Федеральное правительство совместно с новым мэром Москвы собрались разработать план по созданию в столице Международного финансового центра, сообщил в субботу по телевизору первый вице-премьер Игорь Шувалов. «Согласованного плана у нас нет. Такой план должен быть тщательно продуман. Нужно время для того, чтобы этот план подготовить, необходимо будет садиться заново федеральным министрам и новому мэру Москвы и верстать».

Это очень правильное решение (как говорила одна моя приятельница: «Лучше поздно, чем никому»), вопрос только в том, почему столь важное и масштабное дело, затеянное более полугода назад (мы говорили об этом здесь) и возглавляемое опытнейшим управленцем Александром Волошиным, до сих пор не спланировано? Неужели только из-за неконструктивной позиции московского мэра, смена которого сдвинула историю с мертвой точки?

Если это так, то тогда Лужкова уволили совершенно правильно. Дело в том, что не мы одни такие умные насчет регионального финансового центра — в прошлую пятницу начался прием заявок на покупку акций Варшавской фондовой биржи (WSE) в рамках ее IPO (публичной продажи на открытом рынке). Варшавская биржа не столь велика, как наша ММВБ: ее дневной оборот ровно вдвое меньше, чем на московской площадке (900 миллионов долларов против 1,8 миллиарда долларов), а стоимость ММВБ раз в пять больше капитализации WSE. Но важен не только масштаб торговли (хотя он имеет решающее значение), критически требуется доверие инвесторов, а именно это они и демонстрируют по отношению к Варшаве, встав в очередь за ее бумагами.

Не сказать, что наши площадки равнодушно смотрят на успехи конкурентов, отнюдь. Пакет РТС готов купить Европейский банк реконструкции и развития, а это чрезвычайно качественный инвестор, ММВБ и РТС гармонизируют свои технологии в расчете на перспективу слияния. Весной антимонопольный комитет Украины дал разрешение ММВБ на покупку более 50% акций крупнейшей на Украине фондовой биржи ПФТС, а РТС принадлежит 49% «Украинской биржи» и 59% Евразийской торговой системы (Казахстан). Это очень правильная и своевременная экспансия, и обострение конкуренции со стороны Польши вызывает у российского бизнеса вполне адекватную реакцию, здесь все в порядке.

Беспокойство вызывает фигура нового московского градоначальника: понимает ли он всю важность и приоритет задачи создания финансового центра, способен ли реально включиться в дело и системно вести его? Будет совершенно бездарно и непростительно и этот волшебный шанс благополучно прощелкать.