Несколько дней назад Дмитрий Медведев провел в Кремле совещание по вопросам исполнения поручений президента России. Оно вызвало некоторый интерес в средствах массовой информации, в основном по двум причинам.

Первая: Дмитрий Медведев озвучил цифру в триллион рублей, составляющую экономический эффект только от предотвращения нарушений при государственных и муниципальных закупках. «Что это означает, если выражаться простым русским языком? — сказал президент. — Объем воровства можно снизить на триллион рублей, по самым консервативным расчетам. То есть мы уже сейчас понимаем, что в этой сфере гигантские суммы присваиваются чиновниками, а также недобросовестными коммерсантами, которые в этой сфере работают». Медведев также сказал, что знает, что откаты при продаже топлива для государственных организаций составляют 30 процентов.

Другими словами, здесь есть некоторые признаки того, что глава государства понимает колоссальный размер коррупции в стране и не стесняется говорить об этом с цифрами в руках. Сами цифры можно, конечно, оспорить, но их масштаб, да еще в устах президента, впечатляет.

Вторая причина интереса прессы к этому совещанию заключалась в том, что Медведев на нем как-то неопределенно высказался по поводу смертной казни и заключения в тюрьму. В частности, он сказал: «Но о завышении [стоимости] работ, о том, как в строительном комплексе деньги воруют, мы все неплохо знаем... Надо самым внимательным образом разбираться с теми, кто причастен, и сажать в тюрьму, разбираться и сажать в тюрьму. Другого выхода нет. У нас, в отличие от других стран, нет смертной казни за это. Иногда считают, что это помогает. Но то, что за такие правонарушения должны следовать длительные сроки заключения, ни у кого сомнений вызывать не должно, прежде всего, у Генеральной прокуратуры и у Следственного комитета».

Это, видимо, можно воспринимать как некое знаковое высказывание, особенно на фоне шагов президента по либерализации Уголовного кодекса в отношении экономических преступлений.

Оба момента действительно заслужили внимание прессы. Однако меня в этом совещании заинтересовало и другое.

Например, позиция президента по вопросу о частных компаниях, которые не справляются со своими задачами, например, с обеспечением газом или водой населенных пунктов. Реакция президента: «Если они способны эту задачу решать, пусть решают. Не способны — пусть тогда продают и отваливают».

Я хорошо понимаю мотивацию Медведева, но не уверен, что его рекомендация заставлять собственника продавать бизнес не может быть использована кем-то на местах для банального рейдерства, отбирания бизнеса и т. д. Ведь можно же даже специально создать условия, при которых собственник не сможет выполнить свои обязательства, обвинить его и — руководствуясь указанием президента — бизнес у него отобрать.

Еще больше меня заинтересовал другой момент этого совещания, особенно если иметь в виду его цель — исполнение поручений президента страны. Начальник контрольного управления президента К. Чуйченко отчитался: «…Улучшается показатель работы по исполнению ваших поручений... Количество нарушений сроков представления министерствами и ведомствами в правительство материалов с проектами докладов президенту сократилось почти в пять раз — с 8,8 процента в июне до 1,9 процента в сентябре. За три квартала 2010 года было поставлено на контроль 1515 новых поручений, что на 29 процентов больше, чем в 2009 году. При этом сокращается разрыв между количеством вновь изданных и количеством выполненных поручений. В январе — сентябре 2009 года было выполнено 68 процентов по отношению к количеству вновь изданных поручений, в 2010 году этот показатель составляет уже 83 процента».

Согласитесь, это само по себе интересно: многие поручения президента просто не выполняются. Почему бы это?

Процитирую далее Чуйченко: «Поручение президента является одной из важнейших форм отправления им своих полномочий в качестве главы государства... Между тем в данный момент в законодательстве отсутствует понятие поручения как правового института. Лишь в инструкции по делопроизводству в администрации президента Российской Федерации, являющейся, по своей сути, локальным актом, содержатся отдельные моменты, которые можно отнести к понятию “поручение президента”... В этой связи, мы полагаем, необходимо подготовить новый указ президента, который бы определил понятие поручения... и другие моменты, которые обеспечивали бы безусловное и неукоснительное исполнение ваших поручений, в том числе меры ответственности за их ненадлежащее исполнение. В случае вашего согласия мы подготовим проект данного указа и представим его вам до конца этого года».

Я не знаю, знал ли до этого момента президент Медведев, третий президент России (!), что президентские поручения не являются правовым документом, но для меня это было полным откровением, признаюсь честно. Поэтому есть некоторая ирония в том, что по итогам совещания в Кремле было дано несколько поручений, некоторые из которых имеют срок исполнения — конец года. А вы говорите, вертикаль власти...