Все мы знаем этот липкий страх, этот паралич сознания, когда в самый важный момент вместо блестящей презентации получается какая-то ерунда. И у всех был в юности однокурсник, который ни хрена не делал весь семестр, отлично выучивал все в последнюю ночь и на экзамене выступал не хуже, а ЛУЧШЕ, чем вообще-то мог. Экспериментальная психология давно копается в причинах этого явления и учит нас способам контроля над ним.

Этой осенью вышла книга профессора психологии, практика, теоретика и экспериментатора Сайан Бэйлок из университета Чикаго Choke: what the secrets of the brain reveal about getting it right when you have to.

Choke значит «подавиться». Оказывается, есть множество разных способов «подавиться» при стрессе, а не один. Отсюда главная задача: понять, к какому типу относится ваш «затык».

Например: беда, если стресс заставляет нас задумываться, как исполнять всякие автоматические навыки, заставляет нас «думать, как нам дышать». Решение: гольфистам рекомендуют напевать песенку или считать тройками от ста по убывающей — это отвлекает разум, чтобы тело могло выполнить заученные движения.

Такого рода паралич случается и в работе ума. Если вы не можете ответить на вроде бы выученный вопрос на экзамене, отчертите вертикальную черту и на полях начните выписывать все, что вы знаете по смежному предмету, говорит Бэйлок: это создаст достаточную расфокусировку, чтобы мозг поймал нужную волну и выдал ответ.

Когда нужно творческое, нестандартное решение, мозг подводит нас ровно обратным способом. Он слишком любит штампы: штампы экономят нашу оперативную память, помогают меньше задумываться, особенно когда на это нет времени, когда наступает стресс и мы бежим как загнанная лошадь.

Чтобы было проще, наш мощный развитый мозг очень быстро и умело навешивает ярлыки (особенно в условиях стресса) и не дает увидеть нестандартный ход.

А еще на дело может повлиять даже сам конференц-зал, в котором нужно, например, не оплошать при отчетном докладе. Когда крыс сажают в новую клетку, они тратят десятки минут на бешеную активность, оглядывая и обнюхивая пространство. Это называется ориентировочный инстинкт; он силен и у нас, поэтому стоит просто посидеть в чужом помещении накануне, чтобы знакомство с физическим пространством не истощало наши и без того ограниченные в условиях стресса ресурсы.

Одним словом, если точно знать свои слабости, их можно обойти. Если на случай стресса нужно освободить побольше «оперативной памяти», стоит заучить наизусть все, что можно заучить, дабы не тратить внимание на простые вещи. Если нужно не дать мозгу перепроверять автоматические навыки, можно научиться его отвлекать. Если нужно переключить мозг в режим поиска креативного решения, можно научиться превращаться в пятилетнего ребенка, который видит не штампы, а конкретный набор инструментов.

Расскажите про ваши трудности в борьбе со стрессом и ваши приемы, которые вы используете. Профессор Бэйлок прокомментирует ваши рассказы и ответит на вопросы вечером 4 ноября.

[heroes]