Нужны ли скандалы актуальному искусству

Открытие выставки «Русский контрапункт» в Лувре началось со скандала. Участники экспозиции Валерий Кошляков и Виталий Комар разошлись во мнениях, помогают ли скандалы современному искусству

Фото: AFP/East News
Фото: AFP/East News
Авдей Тер-Оганьян
+T -
Поделиться:

На открытие выставки приехал художник Авдей Тер-Оганьян из Праги, где он живет в статусе политического беженца — в России на него заведено уголовное дело по статье о разжигании национальной и религиозной вражды. Как только началась официальная пресс-конференция, он вышел из зала и, срываясь на крик, стал давать свою импровизированную пресс-конференцию нескольким столпившимся вокруг него журналистам.

Работы Тер-Оганьяна с трудом попали в Лувр из-за запрета Росохранкультуры на их вывоз из России. Когда работы все-таки выпустили, художник направил куратору выставки Мари-Лор Бернадак открытое письмо, в котором требовал не выставлять их до тех пор, пока российские власти не продлят загранпаспорт бежавшему из России в Болгарию художнику Олегу Мавроматти (на него также заведено уголовное дело по статье о разжигании национальной вражды). Но, поскольку работы Тер-Оганьяна выставляет Марат Гельман, которому они принадлежат, результатов художник не добился.

По словам Тер-Оганьяна, на открытие выставки его не пригласили, но он приехал, чтобы обратить внимание общественности на ситуацию с цензурой в российском современном искусстве. Тер-Оганьян негодовал в адрес коллег, которые не разделили его идею бойкота: «Кабаков, человек, которому достаточно пальцем пошевелить, чтобы горы сдвинулись? Он не прокомментировал эту ситуацию никак».

Скандальная ситуация, развернувшаяся вокруг выставки, вызвала резонанс во французской прессе. Многие ведущие издания, в числе которых Le Figaro и Le Parisien, написали о том, что работы Тер-Оганьяна не хотели выпускать из России. Мари-Лор Бернадак на открытии выставки сказала, что проблемы возникли из-за недопонимания, но не стала отрицать, что сложившаяся ситуация подогрела интерес к «Русскому контрапункту»: «Люди пришли посмотреть на выставку и поговорить о политическом контексте».

Комментировать Всего 39 комментариев

Все очень грустно и печально, потому что Россия неоднократно настаивает на том, что у нас искусства, кроме как политического, быть не может. И все так и смотрят на это, и все журналисты прикованы к этому ко всему, поэтому искусство не рассматривается.

Выглядит все это несимпатично. Если вы хотите рассказать о своих проблемах, то о них и будут расспрашивать и их будут рассматривать. А если вы хотите искусство показывать, то надо настаивать на этом.

Валерий, мы с Вами оба -  участники этой выставки и поэтому я могу

заметить, что наши, так называемые "разночтения" термина - "политика"

-  кажутся мне весьма эфемерными!

Я очень люблю историю и считаю политику - "Историей Сего Дня".

Поднявшийся шум обострил интерес к выставке. Очень многие революционеры в искусстве — вспомните футуристов и импрессионистов — вызывали некий скандал. Я уверен, что работники Лувра счастливы, потому что они получили такое внимание прессы. А они сделали большую работу. И в дополнение к этому — вот это недоразумение, этот разгорающийся скандал, который был введен в некие рамки искусства, а не политики. Слава Богу, все решено, и это замечательно, что мы остались в рамках культуры. Можно называть это черным пиаром или белым пиаром — это все зависит. Опять же, это семантика, терминологические споры. Весь этот шум — это подарок судьбы.

участник выставки Диана Мачулина, один из художников, написавших куратору письмо солидарности с Авдеем.

Мне кажется, что 90% аудитории "сноб" не имеют понятия что скрывается под термином "актуальное искусство".

Вы прежде чем такие вопросы задавать, объяснили бы людям популярно, что такое "актуальное искусство", почему его в России называют "современным" и кому оно нужно и зачем.

Простите, Збышек, а какое именно слово  - "актуальное" или "искусство" осталось для вас непонятным? О терминах можно спорить, но также хочу заметить, что "современным" обычно называют то, что происходит на наших глазах, то, чего начало и развитие мы можем наблюдать. В рамках истории искусства я не возьмусь сейчас давать истолкование понятиям "современное" и "актуальное", тут много уважаемых людей это сделает лучше меня, но все же большинству, думаю, понятно, что это означает.

Мария ))

Для меня тут все понятно.

А вот для аудитории "сноб", боюсь, что непонятно. Не я  автор этой заметки.

И вопрос и предложение мое были к , естественно, автору.

Исходя из вашей реплики, у меня возникли сомнения что вы также в курсе, что такое АКТУАЛЬНОЕ искусство.  А также почему АКТУАЛЬНОЕ искусство в России называют СОВРЕМЕННЫМ.

Я специально для вас акцентировал  величиной шрифта проблемные понятия.

дело в том, что я практически уверен, что если попросить самих участников этой выставки независимо друг от друга  и несговариваясь дать определение "Актуальному искусству", то мы получим количество разнообразных  определений равное количеству участников.

Эту реплику поддерживают: Мария Семендяева

Ну, вы, конечно, мастер терминологии. Конечно, это проблема. Но, согласитесь со мной, когда какую-то картину запрещают чиновники, опасаясь высказываний в отношении политических деятелей, которые эта картина содержит, и всяких других высказываний, эту картину можно с полной уверенностью назвать "актуальной". Причем она еще и 2004 года создания - вполне современно, на мой взгляд. Я, вы правы, не слишком сильна в определениях, но в данном случае речь идет и о современном, и об актуальном искусстве.

Боюсь, что нет.

"Актуальное" в философском  и логическом понимании смысла  не соответствует "Актуальному" в искусствоведческом смысле.

То есть, если в сентябре 2010 года нарисовать на холсте  пачку гречки и написать на ней ценник 1000 руб. - то это будет картинка актуальная в логическом смысле, но не обязательно актуальная в искусствоведческом.

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss

Ну, может быть. Однако очень сложно удержать термин в сугубо профессиональных рамках. Особенно если он совпадает с другим, не узкоспециальным. Поэтому, вероятно, эту картинку все же можно будет назвать актуальной.

можно, только в случае, если она будет выставлена в галерее актуального искусства и парочка кураторов пропоют, что это актуальное искусство. ))

Збышек! При всей размытости терминологии, я не вижу, что меняет использование любого из двух терминов в самой сути вопроса. Как бы изменился Ваш ответ на него, если бы в заголовке стояло не актуальное, а современное, или же значилось просто искусство?

Илья, если бы стояло "современное" - никак не изменился бы ответ.

А если б стояло "просто искусство" - то ответ не был бы таким однозначным.

Но тогда сама выставка была бы скандалом - потому что понятие "искусство" гораздо шире рамок "современного искусства".

Самвел Аветисян Комментарий удален

Чтобы не выглядеть брюзжащим и всем недовольным критиком, замечу, что в моем понимании

"Современным искусством" занимаются лишь те художники, кто до сих пор заняты проблемой поиска границы Искусство-Неискусство, применяя при этом (обязательно) новейшие методы и средства как мышления, так и исполнения, работая в рамках определенного контекста, созданного другими художниками.

"Актуальным  искусством" же занимаются самые радикальные из художников, занимающихся "Современным искусством", то есть те, кто занимается чистым экпериментом, и кто пытается создать новый контекст для остальных, менее умных художников.

Эту реплику поддерживают: Liliana Loss

Обратимся к Википедии) Там дано исчерпывающее объяснение тому, почему в России до сих пор "современное" называют "актуальным". Это просто вопрос локальной терминологии.

Статья "современное искусство": В России 90-х использовался также термин «актуальное искусство», который во многом схож, но не тождественен по смыслу термину «современное искусство». Под актуальным искусством участники художественного процесса в России подразумевали новаторское современное искусство (в плане идей и/или технических средств). Актуальное искусство быстро устарело, и вопрос вхождения его в историю современного искусства 20-го или 21-го столетия открыт. Участники художественного процесса в России наделяли определение «актуальное искусство» смыслом, которое в свое время приписывалось авангардизму (новаторство, радикальность, использование новых техник и приемов).

Википедия, конечно, слабоватый ответ, но там дело говорят.

Современное искусство для чайников ( книжка)

Главная проблема с современным искусством не в том, что оно непонятно,

а в том, что про него не принято говорить на человеческом языке:

текст среднестатистического искусствоведа способен понять только среднестатистический искусствовед.

Актуальное искусство --

Искусство, которое модно, интересно, современно сейчас.

«Мир современного искусства состоит из кураторов, критиков, художников, которые формируют понятие того, что актуально. Иногда они правы, иногда нет» (Алексеев)

«Актуальность связана с оценкой искусства: если бы вам в школе не ставили оценки, вы бы не могли понять, кто из вас актуален, а кто нет.

Современное искусство — это как поверхность воды, а актуальное — это то, что выпрыгивает оттуда» (Захаров)

Задача современного художника в том, чтобы находиться на обрыве тысячелетнего языка культуры и одновременно удерживать на своих плечах мощь его гениального давления.  (Захаров)

взято ОТСЮДА 

Владимир Невейкин Комментарий удален

Мария, я думаю, что если к нашим тезисам присоединят свои тезисы сами представители этого актуального искусства, то в итоге, после примерно 500 гр, мы наконец выясним, что такое "актуальное искусство" в исчерпывающем и определеном виде. ))

Эту реплику поддерживают: Мария Семендяева

А скандалы не нужны только врачам, учителям и профессиональным разведчикам.

Журнал Искусство кино: № 5 за 2010 год : Р А З Б О Р П О Н Я Т И Й : Что такое актуальность

Дондурей тоже хотел выяснить...
АНКЕТА

Что такое актуальность

1. Чем, на ваш взгляд, сегодня содержание понятия «актуальное произведение» отличается от понятия «современное произведение»?

2. Что для вас является характеристиками актуального в искусстве? Какие явления вы назвали бы актуальными? Приведите примеры.

3. Какие факторы влияют на изменение самого понимания актуальности?

4. Является ли для вас актуальность критерием ваших замыслов и работ?

Юрий Аввакумов, архитектор

1. Чисто российская заморочка. Актуальное у нас то синоним политического или социального, то — новаторского, то есть авангардного. Для меня актуальное — это в некотором смысле искусство быстрого реагирования типа «утром в газете — вечером в куплете». В искусстве, на мой взгляд, все-таки важнее ритуальное, чем актуальное. Вот именно ритуальное чаще всего сегодня замыливается, невнятно артикулируется, дисквалифицируется в качестве важной составляющей профессиональной практики. Разница — как между жрецом, шаманом, священнослужителем и массовиком-затейником.

2. Акция, флэшмоб, комикс, граффити, видео, вирус... Трудномузеефицируемое искусство. Пример: Монстрации (Бабушка после похорон).

3. Возраст. Насколько я знаю, актуальщиков среди художников старше сорока практически нет. Эпоха. В великую эпоху актуальности не избежать, она всех достанет, хотим мы этого или нет.

4. Уже нет. Во второй половине 80-х у меня было несколько проектов, посвященных «гласности» и «перестройке». Названия этих работ я впоследствии поменял, потому что к политическим процессам они прямого отношения не имели, а ассоциации порождали определенные. Мое искусство, как я его понимаю, в значительной степени интровертно, от колебаний внешней среды мало зависит.

Бакур Бакурадзе, режиссер

Если я голоден — для меня актуален суп. Этот суп может быть приготовлен по рецепту, которому тысячи лет. Из супов для меня предпочтительнее тот суп, который современен, потому что приготовлен сегодня из свежих помидоров, а не из замороженных, не из консервантов. Я бы хотел, чтобы суп был приготовлен человеком, который умеет готовить с вдохновением. Такой суп является актуальным произведением.

«Почему рехнулся господин Р» Фассбиндера, снятый в 1970 году, актуален сегодня как содержанием, так и способом его изложения.

Является ли актуальность критерием моих замыслов? Безусловно.

Борис Барабанов, музыкальный критик

1. Я бы говорил в первую очередь не о содержании, а о языке. Актуальное произведение говорит на актуальном языке. В эту характеристику входит как актуальность на уровне языка улицы, так и более сложные параметры, которые потребитель произведения часто не может сформулировать, но безошибочно ощущает на подсознательном уровне.

2. Основная тенденция сегодняшнего дня — «уплотнение» искусства с учетом новых медиатехнологий и новых способов его потребления. «Война и мир», рассказанная в пределах трехминутного ролика в YouTube, — гиперболизированный пример, но самый доходчивый. Актуальное искусство обязано считаться с тем, что времени для того, чтобы «зацепить», у него стало гораздо меньше. Надо укладываться. Самые интересные примеры стоит искать в той части творческого пространства, которая связана с цифровым контентом. Главные креативные силы сосредоточены там.

4. К сожалению, критерием большинства моих замыслов и работ в первую очередь является воля работодателя.

Павел Бардин, режиссер

1. «Современность» — принадлежность ко времени по факту создания. «Актуальность», к сожалению, — понятие скомпрометированное. Сейчас термин «актуальное искусство» приватизировали арт-менеджеры и под этой маркой впаривают богатым лошкам за огромные деньги какие-то невнятные мертворожденные псевдоконцептуальные поделки. На самом деле актуальность — это то, что волнует людей сегодня, то, что сопрягается с сегодняшней жизнью.

2. Актуальность должна быть не только в мысли, но и в чувстве. Актуальность — это учащенный пульс. Шекспир и Чехов сегодня заставляют сердца людей биться чаще — так же, как и сто лет назад, и потому являются рекордсменами по количеству экранизаций.

3. Актуальны взаимоотношения между людьми. И не так важно, в каких декорациях разворачивается действие и какие технологии использует автор.

4. Актуальность возникает сама по себе, если работать над тем, что тебя волнует по-настоящему.

Сергей Братков, фотограф

1. Актуальное произведение искусства — это то, что цепляет меня, острое и живое, важное, назревшее, то, что приносит остроту и глубину восприятия мира и помогает мне понять самого себя.

2. В ощущениях — это искусство, создающее пространство мечты и воображения, а с другой стороны, передающее бескомпромиссную картину настоящего, «расчесывающее заскорузлое социальное тело». Смешивание национальных культур, языков, безграничное увеличение аудитории через Интернет, избавление от колониальных догм Старого Света. Примеры — актуальное искусство художников стран BRIC.

3. Искусство тоже подвержено моде. Безусловно, технический прогресс плюс природа, как мы недавно убедились на примере истории с извержением вулкана.

4. Конечно!

Наталья Ворожбит, драматург

1. Актуальное произведение — это моментальная, неотрефлексированная реакция на происходящие в мире события, отраженная в произведении искусства.

Современное произведение — отрефлексированная реакция на личные переживания, на события в мире.

Понятие «современное», на мой взгляд, шире, чем «актуальное». У современного произведения больше шансов пройти проверку временем.

Актуальное же здесь и сейчас. Должно быть свежо и остро.

Это как в школе: посмотрел на уроке фильм — тебе дали писать сочинение на тему «Мои впечатления о фильме». Или ты пришел на урок, посмотрел фильм, а сочинение надо сдать через неделю. Результат в том и другом случае зависит от ученика.

2. Для меня, к примеру, актуальными являются события на Украине, связанные с выборами нового президента. Если я напишу пьесу сейчас, ее, возможно, быстро поставят, потому что эти события интересны многим. Но через несколько лет она будет неинтересна, как позавчерашняя статья в газете. При этом не важно — хорошо это написанная пьеса или нет.

Если я напишу про то же самое, скажем, через десять лет — когда конкретные события потеряют актуальность, — пьеса будет интереснее как послание, глубже. Потому что я буду пользоваться другими инструментами, вытягивать иной смысл, убеждать других подумать над тем, что для других не актуально.

Меня волнует смерть моей подруги, но это нельзя назвать «актуальным явлением». Об этом я могу написать и сейчас, и через десять лет, это будут совершенно разные произведения, но и у той, и у другой пьесы больше шансов остаться, чем у пьесы на актуальную для всех сегодня тему.

3. Влияет огромный поток информации, в этом потоке трудно выделить главное, важное — важное для себя прежде всего.

Актуальное быстро становится неактуальным, намного быстрее, чем это было раньше.

Художникам не угнаться за актуальностью, да и не факт, что нужно.

4. Только одним из многочисленных критериев, и — не обязательным.

Борис Дубин, социолог, переводчик, литературовед

1. Видимо, примерно тем же, чем contemporary art отличается от modern art. Современное искусство — не просто модерное, оно модернистское, концентрировано на фигуре автора, уже имеет своих классиков и даже пантеон, собирается и экспонируется, в основном, в музеях, зачастую — государственных, и т.п. Актуальное искусство (соответственно, произведение) — искусство текущего дня — открыто связано с его проблемами, ориентировано не столько на автора, сколько на публику, активно экспериментирует с включением публики в искусство, с самой ситуацией восприятия и утверждения чего-то как искусства (или неискусства), столь же активно экспериментирует с техниками (технологиями) коммуникации и, вообще, отчетливо сознает, постоянно подчеркивает свою коммуникативную природу, тот факт, что оно делается в процессе коммуникации. Пространства актуального искусства — открытые, часто это площадь, улица и т.п., нередко оно импровизационное: ему важно создать ситуацию коммуникации, а не «шедевр» или «вещь». Увы, актуальное искусство — на уровне волнующих его проблем — как будто бы очень быстро стареет/устаревает (впрочем, это ведь относится и к моде, и ко многому другому в культуре), но оно само, что характерно, относится к этому без паники: время, в котором работает актуальный художник, устроено по-иному, чем в музее или учебнике.

2. В большей части я об этом уже сказал. Важнейшая характеристика актуального — его публичное признание актуальным (много публики или мало — не имеет решающего значения). Как писал Тынянов о литературном факте: «Любой современник без труда укажет вам пальцем на литературный факт».

3. Изменения общества, переструктурирование публичного пространства, изменение коммуникативных технологий, колебания коллективной «чувствительности» (манеры чувствовать и реагировать).

4. Специально я об этом не задумываюсь, но в той мере, в какой я (равно как многие другие, мне подобные) включен в текущую жизнь, «ангажирован» определенными идеями, сочетаю разные сферы общения, попадаю на пересечение разных «языков» и т.п., актуальность, конечно, входит в мою работу — и социологическую, и литераторскую — и как тема, и как самочувствие, и как форма жизни, и как вавилонское столпотворение наречий...

Свернуть

Эту реплику поддерживают: Мария Семендяева

Юрий, если встать на точку зрения, что "актуальное искусство" в первую очередь связано со временем происходящих событий, то самыми актуальными художниками окажутся создатели рекламных роликов, которые работают над темами, которым только еще предстоит стать современным всем.

То есть это такая ГиперАктуальность.

Да, Вы правы, над товарами, которые еще не факт что станут темами.

Но могут ))

Спасибо за "Разбор понятий"  - очень интересно понять какая у нас сейчас все-таки парадигма на этот счет.

Эрик Булатов, с которым я поговорила на открытии выставки, согласен с Валерием Кошляковым. Вот что сказал мне художник в ответ на вопрос о том, нужны ли скандалы актуальному искусству:

"Это, конечно, очень неприятно, это мешает. В Лувре демонстрируется русское искусство как некое цельное явление, с которым нужно считаться и которое стоит на карте современного интернационального искусства – вот что важно. И чем меньше будет к этому примешиваться всяких политических историй, которые, кстати, иногда художники создают специально, чтобы обратить на себя внимание, тем лучше для русского искусства".

Скандалы  и   шум   вокруг    творений   не    мешают  -  всегда    были....  А  вот   было  бы  искусство,    вокруг   которого    и   ради   которого  стоит  этот  трезвон   поднимать... 

Хотел бы еще сказать пару слов о подаче материала в статьях, выносимых на первую полосу.

Мне вот в этой, например статье не хватает :

1. Полного Списка художников, принимающих участие в этой выставке.

2. Демонстрации хотя бы по одной работе каждого автора.

Если бы такой контекст был создан автором статьи, было бы  понятней о чем вообще речь.

Збышек, спасибо за комментарий. Полный список художников можно посмотреть на сайте Лувра, пройдя по ссылке, которая указана в самом начале статьи. 

Марго, по ссылке я прошел сразу, и может я тупой, но полного списка  я там не нашел, как не нашел и изображений работ.

Если Вы имеете ввиду фамилии художников, разбросанные по тексту аннотации к выставке, то понятно. Но спискок обычно выглядит как список. Потому что в аннотациях обычно упоминают не всех.

Збышек, вот короткое видео, которое я сняла в одном из залов выставки в день открытия. Это самый маленький из залов. Как видите, только в одном этом зале людей немало. А другие помещения, которые занимает выставка, намного больше этого.

Из этого видео могу сказать только что мелькнувшая в конце

работа Булатова "Черный вечер Белый снег" десятилетней давности,

это конечно "дико Актуально".

Эту реплику поддерживают: Татьяна Матанцева

Спасибо, Татьяна.

Пространство действительно странноватое. Похоже на подвалы "Винзавода" ))

МОНУМЕНТАЛьНЫЕ инстaлляции тaм очень дaже смотрелись....

Нaзвaние переведено непрaвильно - «Русский контрапункт» это уже нaроднaя трaдиция.

прaвильный перевод нaзвaния выстaвки - «Контрапункт. Русское современное искусство от иконы к авангарду путём музея».

МНОГО ФОТОК ЗДЕСь http://www.chaskor.ru/article/mari-lor_bernadak_dumaete_u_nas_vse_chinovniki_ponimayut_iskusstvo_20545

Татьяна Матанцева Комментарий удален