Первый зал-трансформер появится в ближайшем будущем в Москве. 70 процентов из общей площади в тысячу квадратных метров занимает большая спортивная площадка. Идея состоит в том, чтобы выжать из нее максимум: спортзал легко превращается в лекционный или театральный — со сценой, качественным звуком, оборудованием для видеозаписи и интернет-трансляций.

По планам «Коперника», залы-трансформеры бизнес и государство должны строить и эксплуатировать вместе: коммуникации и фундамент сделают за счет бюджета, а «модуль» со всей начинкой будет построен из внебюджетных денег. Во время уроков зал использует школа, а после школьных занятий — бизнес.

Этот замысел возник четыре года назад, когда «Коперник» построил первый и единственный в постперестроечной России центр детского творчества. «Я им страшно гордился. Правда, недолго, — говорит Сенаторов. — Очень быстро понял, что построили мы его неправильно — по городскому проекту, многие вопросы не были продуманы. А главное, что детям вообще не нужен отдельный центр творчества, дорогой и громоздкий. Гораздо удобнее и дешевле придумать многофункциональный зал, который можно пристраивать к уже существующим школам». Он предлагает задействовать школьный стадион, который используется две недели в году, и поставить вместо него здание, которое будет работать 365 дней практически круглосуточно.

Так родилось техническое задание для конкурса, который прошел в рамках Второй Московской архитектурной биеннале под председательством Питера Айзенмана. Победили концепции, предложенные архитектурным бюро MEL Федора Дубинникова и «Проектом Меганом» Юрия Григоряна.

Проект архитектурного бюро MEL. Предполагается, что этот зал-трансформер будет деревянным
Проект архитектурного бюро MEL. Предполагается, что этот зал-трансформер будет деревянным

Чтобы посчитать, сколько денег потребуется на осуществление задумки (а заодно доказать, что для организации дополнительных занятий школьников не нужны специальные и очень дорогие здания), Александр Сенаторов организовал отдельный эксперимент. Он нашел авторов нескольких методик для дополнительных занятий и предложил им обучить пятьдесят студентов педагогических вузов, а затем отправить тех в десять московских школ вести баскетбол, фитнес, основы фотографии и тому подобное.

Сейчас наступает второй этап реализации проекта — согласование его с градостроительными властями и самими школами. «Система согласования в строительстве страшно архаична и неэффективна. Противопожарные нормы увеличивают стоимость здания на несколько миллионов долларов. По ним какая-то дверь или стена должна сдерживать пламя в течение двух часов, пока пожарные не приедут. За деньги, которые мы на это тратим, каждый третий житель страны мог бы быть пожарным и приехать уже через пять минут», — рассказывает автор проекта.