Сергей Бодров: 
Возвращаться сюда мне становится все сложнее

Сергей Бодров присоединился к проекту «Сноб»

Фото: Serge Hötschi
Фото: Serge Hötschi
+T -
Поделиться:

Режиссер уже ответил на часть вопросов от редакции участников проекта.

Комментировать Всего 74 комментария

Марго Сьюрсен Комментарий удален

«Никто не может быть уверен в том, что он не сноб. Такая высокомерная уверенность сама по себе – уже снобизм». Как вам это утверждение Теккерея?

По-моему, это очень правильная цитата. Когда ты уверен в своей правоте, когда ты занимаешь какую-то позицию — ты, конечно, сноб. И этим ты отличаешься от других людей. Современный сноб — это человек, который любит свою независимость, ценит ее, которому наплевать на мнение толпы. Он ест что хочет, одевается как хочет, дружит с кем хочет. Любопытный человек.

Вы давно мечтаете снять фильм о Мандельштаме – почему?

Елена Егерева Комментарий удален

Это практически библейская, вечная история — об одном человеке, который всех спас. Спас честь русской литературы. Был пугливый, боязливый в частной жизни. Но как только брал в руки перо — становился самым бесстрашным человеком. Когда на Страшном суде нас будут спрашивать: что же вы, суки, все молчали, — мы скажем: а у нас был Осип Эмильевич.

Русские эмигранты делятся на тех, кто полностью погружен в свою новую жизнь в Штатах или Европе, и тех, кто все время возвращается в Россию. А вам зачем Москва? Вы чувствуете ответственность перед кем-то или чем-то?

Я никому ничего не должен. Только самому себе и своим близким. Но это важно — возвращаться. Нельзя вот так взять и оборвать все… Я все-таки родился здесь. Может, это еще и как-то подспудно связано с сыном, не знаю. Хотя, если честно, сейчас пессимизма у меня становится все больше. И возвращаться сюда мне становится все сложнее.

Эту реплику поддерживают: Игорь Уткин, Юлия Стрельникова

Мне кажется, атмосфера ухудшается. Тут все одно к одному: трафик, августовская жара, смог и какое-то общее подавленное настроение, ожидание какого-то кризиса, взрыва. Есть люди, которые думают: надо, чтобы всем было очень плохо, практически апокалипсис должен наступить — и тогда станет лучше. Но, как сказал один из моих любимых авторов Дима Быков, апокалипсис тоже надо заслужить.

Как вам кажется, с чем связаны эти тяжелые настроения?

С потерей надежды, наверное. Еще недавно была надежда, что что-то изменится. А сейчас ее нет. Есть ощущение, что проблемы не решатся никогда.

Эту реплику поддерживают: Дарья Разумихина

Сергей Бодров Комментарий удален

Вы живете в Лос-Анджелесе, Аризоне, России и на острове в Таиланде. Чем отличается русский человек, который живет одной ногой там, другой здесь, от тех же, скажем, немцев, англичан, тоже живущих на несколько стран?

В России бытует такое мнение: можно не общаться с государством, а жить своей частной жизнью. Многие успешные люди считают, что это возможно. Но это иллюзия. Я понимаю, что у них есть друзья, семья, дети, какие-то свои дома в русской деревне. И все равно ты сталкиваешься с властью на каждом шагу. И избавиться от этой зависимости невозможно. Мне рассказывали про одного человека — известного, богатого, с большими возможностями. Но когда ему звонят откуда-то сверху, он встает. А он один у себя в кабинете. И стоит. Трудно себе представить, что такое происходит в другой какой-то стране. Но при этом недавно появилась некая новая прослойка в России, которая живет на несколько стран. И это не какие-то суперуспешные люди, а самые обычные ребята, которые уезжают в ту же Индию, на Бали. У меня есть приятели, молодые монтажеры, они, скажем, считают, что жить надо в Гоа. То есть появилась какая-то легкость и свобода в некоторых людях. Вот бывает так: ты идешь по берегу моря в Таиланде, навстречу тебе — отец с сыном, говорящие по-русски. Ты с ними просто здороваешься, и начинается долгий-долгий разговор. А потом ты едешь с ними в Индию, потом еще куда-то, и вы становитесь друзьями. Это очень приятно. Я, конечно, очень благодарен Михаилу Сергеевичу (Горбачеву. — Прим. ред.) за то, что он нам подарил свободу передвижения. Этим надо пользоваться.

Эту реплику поддерживают: Юлия Стрельникова, Ксения Чудинова

Есть мнение, что жизнь в отрыве от государства заканчивается в тот момент, когда человек уже достиг некоего успеха, и перед ним встает выбор: стать конформистом или отказаться от карьерного (или какого угодно другого) роста. Вы согласны или считаете, что власть присутствует в жизни каждого, вне зависимости от статуса? И вообще, контакты с государством - это всегда зависимость? 

Я думаю, это действительно так. В принципе, это всегда зависимость. Сартр сказал, что художник должен быть вне баррикад, он должен стать свободным стрелком, чтобы вилять то в ту, то в другую сторону. Не занимать каких-то определенных должностей, позиций. У него должна быть своя позиция, и конечно, идеально, чтобы любой человек был независим. Я думаю, что у нас в России зависимость от государства довольно большая.

Эту реплику поддерживают: Дарья Разумихина

Почему два самых известных в Голливуде русских режиссера, вы и Тимур Бекмамбетов, так прочно связаны с Казахстаном? Вы снимаете в Казахстане, ездите туда все время.

У меня это судьба, любовь к степям азиатским, не знаю… Еда, женщины. У меня жена азиатка (актриса, сценарист и режиссер Гука Омарова. — Прим. ред.). Я вообще себя считаю, конечно, азиатом.

И фильмы вы снимаете про Азию – «Монгол» и новый, «Дочь якудзы»…

Фильм «Дочь якудзы» выпустил настоящего джинна из бутылки. Я давно хотел снять комедию. Мне вообще кажется, что сейчас надо смеяться, что хватит стонать и жаловаться. Мы смеялись над Брежневым, над властью, смеялись, смеялись — и все это рухнуло. Может, и сейчас так надо? Сергей Сельянов мне предложил идею: японская девочка потерялась в России. Один из героев — его играет Виктор Сухоруков — бывший школьный учитель, который решил открыть в России школу харакири. Он считает, что все зажравшиеся чиновники и милиционеры должны совершить харакири. Это для меня была интересная идея, правильная. Я собрал молодежь и говорю: «А давайте зададим в Сети вопрос: кто, на ваш взгляд, должен сделать харакири?» Мы задали — и началось такое! Это было в августе во время пожаров — с огромным отрывом стал лидировать Лужков. Если бы это сейчас произошло, мне было бы неудобно. Это же наша национальная забава: топтать побежденного.

Сергей, мне кажется, наша национальная "забава" — жалеть побежденного. Во всяком случае, глядя на настроения в блогосфере после отставки Лужкова, возникло именно такое ощущение. 

Вы, конечно, тоже правы. Но так как Россия — парадоксальная страна, то там то жалеют, то топчут. Это зависит от ситуации, через раз. Я не буду с вами спорить, в данном случае, с Лужковым — да, было именно так.

Эту реплику поддерживают: Ксения Чудинова

Американские и европейские издатели часто говорят русским авторам: слушайте, ну хватит уже писать про сук-матерей, алкашей-наркоманов и ужасы провинции. Дайте нам новую «Анну Каренину», пишите про графинь. Вас продюсеры просят о чем-то похожем?

В большом современном кино, если говорить про Голливуд, драма — это уже никому не нужный жанр. Главный жанр сегодня — фэнтези и зрелища. Вот чего хотят, чем можно удивить.

Кино «Седьмой сын», которое вы сейчас снимаете в Голливуде, – это фэнтези?

Кончается «Гарри Поттер», надо делать что-то еще. Warner Bros. предложила мне снять фильм по одной английской книжке, написал ее школьный учитель, ушедший в сорок лет на пенсию (The Spook’s Apprentice Джозефа Делани. — Прим. ред.). Это не Гарри Поттер. Мне кажется, это лучше, проще, увлекательнее. Я, правда, не люблю слово «фэнтези». Для меня это миф. Ведьмы захватывают мир, и есть только один человек, который может их остановить. Но и у него уже сил недостаточно, поэтому нужен ученик, наследник. Возникает сразу очень много вопросов, и этого уже нет в книжке: а кто вообще такие ведьмы? Я предлагаю такую историю: мы все знаем, что во времена инквизиции было сожжено огромное количество невинных людей. И вот эти невинные люди возвращаются ведьмами. Вы хотели, чтобы они стали виноватыми? Они ими стали. В книжке этого нет, но я расширил сюжет, мне это интересно.

Эту реплику поддерживают: Марианна Яровская

Почему русские режиссеры, живущие в России, – такие как, например, Валерия Гай Германика – снимают кино про окружающую нас реальность, пытаются ответить на вопрос «какие мы?», а русские режиссеры, живущие в Штатах, вы и Бекмамбетов, снимают сказки?

Для меня это не сказки. Это миф, он вневременной. Универсальный. С возрастом становится интереснее рассказывать действительно о чем-то важном. Это гораздо увлекательнее, чем сиюминутные истории.

Сергей Бодров Комментарий удален

Во всех столицах последние год-два на каждом шагу киноафиши с вампирами. Почему в кино так сейчас популярен образ вампира?

Мир очень сильно изменился. Люди становятся более нетерпимыми, и эта нетерпимость, конечно, приводит к желанию уничтожить все кругом. Так называемые террористы готовы взорвать себя и других. И террористы – лишь одно из проявлений этой тенденции. Отсюда, мне кажется, и происходит интерес к чему-то опасному, к самому жуткому, невероятному.

Почему русским часто интереснее работать, если эта работа связана с тем, что называется миссией?

И это очень правильно, мне кажется. Это как раз часть нашей традиции. Слава богу, этим мы и отличаемся. Вот Андрей Битов. У него миссия: он пишет. И главное: он независим. Таких людей почти нет в России. Здесь ты всегда противостоишь чему-то.

Это все-таки типично русская потребность – иметь миссию – или нет? Какая, скажем, миссия у писателя Тома Вулфа?

Если ты живешь в России, твоя миссия поневоле связана с политикой. У Вулфа миссия другая — хорошо писать. У меня на холодильнике висит высказывание Элеоноры Рузвельт: каждый день надо делать дело, которое тебя пугает. Надо ставить планку, которую, я знаю, не перепрыгну.

Эту реплику поддерживают: Игорь Подлевских, Николай Сальников

Радостно видеть вас в проекте "Сноб"! Интересно спросить — какие из фильмов 2010 года вам понравились? А также, куда, по вашему мнению, движется современное коммерческое кино?

Я в последнее время видел не много русских картин, но то, что сразу приходит в голову — мне понравилась русская картина «Овсянки» и «Счастье мое». Они разные, но обе очень сильные картины. Из иностранных — одна американская Winter’s bone, она вообще очень похожа на русское кино, такая мрачная картина, очень сильная. Замечательная актриса играет, Дженнифер Лоуренс, она сейчас становится звездой. Сильно сделанная картина, женщина-режиссер. Вторая картина австралийская Animal kingdom. Мощное кино, опять-таки молодой режиссер. Еще картина Nowhere boy про молодые годы Джона Леннона.

Куда идет коммерческое кино, по-моему, очень ясно — это зрелище, это фэнтези, вампиры, хоррор. К сожалению, в большом коммерческом кино слово «драма» — очень непопулярное слово. И тем не менее кинематограф коммерческий — он большой, он разный, и, например, картина Inception — любопытное кино, и она имела успех во всем мире. Несмотря на то что это коммерческое кино, оно все-таки заставляет зрителя думать, нужно даже посмотреть эту картину не один раз, чтобы все понять.

То есть мир захватывают существа, воплотившие в себе гнев женщины - эдакие "кали"? И им противостоят "отец" и "сын"? 

Я люблю мифы, это очень плодотворный, вечный жанр. Когда не имеешь дело с мифами, то имеешь дело с так называемыми вечными историями. А есть истории универсальные — мифы. Одни и те же истории есть в Африке, Америке, Австралии. Есть какие-то мифологические стереотипы, и с ними очень интересно разбираться. История в той картине, которую я собираюсь сделать, для меня важна тем, что, как мы знаем, в средние века было осуждено и сожжено на кострах очень много невинных людей, которых обвиняли в том, что они ведьмы, еретики и так далее. Зло всегда возвращается. Все, что ты сделал плохого в жизни, оно возвращается. То есть люди считали их ведьмами, наказали — и теперь они действительно возвращают в этот мир зло. Мне эта история интересна, и тут есть о чем подумать.

Эту реплику поддерживают: Юлия Побитова

Пишут, что мера зла и добра неизменна. Но, мысля несколько мистически, можно предположить, что распределяется оно не только в видимо и осязаемом нами мире.

В России сегодня напрочь отсутствует такое понятие как "детское кино". Сергей, как вы считаете, с чем это связано и почему в России не делают ставку на детей как на зрителей?

Это очень хороший для меня вопрос. У меня у самого есть внуки. Детское кино, которое было, практически исчезло, что очень жалко. Дети-актеры бывают просто замечательными, с детьми очень интересно работать. Но, как мы знаем, детское кино сейчас заменили мультфильмы, и есть действительно замечательное анимационное кино, как и у нас в России, так и за рубежом. Видимо, у меня нет ответа на этот вопрос. Почему нет того кино, которое было? Оно было разное: и удачные фильмы, и плохие. Тем не менее появляются фильмы с детьми, может быть, они не всегда детские. Я тоже, например, снимаю с детьми, потому что они бывают очень интересными и, если повезет, они привносят очень много настоящего в кино.

Тата Зарубина Комментарий удален

Сергей Бодров Комментарий удален

Может быть, сейчас еще стало невозможно переступить порог голливудских технологий и делать наши простые, русские детские фильмы? Неинтересно детям уже такое смотреть.

Естественно, сейчас к детскому зрителю пришло то кино, которого раньше не было. Пришло зрелище, и в анимационном кино тоже. Как взрослый, так и детский зритель увлечен этим зрелищем. А реалистического кино для детей уже почти нигде в мире нет.

Сергей, здравствуйте! Какая ситуация с кино на российском Дальнем Востоке? Есть ли там авторское кино? Кто и что там снимает?

Есть кино и на Дальнем Востоке — я сейчас не помню имен, но можно посмотреть программу последнего Каннского фестиваля, там были хорошие фильмы Владивостокской киностудии. Я недавно был во Владивостоке на фестивале, там сейчас снимают очень интересное документальное кино. Идет большая программа, посвященная тиграм. Есть кино, и оно интересное, и это очень хорошо, что кино развивается так далеко от Москвы. Сейчас ведь можно очень дешево снимать, просто дело в азарте, в желании. Кстати, там Коля Хомерики снимал, ему там очень понравилось. Вообще, Дальний Восток очень интересный.

На кого они ориентируются? В нашу сторону или больше в сторону азиатского кино?

Они ориентируются сами на себя, как и должен любой художник. Делают то, что им интересно, снимают про ту жизнь, которую знают. Но, например, во Владивостоке есть фестиваль тихоокеанских стран, и у них тесное общение идет с японскими кинематографистами, китайскими, корейскими, филиппинскими.

Тата Зарубина Комментарий удален

Как замечательно видеть и читать Вас на нашем сайте! Спасибо что Вы с нами. Давно хотела спросить - что для Вас Монголия? Тайна, степь, воля?

Монголия сейчас, конечно, не та, которая была во времена Чингисхана. Но она для меня, действительно, степь и воля. Там сохранилась удивительная природа. У меня там много друзей, многие снимались в моей картине «Монгол», и мы подружились. Например, художник, мой товарищ, друг Даши Намдаков, он бурят, но он себя считает монголом, потому что буряты — это часть монгольских племен. Практически все главные герои монголы. Так что для меня Монголия очень ценная территория и близкая моей жизни.

Эту реплику поддерживают: Артур Асмарян

Даши - замечательный художник! приятно, что я был одним из первых, кто оценил его талант на самой первой выставке в ЦДХ - на моем "Коконе" даже номера не было!

Как в Америке обстоят дела с документальным кино? Существует мнение, что в России оно изживает себя.

В Америке есть очень сильные режиссеры-документалисты. Российский зритель знает Майкла Мура, но кроме него есть много других. Я недавно смотрел мощную картину, которая вышла несколько лет назад — «Кокаиновые ковбои», о сбыте наркотиков через Колумбию. Очень сильное кино. Есть разное — и сугубо человеческое, и они не боятся заниматься политическими проблемами. Должен сказать, что в России не так хорошо с документальным кино, но есть тоже мощные картины. Это «Дикий пляж» («Жар нежных») Саши Расторгуева, режиссера из Ростова. Замечательное кино. Оно, к сожалению, не показывается у нас, но вообще его должны в школе показывать детям, в институтах, в музеях. Оно трагичное, оно смешное, оно очень эмоциональное, оно просто за душу тебя хватает. Это Россия. И еще одна картина — «Мать» Паши Костомарова. Он снимал вместе со своими товарищем и партнером швейцарцем. Манский еще делает интересное кино, но хотелось бы больше.

Эту реплику поддерживают: Мария Генкина

Здравствуйте, Сергей! Добро пожаловать!

Спасибо! Вот я и пожаловал!

Дочь якудзы

С большим удовольствием и интересом посмотрел фильм "Дочь якудзы" - теплый, хороший, полный парадоксов. Спасибо Вам за этот фильм.

На уровне фабулы и событий я нашел его очень занятным, но при этом ни разу не поймал себя на том, что в открытый голос смеюсь.

Как Вам кажется, что сейчас происходит со смехом, и вообще с юмором в кино? Какие задачи Вы себе, как режиссер ставите, снимая именно комедию?

Я считаю, что комедия очень благодарный жанр, потому что рассмешить зрителя — это дорогого стоит, и это приносит большое удовольствие. Мы снимали эту картину с Гукой Омаровой. Она была сложная по производству. Актеры — и японские, и русские звезды, девочка наша замечательная, японка. В принципе, мы довольны картиной, хотя жалко, что в прокате она прошла не очень удачно. Но она выйдет на телевидении, и мне кажется, у нее будет все-таки жизнь, а смеяться, безусловно, нужно, особенно сейчас. Нам надо с иронией относиться к самим себе, потому что мы иногда очень серьезно относимся к самим себе, к нашей власти, стране. Надо относиться с юмором, и тогда какие-то вещи становятся яснее. Комедия очень нужна сегодняшнему зрителю.

Эту реплику поддерживают: Алиса Релина

Здравствуйте!

Дэвид Лоуренс сказал, что мужчине, в отличии от женщины,  в поседневной жизни необходимо ощущуть себя творцом или властелином, только тогда он сможет получать от жизни полное удовольствие. Вы согласны с этим?

Не согласен. Творцом, властелином... Это вообще не из моего словаря слова. Лично к себе и к своему творчеству я отношусь очень скептически. Мне не нужно каждый день себя ощущать творцом и властелином. Просто надо хорошо делать свое дело. Иногда оно получается лучше, иногда хуже. Важна попытка, достичь высот очень сложно, но пытаться надо. Фолкнер — гениальный писатель, которого я очень люблю, думаю, что он тоже не ощущал себя каждый день творцом и властелином, он когда-то сказал: «Все мои книги неудачны, но из них есть несколько блистательных неудач».

Эту реплику поддерживают: Павел Костин

Сергей, рада приветствовать в снобществе! Чем вы сейчас занимаетесь? Над чем трудитесь?

Занимаюсь разными вещами, буквально сейчас отвечаю на вопросы замечательного сообщества «Сноб». А вообще, готовлюсь к новым проектам, есть несколько идей и сценариев. Ближайший проект называется «Седьмой сын», это компания Warner Brothers. Буквально через неделю мы определимся со сроками и начнется большая подготовительная работа.

То есть в России в ближайшее время снимать не будете?

Да, но в России по-прежнему есть проекты, которые я стараюсь одновременно двигать вперед и работаю над сценариями. Но ближайший проект — в Америке.

Обязательно! Это стоит в списке первых проектов. Есть несколько проектов, которые точно будут делаться, в том числе «Монгол».

Сергей, я вас просто обожаю. И не буду задавать никаких вопросов, чтобы не мучать ))

Ингеборга, спасибо большое! Наше чувство взаимно, но задавать вопросы ты можешь, и вообще, давай скорее поговорим по телефону.

Мне очень радостно и лестно, что я оказываюсь в одной компании замечательным режиссером и  человеком с определенной четкой и ясной позицией, ну а кроме того, просто с образованным  и обаятельным человеком. Это очень приятно!

Я тоже считаю, что здесь замечательная компания. Я посмотрел, кто состоит в сообществе, и очень рад здесь быть, потому что тут есть друзья. Слава Полунин, например, замечательный человек. Володя Паперный, с которым мы дружим, но редко встречаемся. Но сейчас появляется больше возможностей общаться.

Сергей, спасибо за замечательные фильмы! Вы верите в Бога?

Конечно, это непростой вопрос. В одного Бога — нет. Есть разные религии, которые мне близки. Буддизм, например. Кстати, был разговор про монголов. Монголы — буддисты, и для них это очень важно. Я провожу много времени в Таиланде — там тоже народ с определенными религиозными верованиями, которые мне очень близки. Но в то же время я думаю, что я язычник. То, что делают шаманы, мне чрезвычайно важно. Есть народы, которые совмещают. Те же монголы. Перед тем, как принять важное решение, они идут и к шаману, и к ламе.

Сергей, привет! На фото ты мрачен и многозначителен, а я помню, твое определение кино: "К-кккровавое дело!". И то шикарное название: "Все нуждаются в любви. Даже коровы". Вопросов у меня, как и у Ингеборги - нет. Есть радость, что ты жив и я могу сказать тебе: Привет!!

Фотография, я согласен, неудачная. Но я был, наверное, просто измучен, и так получился. Я думаю, что я такой же человек, который любит шутить и смеяться. Я рад, что ты нашелся, давай общаться!

Валерий Зеленский Комментарий удален

Почему русские так редко искренне улыбаются? Не ухмыляются, не заливаются хохотом, не кривят губы в натянутой усмешке, а именно улыбаются...

Сергей, во-первых, фильм "Монгол" - очень талантливый, спасибо Вам, более поздние пока не видела. И "Баксы" - потрясающий главный персонаж, документальный. Мы когда-то встречались в кафе "Rose". До сих пор помню каждое слово разговора. У Вас есть какой-то филиал компании в Лос-Анжелосе?

Мария Генкина Комментарий удален