгоду проекту. А днем те же инструкторы могут работать с детьми - у нас студии йоги и пилатеса ломают головы, как привлечь детей в дневное время и окупить его. А тут 2 в одном. Причем студии пока есть в центре Москвы, и их катастрофически мало на периферии, рядом с домом. Все ищут место рядом с работой и приезжают домой после занятий очень поздно, когда детишки уже должны спать.

3. единственное сомнение вызывает совмещение 3-х зон в графике занятий. Вот например, мероприятие запланировано на пятницу вечер, и уроки йоги срываются. И поддержку предыдущие комментарии насчет координации работы коммерческой студии с руководством школы. Тут без коррупции никуда. У меня есть опыт поиска помещения в школах Москвы - и это гораздо сложнее, чем в регионах (где городок маленький и все друг друга знают, можно договориться со всеми звеньями системы). В результате, инструкторы работают подпольно. Да и залы оставляют желать лучшего (чего только стоят 20-летние полы с такой же застаревшей грязью).

Эту реплику поддерживают: Александр Сенаторов

Полина, Вы говорите очень справедливые вещи, мы над ними много думали. Если есть желание, можем обсудить их офлайн с участием руководителя проекта Дины Курдасовой.

спасибо за доверие, буду рада пообщаться

мой e-mail ppilyugina@yandex.ru (не смогла написать в личку, зависает список адресатов)

Мой сын учится в школе, у которой два корпуса и футбольное поле. Оба корпуса две смены заполнены учениками, даже  дополнительные занятия ведутся в коридоре. Кружков практически нет, только по часу в неделю шахматы и баскетбол.  Непонятно, почему это происходит, но в нашем районе все школы такие.  То, о чем говорит  Ольга Балаклеец - это несбыточная мечта. Очень верю в ваш проект. Спасибо.

Татьяна, спасибо за добрые слова. И можно узнать о каком районе идет речь?

 район Лосиноостровский, школа № 763

Может быть хорошим проектом для рекламных продаж. Такой специальный канал и специальная, просчитываемая целевая аудитория. Систему размещения и продажи рекламы надо бы сделать. Мониторы и статика. Интегрированные мультимедийные компании делать в разных формах. И приучать детей к правильной красивой и корректной рекламе. Это, само по себе, может быть частью образовательного процесса.

По использованию школьной территории - в Москве есть отдаленно/частично похожие истории - теннисные корты (ангары) на школьной территории. Первая половина дня - школьная, вторая половина дня - корты сдаются в аренду. Тренеры, как правило, работают целый день.

Александр, спасибо и - удачи! Проект выглядит весьма креативным, хочется верить, что такие штуки появятся и оживят околошкольную жизнь. Александр, а можно задать Вам вопрос "не по теме", как компетентному в проектах и креативному человеку? Расположением судьбы я связана не со спортом, а с государственной системой детских библиотек (это люди, помещения, фонды, традиции, более того, в селах и поселках Ленобласти это иногда единственный сохранившийся очаг культуры, как бы пафосно это ни звучало). И вот - эта система по вполне понятным причинам умирает. Очень хотелось бы вдохнуть в нее новую жизнь, сделать из детских библиотек какую-то систему информационных центров что ли (кстати, библиотеки традиционно гораздо терпимее к коммерческим проектам, чем школы и до сих пор пускают к себе любые разумные кружки) или еще что-то полезное для детей и родителей. Но как это сделать? За рубежом вроде бы есть опыт, но там и господдержка детского чтения не сравнима с нашей. Может быть, что-то, как в Вашем проекте, синтетическое - бизнес и государство, и чтобы в главном выигрыше  обязательно были дети?...

Тема важная, но для меня новая, в моменте не отвечу.

Спасибо, Александр, если Вам вдруг что-то придет в голову, поделитесь, пожалуйста! :) Я понимаю, что у нас в традициях "разрушить до основания, а затем...", но, может быть, бывают и исключения...

Для начала, по-моему, надо что-то делать со школьными библиотеками, потому что глядя на запыленные, заваленные, заброшенные школьные пространства, которые называются библиотеками, люди не очень охотно идут в районные.

Кстати, в Москве районные билиотеки — это такие клубы, типа Биллингвы, но попроще. Там проходят концерты, лекции, стоят компутеры, есть интернет, продают чай или кофе, есть курилка, в общем, жизнь там кипит, правда, исключительно пенсионерско-абитуриентская. 

А вот школьные библиотеки в том виде, который существует сейчас, — это вообще отживающий институт. Книги берут читать только малыши, старшие, кроме "программы", — уже нет.  

И на счет школьных библиотек у меня есть такое соображение: я бы провела мощную ревизию, оставив только реально хорошие и востребованные книжки (мы тут взяли почитать Бианки, на формуляре написано, что последний раз книгу читали в 1989 году — мощно, по-моему), освободила место для интернет-зала и поставила бы сервер с электронными книгами (там бы моя дочь Бианки бы себе и скачала), организовыала бы концерты школьных групп (так, они ютятся в спортзале или актовом, если разрешат). Отсюда и выросла бы культура публичных библиотек вообще.  

Эту реплику поддерживают: Татьяна Мурзина

Ксения, про школьные библиотеки согласна. За редким исключением они выглядели "выдавалками учебников" уже тогда, когда я сама была школьницей. Но есть еще система детских и юношеских библиотек (городских и сельских), есть старые и очень сильные кафедры детской литературы в Москве и Петербурге, которые много лет готовили и продолжают готовить для них кадры. Есть сообщество с традициями и материальное оформление всего этого. Понятно, что в старом виде это продолжать существовать не может. Но... хотелось бы как-то это куда-нибудь продвинуть, ибо, если в городах детям и так есть куда пойти "за культурой и информацией", то в селах ситуация зачастую совсем иная...

В спальных районах нужно все переорганизовать, везде провести ревизию и т.п. -  все очень запущено. Нужно с чего-то начать и Александр это сделал.

Александр, скажите, пожалуйста, откуда у вас деньги на этот проект с залами-трансформерами? Все мы помним, что Коперник столкнулся с большими финансовыми трудностями, и часть бизнеса была реструктуризована? 

Есть ли у вас понимание, как будет осуществляться контроль за использованием залов-трансформеров? Этим будем заниматься наблюдательный совет?

как будет осуществляться контроль за использованием залов-трансформеров?

Полина, за контроль целевого использования залов будет отвечать управляющая компания, единый сетевой оператор. Пока планы такие.