Было хорошо, но недолго
«Снизу три бокала, на них покоится шкаф, а на нем еще какая-то невероятная фигня, — сказал мне мой муж, когда я, в рамках нашего семейного эксперимента, решила избавиться от лишнего хлама, — вот так ты себе мир и представляешь».
Если вы помните, мы с мужем договорились о разделении зон ответственности. Весь наш быт достался мне, и управлять им я решила по системе Флайледи.
Избавляться от лишнего хлама по этой системе нужно следующим образом. Берете три коробки. На одной пишете «Выбрасываю», на другой — «Отдаю», на третьей — «На место».
Я сидела на полу в одной из комнат, в которой уже давно никто не живет и которая постепенно превратилась в склад всего ненужного, передо мной стояли три моих коробки, а в руках я держала розовый бокал.
Я держала его из нежности, а не потому, что не знала, в какую из коробок его определить.
Я купила эти бокалы, когда мне было 16 лет. Тащила огромную коробку из Праги. Пользовались мы ими только один раз, тоже лет 15 назад — пить из них, к слову, совершенно невозможно. То есть теоретически возможно, но из блюдца гораздо проще. Но я их все равно ужасно люблю и считаю их своим приданым.
За этим нежным рассматриванием одного из моих никому не нужных бокалов меня и застал муж.
Я избавлю вас от подробностей, скажу лишь, что у нас случился первый скандал с начала эксперимента по эффективности.
Позиция моего мужа: причины нашего семейного хаоса в том, что мы, а особенно я, хотим всего и сразу. С одной стороны, мы хотим избавиться от ненужного хлама, с другой — отказываемся этот хлам (читай: мои бокалы) выбрасывать. С одной стороны, хотим ходить на танцы, с другой — больше вечеров проводить с детьми. Купить новую машину и пристроить этаж к даче. Съездить на Новый год в Гудаури и тогда же в Диснейленд. Пожить пару лет в Италии и в Тбилиси. Отдать старшую дочь на акробатику, пение и шахматы. Список можно продолжать бесконечно.
А до скандала, кстати, все было хорошо.
Я стала приходить домой пораньше, и мы действительно ужинали с детьми почти каждый день. Появилось даже ощущение, что вот же, все отлично, дети растут на глазах (в смысле — мы видим, как именно они растут). Я перестала нервничать, есть ли у детей шапочки для бассейна — дети же не моя зона ответственности. Муж нашел новую няню, которая, наконец, всем хороша. Еще сама собой починилась газовая колонка, так что в переговоры с газовщиком никому вступать не пришлось. И даже с семейным бюджетом прояснилось: две недели записей показали, что тратим мы нормально, просто довольно ощутимо помогали летом родителям. Я даже отложила немного денег и отдала давний долг.
С Флайледи, правда, получалось не всегда. Система эта придумана таким образом, чтобы выработать привычку. То есть стихийная генеральная уборка в этой системе ценностей не считается абсолютным добром, в отличие от привычки заканчивать каждый день приготовлением комплекта одежды на завтра, а каждое воскресенье составлять меню на следующую неделю.
Одним словом, закрепить привычку — самое важное. В инструкции к первому дню было написано: идите и помойте раковину. Я пошла и помыла. На второй день — идите и наденьте туфли на шнуровке. Ну ладно, это я пропустила. Но в третий день они предлагали просто делать то, что мы делали в первые два дня. А на четвертый — делать то, что мы уже делали, то есть мыть раковину и шнуровать туфли плюс еще и написать это на цветных стикерах и наклеить их на зеркало в ванной. Только мне одной кажется, что это какая-то нудятина?
Но раковину я тем не менее продолжаю мыть. И даже хотела разобрать вещи по специальной системе. Но дальше, как вы знаете, случился скандал.
Сразу вслед за скандалом сломалась газовая колонка: все-таки вещи не чинятся сами по себе. Вместе с ней сломались кран и свет в ванной. Я помнила, что это моя зона ответственности, но настолько привыкла к мысли, что это все мужские занятия, что просто вытеснила все это из головы. Кроме того, оказалось, что старшая дочь так и не ходит ни на шахматы, ни на акробатику. Сегодня я посмотрела на нашу квартиру и увидела, что книги еще чуть-чуть — и будут спать вместе с нами в кровати.
И, самое ужасное, вернулось ощущение надвигающейся истерики. Моя картина мира — с бокалами в основании — в очередной раз пошатнулась. Мне стало казаться, что организованно и эффективно жить могут лишь специальные организованные и эффективные люди.
Сдаваться тем не менее я не намерена. Просто теперь перед нами стоит еще одна задача: будем учиться правильно составлять список дел и определять приоритеты. Одним словом, не хотеть всего и сразу.
А бокалы я, кстати, отстояла. Система Флайледи существует не один год, так что наша с мужем ситуация была предусмотрена. Человек, который сомневается, выбрасывать ли ему какую-то вещь или нет, должен ответить на следующие вопросы:
— Люблю ли я этот предмет?
— Использовал ли я его в прошедшем году?
— Это действительно мусор?
— Мне нужно два таких предмета?
— Есть ли какие-то сентиментальные причины, по которым я люблю его?
— Или у меня появляется чувство вины, когда я вижу его?
«Пусть останутся только те вещи, которые вызывают улыбку», — написано в инструкции по расхламлению.
Так что бокалы с нами на законных основаниях. По науке.