Когда-то давно, в 1953 году, бывший глава GM — в то время самой большой в мире индустриальной корпорации, — выступая в сенате США, заявил: «То, что хорошо для General Motors, хорошо и для всей страны».

Фраза стала крылатой и часто употреблялась — главным образом теми, кого не устраивала внутренняя или внешняя политика США. Дескать, все действия Вашингтона направлены на то, чтобы укрепить позиции крупного капитала. GM и правда долгое время была барометром экономического положения США, и если это так, то недавнее возрождение компании должно быть очень хорошо и для страны в целом.

Сегодня GM вновь прибыльна. Это само по себе замечательно и довольно неожиданно, потому что с 2005 по 2008 год компания умудрилась набрать 60 миллиардов долларов убытков. Причем это были относительно жирные для американского автомобильного рынка годы, тогда как сейчас продажи все еще находятся на кризисном уровне.

И вот еще что замечательно. Львиную долю прибыли, которая в третьем квартале этого года составила 2,3 миллиарда долларов, GM умудрилась заработать на американском рынке. За пределами США ситуация намного менее радужная. Отделение, занимающееся продажами в Азии и Латинской Америке, показало 646 миллионов долларов прибыли, но зато в Европе GM понесла убытки на примерно такую же сумму.

Именно тот факт, что компания вновь стала прибыльна, позволил ей так успешно распродать свои акции 18 ноября. Ее IPO стало самым большим в истории американских финансовых рынков. GM продала акций на сумму почти в 20 миллиардов долларов. Администрация Обамы, которая спасла GM от краха в 2009 году, вложив в нее 50 миллиардов, похоже, не останется в убытке. При этом спасение GM и Chrysler позволило, по оценкам экономистов, сохранить около миллиона рабочих мест.

Все это так, но о новом расцвете индустриального капитализма в США говорить пока еще очень рано. Прежде всего это касается той же GM. Конечно, продажи увеличились, но прибыль — в основном результат резкого снижения расходов на производство. 18 месяцев назад компания объявила банкротство и под защитой законодательства провела радикальную реорганизацию. Ей удалось закрыть целый ряд заводов и уволить десятки тысяч «синих воротничков» и менеджеров, избавиться от дилеров, расторгнуть невыгодные контракты и, самое главное, отказаться платить пенсии и оплачивать медицинские расходы своим пенсионерам. В результате затраты на производство среднего автомобиля упали на 5 тысяч долларов.

Снижение затрат — дело замечательное, но любой бизнесмен знает: для того чтобы делать деньги, необходимо тратить деньги. В США GM урезает свои операции, а инвестирует и тратит компания в Китае и в других развивающихся странах.

В результате GM в этом году продаст в Китае примерно 2 миллиона автомобилей — столько же, сколько в США, а то и больше. Китайский рынок в прошлом году впервые переплюнул американский и стал мировым лидером продаж. В этом году он укрепил свои позиции: продажи увеличатся с 13 до 17 миллионов. В 2011 году продажи в Китае, скорее всего, пробьют отметку 20 миллионов. Последние несколько лет, когда GM терпела огромные убытки в США, рост продаж и прибыли в Китае просто напросто спас компанию от краха.

Аналитики прогнозируют, что в ближайшие пять лет продажи автомобилей в странах БРИК увеличатся на 14 миллионов. GM, несмотря на ошибки последних лет на американском рынке, удержала сильные позиции в развивающихся странах. Компания контролирует около 13 процентов рынков БРИК — больше, чем такие ее конкуренты, как «Фольксваген» и «Тойота».

Но размер рынка — не самое главное. Все интересные проекты GM — в Китае. Там компания собирается выпускать небольшие дешевые автомобили и напрямую конкурировать с местными производителями. Машины, произведенные на китайских заводах GM, скоро появятся на дорогах других стран, включая США. В Китае партнером GM выступает китайская госкомпания SAIC, самый крупный в стране производитель автомобилей. Их совместное предприятие начинает экспортировать китайские автомобили в Индию, следующее эльдорадо автопроизводителей.

Теперь, когда Государственное казначейство США избавляется от своей доли в GM, SAIC инвестировала 500 миллионов долларов и стала владельцем 1 процента акций своего американского партнера. Маленький шаг для китайской компании, огромный шаг для китайского автопрома. И уже далеко не первый. Автомобильную составляющую фирмы «Вольво» в этом году купил другой китайский производитель, Geely. Скорее всего, одним процентом амбиции китайских товарищей в отношении GM не ограничатся.