Иосиф Раскин /

Что я вспомню о нулевых как доктор

Вехи прошедшего десятилетия — реминисценция практикующего врача, без претензий на исчерпывающую полноту и абсолютную истину

Иллюстрация: Getty Images/Fotobank
Иллюстрация: Getty Images/Fotobank
+T -
Поделиться:

2001 год. Биотерроризм — сибирская язва по почте

Один из моих любимых фильмов «Плоть и кровь» Пауля Верховена. Там действительно все в порядке и с плотью, и с кровью, с двуручными мечами и арбалетами, со смертью и любовью. Среди прочего, персонажи, осаждающие замок, где укрылись похитители принцессы, забрасывают туда с помощью катапульты труп собаки, погибшей от бубонной чумы, чем сильно прореживают ряды защитников стен. В Средние века действительно использовалось подобное биологическое оружие; правда, в случае успеха эпидемия поражала обе армии. Некоторые даже утверждают, что биотерроризм описан в Ветхом Завете, в той части, которая повествует о казнях египетских (язвы). Но в новейшее время первый успешный акт биотерроризма, направленный против людей, действительно произошел, только в XXI веке.

18 сентября 2001 года, ровно через неделю после атаки на нью-йоркские башни-близнецы и Пентагон, в центре обработки почты в городе Трентон, штат Нью-Джерси (мимо этого здания мы проезжаем каждый раз по дороге на фермерский рынок), были проштемпелеваны и отправлены по назначению — в конгресс, сенат и редакции газет — четыре конверта, содержащие споры сибирской язвы (она же антракс). Всего было отправлено семь писем, несколько десятков человек вдохнули эти споры, пятеро погибли.

    Паника была нешуточная. Подозревали, что письма были опущены в почтовый ящик в центре Принстона, и по Принстонскому университету ходили агенты ФБР и уговаривали ученых биологических специальностей (включая мою будущую жену Олю) сдаться властям, а то хуже будет. Почтальоны развозили почту в респираторах и резиновых перчатках, а Оля доставала письма и газеты из ящика тоже в перчатках (зная ее, я подозреваю, что эти перчатки до сих пор валяются где-то дома).

    Паника распространилась по всему миру. В Израиле готовились раздавать населению антибиотик ципрофлоксацин, и во всех госпиталях были развернуты приемники военного времени с десятками душей на открытом воздухе, где как-то мы успешно помыли поголовно смену работников центрального почтамта, в котором был обнаружен конверт с белым порошком. Правда, вскрытие показало, что это был зубной порошок, посланный каким-то мудаком-журналистом любимому главному редактору.

    В конце концов ФБР методами генетического анализа определило специфический штамм антракса — Ames strain RMR-1029, были прочесаны 16 лабораторий в Америке и несколько за ее пределами, работавших с этим штаммом, и следы привели к слегка нездоровому душевно доктору Брюсу Ивинсу из института инфекционных болезней американской армии, который занимается разработкой методов защиты от биологического оружия. Ивинс в конце концов покончил с собой, не дожидаясь ареста, что сэкономило много денег американскому налогоплательщику на судебном разбирательстве и содержании его в тюрьме пожизненно.

    2004 год. Гибель VIOXX 

    Современная медицина знавала истории разные, но не было истории более постыдной, чем то, что произошло вокруг препарата VIOXX.

    Этот препарат был рожден фармацевтической фирмой Merсk в качестве безопасной, щадящей желудок альтернативы старым противовоспалительным препаратам — ибупрофену, напроксену, индометацину и прочим. VIOXX довольно быстро завоевал популярность среди докторов и пациентов при лечении артрита и разнообразных болевых синдромов. 

    В начале двухтысячных годов начали накапливаться данные, указывающие на повышенный риск инфаркта миокарда и инсульта у некоторых категорий больных, принимающих VIOXX, по сравнению с напроксеном. В Merсk грудью встали за свой препарат, объясняя разницу в результатах мифическим кардиопротективным эффектом старого доброго напроксена. И продолжили агрессивный маркетинг. 

    Медицинское сообщество молчало, а Управление по контролю качества продуктов и лекарств (FDA) ввело предупреждение о побочных действиях VIOXX в лекарственную информацию. В 2001 году Merck запустила исследование, где большие дозы VIOXX применялись длительные сроки для профилактики развития полипов толстой кишки (и опосредованно рака кишечника). К 2004 году стало понятно, что VIOXX действительно вызывает увеличение числа кардиотромботических, иногда летальных осложнений у больных с предсуществующими факторами риска, и исследование было остановлено.

    И тут боги, которые по каким-то своим причинам наверно давно точили зубы на руководство Merck, лишили его не только разума, но и даже минимального мужества.VIOXX был изъят с рынка самой компанией. И тут ящик Пандоры оказался открыт, и оттуда вылилось такое количество грязи – на Merck и на всю медицину в целом, что мы наверно до сих пор не вполне отмылись … Газеты заявили, что препарат должен был быть снят с прилавков уже за несколько лет до того как, обличали грязные методы маркетинга (совершенно справедливо) и громили FDA за бездействие (несправедливо).

    Владельцы Merck быстренько переложили вину на тот же отдел маркетинга, который, оказывается, задавил и ученых, и высшее руководство. VIOXX был изъят с рынка самой компанией. И тут ящик Пандоры оказался открыт, и оттуда вылилось такое количество грязи — на Merck и на всю медицину в целом, — что мы, наверно, до сих пор не вполне отмылись… Газеты заявили, что препарат должен был быть снят с прилавков уже за несколько лет до того, обличали грязные методы маркетинга (совершенно справедливо) и громили FDA за бездействие (несправедливо).

    На американских дорогах появились огромные рекламные щиты с надписями: «Принимали VIOXX? Звоните адвокатской фирме Рабинович & Co, и мы раздоим для вас этих преступников». Русские пенсионеры на Брайтон-Бич, придя на прием к доктору, первым делом спрашивали: «Я вот год назад принял десяток таблеток VIOXX. Может, мне стоит их судить?» 

    Во всех медицинских журналах на вид приличные люди, молчавшие в тряпочку все эти годы, вставали в полный рост и кричали: «Я же говорил! Я же предупреждал!»

    Единственным человеком, сохранившим достоинство, оказался председатель комитета FDA, который не побоялся среди общего воя опубликовать письмо к редактору одного из самых серьезных медицинских журналов, где написал приблизительно следующее: «Уважаемые коллеги, идите вы все на хуй. VIOXX такой же препарат, что и другие, и также имеет противопоказания и побочные действия. Я одобрил его использование в свое время, и я готов подписать такое одобрение еще раз прямо сейчас». 

    Прошел еще какой-то год, страсти чуть улеглись, и стало понятно, что все-все противовоспалительные препараты несут в себе определенный кардиоваскулярный риск, и «Вайоксс» не является каким-то особым исключением в ту или иную сторону. Эксперты в США и Канаде рекомендовали его к возвращению на рынок, при соблюдении строгих противопоказаний. Но поезд уже ушел. 

    2005 год. Нобелевка за Helicobacter pylori Барри Маршаллу и Робину Уоррену 

    За последние двадцать, а то и больше лет не было открытия более парадоксального, более идущего вразрез с установившимися и освященными временем представлениями. 

    В году восемьдесят каком-то встреченный на заснеженной улице Набережных Челнов бывший пациент сказал мне: «Доктор! Ну что делать с этой проклятой язвой? Чего я только не пробовал… Одеколон пил — не помогает!» В начале тех же восьмидесятых два провинциальных австралийских доктора, Маршалл и Уоррен, открыли бактерию геликобактер, живущую в слизистой оболочке желудка, и предположили, что эта бактерия вызывает гастрит и язву. Над ними вежливо смеялся весь медицинский мир. Язвенная болезнь всегда считалась классической психосоматической болезнью. Язвенный темперамент, несомненная связь с нервическими расстройствами и к тому же с повышенной кислотностью и с острой пищей. Но чтобы какие-то вшивые бактерии… 

    В 1984 году Маршалл, отчаявшись заразить свинок геликобактером, сам выпил полную чашку Петри с культурой этой бактерии и заработал гастрит, подтвержденный на гастроскопии. Тут на него бросилась жена и заставила пить антибиотики. Через две недели от гастрита не осталось и следа. 

    К 1987 году мир смеяться перестал, были разработаны первые схемы искоренения геликобактера комбинированной антибиотической терапией, а в 1994-м антибиотики вошли в официальные американские рекомендации по лечению язвенной болезни двенадцатиперстной кишки. 

    Но самое интересное, что задолго до Маршалла антибиотик метронидазол применялся медслужбой Советской Армии для лечения язвы, правда, под соусом его якобы репаративного (способствующего заживлению) воздействия на слизистую желудка. 

    Да, положительно может быстрых разумов Невтонов не только земля австралийская рождать … 

    2008 год. Нобелевка за открытие вируса СПИДа в 1983 году Франсуа Синусси и Люку Монтанье 

    Нет, наверно, ни одной другой болезни, которая в той же степени изменила и современное общество, и практику медицины, как СПИД. Я пропустил разгар эпидемии, поскольку все девяностые проработал в Израиле, где в самые худшие времена количество больных этой болезнью во всей стране не превышало 2 тысяч. В 1991 году в Тель-Авиве все шприцы были уже давно одноразовые, но кровь у больных мы брали еще без перчаток, и пробирки с кровью разделялись на «биологически опасные» и нет. О, век невинности… Первого встреченного мною больного СПИДом привезли из тюрьмы четверо охранников с автоматами, но было понятно, что если больной попытается притронуться к ним (охранникам), они сразу разбегутся. Второй пациент был представитель художественной богемы, один из вождей общины гомосексуалистов, молодой человек с удивительно изящными длинными пальцами. Он умер через год от галопирующей саркомы Капоши.

    Эпидемия СПИДа набирала темпы под апокалиптические пророчества прессы до 1996 года, когда произошла самая молчаливая, самая неполная и, наверно, самая важная из побед современного здравоохранения. Под действием комбинированной лекарственной терапии, раздачи одноразовых шприцев наркоманам, изменений в сексуальном поведении общества и драконовских иммиграционных законов заболеваемость и смертность от СПИДа в Штатах поехали вниз. Смертность упала в следующие 10 лет на 80% от максимальной. Хотя общее количество больных, живущих со СПИДом, продолжает тихонько расти, это происходит в основном из-за увеличения продолжительности их жизни. Я приехал работать в США в 2003 году, в маленький госпиталь на околице Нью-Йорка, где вокруг жили одни только черные наркоманы, но от СПИДа там уже никто не умирал… 

    Правда, не обошлось без экзистенциальных потерь. Свободная любовь, сексуальная революция и секс без презерватива — они пали жертвами в борьбе роковой. Ну что же, в конце концов, нельзя иметь все сразу… 

    2010 год. ЮНЕСКО признала средиземноморскую диету неотъемлемым культурным наследием Испании, Греции, Италии и Марокко

    Совсем недавно я был в Бостоне на очередных курсах повышения квалификации, там на лекторскую трибуну поднимались гарвардские профессора медицины, диетологи ортодоксальные и альтернативные, психологи и психиатры, врачи, ставшие персональными тренерами и персональные тренеры, готовящие wellness coaches(персональных гуру по поддержанию здоровья). И все они в один голос говорили о том, что загнать нормального человека в здоровый образ жизни надолго удастся только в том случае, если этот человек будет ловить кайф от того, что он делает в плане физической активности, и от того, что он ест. 

    А что может быть вкуснее средиземноморской диеты, во всех ее проявлениях? 

    Это обжигающая чечевичная похлебка, которую вам подают со стопкой горячей же виноградной ракии в маленьком болгарском кабачке прямо у лыжного подъемника. 

    Это поджаренная до золотистой корочки огромная, совершенно неизвестная науке рыба в ресторане на пустынной набережной бедуинского города Нуэйбы, где в двух метрах от кромки воды мириады рыбок самых неправдоподобных раскрасок снуют среди радужных кораллов, а прямо под вашим столиком худые рыжие кошки с маленькими головами и острыми ушами, словно сошедшие с древнеегипетских барельефов, бьют лапами морды не менее худым собакам за рыбью косточку. 

    Это салат из мелкорубленых помидоров, огурцов и лука и мягкий белый домашний сыр с неизбежным авокадо и питами на завтрак парашютистам, в разгар интифады удерживающим фабрику мороженого «Штраус» на подступах к Иерусалиму.

    Это прозрачный ломтик хамона, еще сохраняющего привкус желудей под дубом вековым, на квадратной керамической тарелке образующий вкупе со стаканом темно-бордового темпранильо минималистскую композицию, достойную кисти юного докубистического Пикассо.

    Это йеменский суп из бычьих хвостов в антисанитарной харчевне на задворках старого Яффо, куда знают путь только местные амбалы, торговцы анашой да двое-трое высоколобых гурманов, бригадных генералов запаса из фешенебельной Герцлии.

    Это греческий салат, поднятый от банальной смеси крупно нарезанных помидоров и сладкого перца к высотам нектара и амброзии добавлением базилика, кинзы и тархуна, черных сморщенных турецких маслин, каперсов и брынзы кубиками.

    И куда до этого всего Брэггу и Монтиньяку, диетам безбелковым, безжировым и безуглеводным, и даже Аткинсу в бесчисленных модификациях! Даже и не уговаривайте…

    Комментировать Всего 109 комментариев

    Иосиф, класс! Как всегда фееричный пост "медицина не только для врачей"! Но извините, коллега, есть два НО:

    - где сало :)?

    - и где реассортантные штаммы гриппа?

    Хотя дословный перевод слов председателя комитета FDA - перекрывает все мои "детские" вопросы

    Эту реплику поддерживают: Ольга Вишневская

    Никто не обнимет необъятное. Козьма Прутков.

    Спасибо, Денис ! Отвечу по пунктам.

    1. Насчет сала - нет, все-таки не будем о печальном ...

    2. Насчет гриппа и других пандемий ( SARS ) - ты совершенно прав. Я чувствовал, что пропускаю что-то важное, но тут наступил какой-то фройдианский блок. Хотя и здесь у меня есть личные воспоминания ...

    Во времена эпидемии SARS в 2002 все пассажиры, прилетавшие св тель-авивский аэропорт с востока, фильтровались, и кашляющие и температурящие немедленно отправлялись в приемники.

    Привозят к нам такого молодого человека. Я одеваю полный защитный костюм ( капюшон с полной маской, балахон, бахилы и перчатки) и, исполненный двуединым чувством собственного героизма и идиотизма происходящего, вхожу к нему в изолированную комнату , осматриваю и прихожу к выводу, что тут опасности нет и можно  раздеваться.

    И еще через пять минут оказывается, что это журналист-фрилансер, который решил проверить, как мы готовы к эпидемии, и снимал всю процедуру скрытой камерой.

    А мой тогдашний босс , с которым никто ничего заранее не согласовывал, журналистов не любил вообще, и в то утро крови еще не испил ... так что я оставил их в объятиях друг друга ...

    Я в полном восторге! Спасибо, Иосиф, за отличное начало дня!

    Эту реплику поддерживают: Irina Singh

    У медали - две стороны.

    Вы осветили одну сторону медали: влияние общественного мнения (введенного в заблуждение) на медицину.

    Но есть и иная: сознательная манипуляция, которую недобросовестные медики используют для влияния на общественное поведение.

    Это началось не сегодня. В этом отношении интересна история пандемии «испанки»: «…существующие в настоящее время оценки потерь,

    связанных с пандемией гриппа «испанки», выглядят завышенными. По

    Франции, например, количество умерших от гриппа оценивается в 420 тыс. чел. или 1,1% населения в 1917 году, а расчеты по методу скользящей

    динамики коэффициента смертности дают цифру 165 тыс. чел».-  http://infoarchives.ru/data/di2.pdf

    И это постоянно повторяется сегодня.

    Сергей, Вас читать всерьез невозможно с таким фото... но и не смешно уже. Поменяйте, правда, как односайтник - односайтнику  говорю...

    О-о, бабочка. Одобряю. Теперь придется относиться к Вам более чем серьезно.

    Да, встречают по одежке, но скуШно это, девушки :)

    Наш задорный паренек пытается теперь выдать себя за солидного джентльмена? А у меня перед глазами бутет теперь посоянно детская мордашка..... ;-))))

    Я что-то тоже растерялась... но, кажется, уши те же. Заинтриговал, однако.

    Да, помню...

    У меня сохранена  вся последовательность преобразований. Уши - константа.

    Позвольте вмешаться на правах модератора этого блога и вежливо напомнить, что взаимные объятия - это то, что лично я страшно люблю и поддерживаю, но в контексте материала Иосифа Раскина это уже немного оффтопик. 

    Согласен, что оффтопик, но...

    объятий не было, была лишь  просьба их позволить.

    А потом время такое - предпразничное: позвольте пошалить.

    Хорошо, но соглашусь только на компактные шалости

    Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин

    компактные шалости

    Отлично. Спасибо за руководство. Учтём.

    Компактные шалости...

    ...под названием Free Hugs

    Елизавета Титанян Комментарий удален

    Лиза, и я, как видите, не то чтобы возражаю, а пытаюсь соответствовать. 

    Елизавета Титанян Комментарий удален

    No comments. No comments.
    Мне кажется - это медаль Мебиуса :)

    VIOXX – не общественное мнение убило, а конкуренция.

    Также как вредность асбеста подогревали производители железных крыш.

    А про хламидиоз или холистирин расскажете? – как пример манипуляции.

    Если вопрос ко мне, то...

    не расскажу. Потому, что не знаю. Про "испанку" у меня получилось случайно - демографическую историю зарубежных стран исследовал. Там еще много разного интересного всплыло.

    Наталия, VIOXX  убили трусость и недальновидность руководства Мерка. Общественное мнение вскипело уже после удаления этого лекарства с рынка, а конкуренты ничего не выиграли, а только сами еле-еле отмылись ...

    Асбест вообще-то содержится не только в крышах, но и  в стенах тоже. Его вред - вещь совершенно доказанная.

    Начет хламидиоза, Наталия,  я не вполне понимаю, что Вы имеете в виду. Поясните пожалуйста.

    Холестерол - ну уж нет. Я в рабочее время имею столько холестерола, что при одном этом слове молоко в сосцах киснет ... спросите у кого-нибудь другого, плиз ... вот Ираклий вам с удовольствием расскажет ...

    Сергей, Вы взрослеете прямо на глазах ... вижу лицо не мальчика, но мужа ...

    Насчет испанки ... Можно наверно пересчитывать и пересчитывать в разные стороны. Но даже если тогда умерло не 20, а только десять миллионов, это все равно была ужасная пандемия, и усилия служб здравоохранения по предотвращению подобных эпидемий в двадцать первом веке мне все равно представляются оправданными.

    Вы может быть правы в том плане, что масштабы истерии ( подпитываемой средствами массовой информации ) вокруг недавних эпидемий птичьих, свинячьих и прочих гриппов оказались сильно больше действительных последствий, но, чессное слово, уж лучше так, чем наоборот ...

    Эту реплику поддерживают: Юлия Стрельникова

    "Вы взрослеете прямо на глазах"

    И не на глазах - тоже.

    По поводу – «наоборот»: не спец, но наблюдая за динамикой смертности вижу, что самую большую опасность представляют общественные и социальные потрясения. Переход в иное политическое и экономическое качество в 90-е годы стоил РФ – 3 млн. свехсмертности (выше уровня 1990 года). Кризис 1998 года – еще примерно 1,5 млн.  чел.

    В этих условиях пандемии – актуальны, но не так, что бы очень.

    Сергей, насчет общественных потрясений Вы наверно правы, хотя эти потрясения зачастую не убивают напрямую , а путем развала систем здравоохранения ...

    Такой фактор несомненно присутствует,

    и на это указывает то, что смертность в Москве выросла меньше, а московских женщин кризис 1998 года задел "по касательной".

    Ну, чтобы подкосить русских женщин, нужно что-нибудь более серьезное, чем кризис ...

    Феминизм действительно бич нашего века ....

    Смех-смехом, а стрессовая устойчивость россиян уникально низка. Мы проводили расчеты по всем странам  в переходный период (Польша, Венгрия, Чехия…) – нигде нет даже намека на то, что зафиксировали в России.

    Из этого очень серьезный вывод:  народ, принятый в качестве объекта для новых экспериментов имеет к ним противопоказания.

    А может быть, бывшие союзники по варшавскому пакту ухитрились не раскачивать лодку чересчур сильно ? Потом у них вооруженных конфликтов никаких не было ...Ну кроме Югославии ...

    Чеченский конфликт - 1994, а рост с 1991.

    народ, принятый в качестве объекта для новых экспериментов имеет к ним противопоказания

    и при этом эксперименты, довольно нехилые,  в России настолько регулярно повторяются и сколько уж длятся... Значит, есть что-то, дающее какую-то стойкость. Из века в век.

    Была стойкость, да

    закончилась.

    Все в этом мире конечно. И стойкость не исключение.

    То есть, отныне выживание за нулевой изотермой января – уже не наша прерогатива, и нам пора перебираться в нормальные климатические условия, туда, где расположен весь цивилизованный мир? Богатыри уже не мы?

    Как это не печально, но - УВЫ.

    Хотя не совсем уверен, что климат - решающий фактор.

    Хотя не совсем уверен, что климат - решающий фактор.

    Не совсем решающий, но весьма весомый. И все демографии, статистики, кривые энергопотребления и прочие расходы по мясу, молоку, рождаемости, смертности, жилищному вопросу, и пр.. надо делать с поправками на климат. ВСЕГДА. Сочи – на широте столицы Канады, Лондон на широте Киева. Почти вся история цивилизаций – там где тепло. 

    Нулевая изотерма января совпадает с границей между западной и восточной Европой и делает Россию страной экстремальных условий и превращает нашу жизнь в постоянную, давно уже рутинную и вполне привычную борьбу со стихией, погодой и их последствиями – на уровне национального инстинкта. 

    Сравнивать выживание в климатической попе с выживанием на курорте заведомо неблагодарное дело. Угадайте с закрытыми глазами с пятого раза, где старик дольше жить будет – в Норильске или в Краснодаре? Где вероятность смерти выше – в тропиках или в сугробе? Где дорога портится, провода лопаются быстрее? Где вероятность заболеть выше – от клеща в джунглях или от ангины в Уфе? Где падёж скота чаще? Где беременность будет протекать с наименьшими осложнениями – в Самаре или Барселоне? Сравнивать тридцать три сдохших барана в Соловках с тремя упавшими баранами под Мадридом...

    Все, что перечисленно Вами - верно.

    Но я рассматриваю ситуацию при неизменном климате и меняющихся социальных условиях.

    Еще про уникальность российскую:  мы ее, что говорится, замеряли: уникальный демографический ритм - http://www.infoarchives.ru/data/Problem_25.pdf.

    В 1941 году Сталин сказал: «Ленин нам такую страну передал, а мы ее просрали». Тогда выкрутились. Сегодня, как мне думается – шансов нет.

    Тогда выкрутились. Сегодня, как мне думается – шансов нет.

    На чем убеждение, что "шансов нет"? Немцы под Москвой? Российская история напоминает постоянно полный капец и возрождение из него. Сколько у нас было таких "шансов нет"? И будет? По-моему, это некая нам привычная реалия, стиль жизни. Который задаём мы же сами. Того не ведая. Авральный ритм. 

    К тому же, легко заметить волнообразность графиков. Очень резкие подъемы cо спадами. Причем – регулярные и ритмичные.

    Можно как и предполагать их зависимость от ритмичной регулярности смены фона жизни, так и независимость от этого (эдакий внутренний "биологический механизм" нации). Ритм сердцебиения никто не отменял еще.

    Меня давненько какой-то руководитель администрации в школе удивил заявлением, что количество учеников, поступающих в школы рассчитывается заранее – естественный спад/прирост/спад/прирост. И педагогов, и взлетно-посадочных учебных мест.. Не помню, какие интервалы он называл, самому ему лет 35-40 было, видимо за срок 10-15 лет он прошел через несколько таких циклов.

    Было все, но ...

    демография вошла в необратимый штопор.  

    Это проблема общая для всех развитых стран (и мы здесь), но Европа еще «потрепыхается» за счет миграции.

    Посмотрите: http://www.viperson.ru/wind.php?ID=630271&soch=1

    Спасибо, сильно. Могу разве что заметить, что это правдоподобно при всеохватном видении всех-всех факторов, что дает точность прогнозирования. Неучет какого-то мало-мальски несущественного фактора – может изменить многое в целом. Про эпоху человека-эгоиста, женщин – хорошо. Про "В истории человечества нигде и никогда детей не было меньше, чем стариков" – обратил бы внимание на медицину. Умирали раньше быстрее. 40-50 лет – почетная старость. Медицина была ранее почти нулевая.

    С другой стороны, на мой взгляд, процесс миграции и начавшегося за последние 50 лет "переселения народов" – только начался и наверняка охватит в сумме лет 200. Вопросы с "титульными нациями" можно отправить в топку, как это и было тыщу лет назад – ни одна нация нынешней Европы почти не является коренной и местной, все – в свое время так или иначе "понаехавшие чурки". Малейшее изменение законодательств таможенных, международных, местных и прочих – может изменить многое. Малейшая брешь и дестабилизация... Одна только рвущаяся к благам Европы Африка у них буквально под носом чего стоит... Арабский мир, китайцы, Мексика, латиноамериканский регион... "Понаедут" цыгане и узбеки, будут спать по 8 детей под одним одеялом, и не будут со снобизмом озабоченно говорить, что 50 квадратных метров квартира – это мало для того, чтобы родить второго.

    Сергей Тимофеев Комментарий удален

    Если превращение треугольника в ромб, считать заразой, то она имеет тенденцию к неограниченному распространению.

    Общий, всемирный  переход к состоянию когда стариков станет больше, чем детей назначен на 2049 год.

    Для того, что бы преодолеть эту тенденцию надо сильно потрудиться (!)

    Но здесь есть ловушка. Переход от треугольника к ромбу – комфортен. Падает демографическая нагрузка на работающего.

    Обратный переход – переворачивает картину.

    А что касается «"Понаедут" цыгане и узбеки, будут спать по 8 детей под одним одеялом, и не будут со снобизмом озабоченно говорить, что 50 квадратных метров квартира – это мало для того, чтобы родить второго».

    Еще немного, и будут говорить, если уже не говорят. Посмотрите: http://www.infoarchives.ru/data/demog_const.pdf  стр.7 график 7 – Испания, 1860 год. Уровень тот, который Вы живописуете. Католическая страна, такие же нравы, никакой контрацепции, но как только кривая продолжительности жизни пошла вверх, так тут же рождаемость пошла вниз.

    Фантастика. Как это происходит?

    Но происходит. И у «понаехавших» произойдет.

    Еще раз повторю - это зараза.   

    Еще раз повторю - это зараза

    Тогда вопрос надо ставить по другому: цивилизация – это зараза. Она порой переворачивает ценности и самые разные стимулы верх дном.

    Недавно, помню, шел разговор о том, что человек с высшим образованием не пойдет сеять, пахать и коров доить, высшее – это прививка снобизма такая. Буду голодать, но лежать с томиком Ницше на диване. Так что если хочешь получить страну работящих китайцев на фабрике, никак нельзя популяризовать высшее образование, нужно всех держать на уровне не выше среднего... Ну и так далее... А у нас Россия на третьем месте в мире по количеству людей с высшим образованием после Индии и США. А работать кто будет? Интеллектуальным трудом не наешься. 

    Отдельный ужас – это комплекс ценностей и культура потребления, диктуемая мегаполисом. Деревни чахнут, молодежь Гуччи и дискотеку хочет. Да что бы молодежь уезжает в города – взрослые на полном серьезе на этом сидят. 

    В городе же – любой ребенок – лишний рот до 20-25 лет. В деревне – с 5 лет – подмога в хозяйстве. В деревенской семье соответственно есть стимул нарожать побольше – хозяйство спорится. В городе дети – иждивенцы и напряг по бюджету. Если к этому добавить, что культура потребления в городе не располагает к экономии средств, – получается патовая ситуация. Попадая в субкультуру мегаполиса – ты не заинтересован в большом количестве детей.

    Источник заразы - социальные гарантии.

    Человечество постоянно ищет вариант своего исчезновения – метеорит,  пандемии… множество всяких и всяческих вариантов. Все они описаны и никого это уже не пугает: так страшилка перед сном, не более.

    А вот оно незаметно подкралось.

    Социально защищенный, волею интеллектуалов – любящий только себя человек, лишенный рисков необеспеченной старости … он перестал размножаться.

    Что впереди?

    Думаю, что впереди нас ждут биороботы, будет достигнуто вынашивание плода вне материнского лона и на этой основе новое расслоение: на людей и производных от них.

    Но при рождаемости ниже 2,2,  все равно – исчезновение.

    Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин

    как-то у вас совсем всё плохо. Так низзя.

    А что дальше? Нарисуйте, битте, гипотетическую картину развития на 100-200-500 лет вперед? Тот самый закат Европы?

    Я вижу регулярную смену центров цивилизаций раз в 500-1000 лет и их перемещения в другие геополитические центры с более повышенной "жаждой жизни" с передачей научно-культурного наследия. Как было с Египтом, греческо-римским регионом, с арабским регионом, и т. пр..  Перемещение может быть плавным, с тихим угасанием, или с катаклизмом любого рода, – уже детали. Это совершенно такой естественный ритм, отрицающий какую-либо универсальную долговечную социально-политическую модель. Достигнув своеобразной вершины, победитель начинает пожирать самого себя, уступая место другим.

    Есть и другая альтернатива: стать кочевым "вечным народом", как еврейский, заплатив за право быть долгоиграющим игроком в истории – ценой потери своей собственной государственности и пр..

    Сам ДИКО хочу счастливого конца, но...

    нет его у меня для Вас. Мы воспитаны на русских сказках, где страшное в середине, а в конце все равно: веселым пирком до за свадебку.

    Я вижу ситуацию трагической. Ресурс подорван и он КОНЧАЕТСЯ.

    НИчего добавть к сказанному не могу.

    "Социально защищенный, волею интеллектуалов – любящий только себя человек, лишенный рисков необеспеченной старости … он перестал размножаться".

    -

    Не похоже ли это на портрет римской империи перед своим закатом?

    Нет не похож.

    Тогда было плохо, было страшно, было всяко... но был треугольник!

    Ромба не было НИКОГДА,

    Это впервые в человеческой истории.

    Можно уточнить, что вы называете треугольником, что ромбом? Кажется упустил.

    Возрастное распределение численности населения.

    Если младших больше - то треугольник.

    Если ромб, то острие вверх формируется смертностью, острие вниз - снижением рождаемости. Это в http://www.viperson.ru/wind.php?ID=630271&soch=1 я Вам эту ссылку, кажется, уже давал.

    <OBJECT width="470" height="353"><PARAM name="movie" value="http://video.rutube.ru/db56cabd03cbf94de1e183efe239db54"></PARAM><PARAM name="wmode" value="window"></PARAM><PARAM name="allowFullScreen" value="true"></PARAM><EMBED src="http://video.rutube.ru/db56cabd03cbf94de1e183efe239db54" type="application/x-shockwave-flash" wmode="window" width="470" height="353" allowFullScreen="true" ></EMBED></OBJECT>

    Эту реплику поддерживают: Иосиф Раскин

    Впервые в человеческой истории  способность к воспроизводству стала превосходить потребности общества. И этому явлению еще нет и ста лет.

    Эту реплику поддерживают: Владимир Кайгородов

    :)

    Может быть не стоит так уж экстраполировать?

    А почему ? По-моему, тут прямое объяснение тенденций с рождаемостью ...

    Первое (а оно ведь - первое ?) впечатление обманчиво.

    Снижение рождаемости зафиксировано (ранее данных нет) по Нидерландам с 1860 года. Посмотрите (если будет желание и время) - www.infoarchives.ru/data/demog_const.pdf. стр. 7, 8, графики 7 и 8. Причина - очевидна: рост продолжительности жизни. А затем на это насдавиваются многие факторы - http://www.viperson.ru/wind.php?ID=630271&soch=1

    Сергей, Вы уж простите великодушно, но чукча не читатель ... Тут Вы изложили прекрасно то же самое, но сильно короче.

    Я в Европах давно не был, как-то последние три года не получалось, но когда таки ездил, то никакого ощущения недонаселения или грядущей вот-вот катастрофы не было. 

    Жить стали дольше - это правда. Но и сроки полноценной, продуктивной жизни раздвинулись - в цивилизованных странах. Помню, одним из элементов культурного шока по приезде в свое время в Израиль ( а до этого я за границей не бывал ) были толпы бодрых восьмидесятилетних туристов из Америки и Европы ...

    Уже унялся...

    В последнее время я начинаю понимать, что уподобляюсь известному герою русских сказок с бубенчиком: суечусь и причитаю: КАТАСТРОФА, ребятушки, п…ц подкрался.

    Умные братья (по разуму) успокаивают: «Остынь. Плавали – знаем. И про хвост кометы в курсе. И про пророчества инков – информированы. И много еще чего страшного слышали Все это занимательно и интересно. Особливо перед сном.

    НО.

    Трамваи ходют?

    Ходют.

    В такси содют?

    Содют.

    Так, что рано или поздно, так или иначе, все устаканится и будет тип-топ. Займись, чем-нибудь полезным».

    А я не унимаюсь: «Посмотрите, уже в 2049 стариков во ВСЕМ МИРЕ будет больше, чем детей -  никогда в истории человечества так не было!»

    «Уймись» – говорят

    Унялся.

    Ну не надо так расстраиваться ... Будет, обязательно будет еще хуже.

    Вообще-то есть страны ( США, Израиль ), где катастрофическое распространение высшего образования никак не мешает их сельскому хозяйству накормить пол-мира, если надо.

    Эффективность, Алексей, эффективность.

    Куры на автомате - это давно пройденный этап. Способность завалить мир курями, или зерном, или яйцами закидать достигнута давно. Теперь это органические фермы вокруг городов, где куры пасутся во дворе, коровы - на лугу, а Вы сами можете собирать себе малину или ежевику. Это поля, где никто уже ничего не сеет, и они превращаются в охотничьи угодья или природные парки.

    Это потомственные фермеры, действительно гордые тем что они делают. Будете в Америке, сделайте бросок по глубинке. Где нибудь в Огайо. Зайдите вечером в местный кабачок.

    И, среди прочего - сезонные рабочие - без которых самое продвинутое сельское хозяйство существовать не может. В Штатах - мексиканцы, в Израиле - таиландцы ...

    Спасибо, непременно воспользуюсь, с Рождеством Вас!

    где старик дольше жить будет – в Норильске или в Краснодаре?

    Эта логика работала  2000 лет назад. Но не сейчас. Финны живут не меньше, чем греки. Кстати, в Советском Союзе были две популяции долгожителей - одна в Абхазии и другая в Якутии.

    то есть – трудные условия для выживания, равносильно хорошему спортзалу, повышают качество организма? 

    спасибо за ликбез.

    трудные условия для выживания, равносильно хорошему спортзалу, повышают качество организма?

    Есть немножко.... но социум сегодня сильно важнее. Старики на Аляске сегодня живут сильно дольше, чем старики в Краснодаре. А старики в Краснодаре живут дольше, чем где-нибудь в благословенной Африке или на Гаити ...

    стрессовая устойчивость

    Сергей, я журналист, около 20 лет пишу материалы на близкую тематику (медицина, демография и пр.) Так вот, несколько раз готовила тексты вместе с неким Игорем Гундаровым, он врач и специалист по медицинской статистике. Он собрал громадный статистический материал о взаимосвязи общественных кризисов и смертности. Это я на всякий случай - вдруг Вам может это пригодиться. И формулировка Ваша просто потрясающая - про народ, принятый в качестве объекта для эксперимента... Спасибо. Я годами размышляла над нашими типичными реакциями на стрессы и  кризисы - это вообще тема неисчерпаемая...

    Светлана, поделитесь пожалуйста. Существует ли специфически русская реакция на стресс и кризисы ?

    стресс

    Иосиф, я как-то не рискнула к Вам обратиться, все же у меня нет мед образования. Но сейчас все же хочу поблагодарить за роскошный текст - просто плакала и смеялась одновременно! Вот это "пропаганда" здорового образа жизни! (Это я про средиземноморскую диету - ну песня!!!!!) А про стрессы - это мое сокровенное. Делала интервью с десятками академиками - и всегда аккуратно пыталась спросить о связи той или иной болезни со стрессом - можно ли считать его фактором риска. Реакции были, мягко говоря, разнообразные... Но врачи-практики (все!!! - онкологи, из клиники, где лечат больных СПИДом, кардиологи, инфекционисты....) однозначно отвечали: есть связь, хотя не везде ясен механизм реакции организма на стресс. Сейчас и академики больше не кричат на меня ("Это все ваши дамские штучки - про стресс"...) Про кризис - тема хотя и другая - но та же! Кризис - стресс для всего общества. А типичная российская реакция... Никогда не пыталась сформулировать коротко. Но можно попробовать. Русские (если не дебилы, простите) привыкли считать страдания и боль души НОРМОЙ. Об этом вся наша литература. И отчасти так и есть - "заболел я душой, что вернулась ко мне"... Но поэтому никто не пытается защититься от стресса иным путем, кроме водки и жалоб. В мире наработаны уже ТЕХНОЛОГИИ противодействия стрессу, десятки методик. Авось, постепенно они войдут в наше бытие, но не скоро. Кроме того, для русского человека, думаю, важнее, чем для многих других, некая глубинная система духовных ценностей. Когда ее резко меняют (что и случилось в 90-е), человек рушится во всех смыслах. А выход есть! Конечно, хорошо бы дождаться "очеловечивания" всех сторон реальной жизни общества. Но каждый человек может помочь собственному выживанию, овладев некими навыками "психогигиены", вполне реально "повысить личную стрессоустойчивость".     Иосиф, эта тема для меня бесконечна, боюсь Вас утомить. К тому же мой уровень рассуждений дилетанта не дотягивается до Ваших профессиональных оценок. Но Вы реально очень помогаете мне в работе - думаю много о том, что Вы пишите, а это процесс полезный... Спасибо!!!

    не рискнула к Вам обратиться, все же у меня нет мед образования

    1.Светлана, неужели я так страшен ? На самом деле именно люди, имеющие мед. образование, вызывают у меня иногда желание достать с полки ядовитые зубы...

    2. Спасибо за развернутый коммент. Я тоже дилетант, может быть квалифицированный, но дилетант. Профессионалами в этих вопросах являются психологи, социальные психологи, психиатры, но не простые терапевты вроде меня.

    3.Насчет роли стресса в развитии болезней ... И да и нет. Человек может чувствовать себя плохо, иметь боли в груди и желудке безо всякой физической болезни. Болезни могут развиваться и без всякого стресса. Вполне можно умереть от сильных переживаний ( читайте Пушкина - восхищенья не снесла и к обедне умерла ). В общем, тут бабушка надвое сказала.

    4. Насчет русского общества - Ваш анализ совпадает с моими ощущениями. Русская классическая литература внесла изрядную лепту в травматизацию общества с младых ногтей.

    5. ТЕХНОЛОГИИ противодействия стрессу - готов подписаться под Вашими словами.

    Еще раз спасибо.

    стресс

    Очень рада Вашему ответу. Ну, конечно, Вы правы - "бабушка надвое сказала". Но я ведь говорю только, что стресс МОЖЕТ быть фактором риска, влияющим на развитие болезней. Кстати, много говорила об этом с иммунологами, они рассказывали о разных исследованиях, которые подтверждают, что хронический стресс сильно "бьет" по иммунной системе... В этой дискуссии были очень интересные мысли о влиянии климата на здоровье и смертность. Конечно, и климат имеет значение, но вряд ли очень большое. Кто-то из докторов мне сказал: "Болезнь - процесс многофакторный". Так и есть. Искать один-единственный "ключик" - причину всех болячек - дело гиблое, это очевидно.

    А за литературу русскую вдруг мне обидно стало. Конечно, "травматизация общества" - определение сильное и во многом справедливое. Жизнерадостных классиков у нас как-то маловато... Пушкин - один за всех!.. Хотя и у него трагизма более чем... Зато эта литература спасает, к примеру, от цинизма. Опять получается - "бабушка надвое"...

    А в Принстоне я бывала... Спасибо Вам, Иосиф! 

    Спасибо.

    Будет желание - взгляните:

    Демографическая история. Часть первая:Новейшая история России  -http://infoarchives.ru/data/di.pdf

    Сюда же можно добавить и 'птичий грипп' и 'свиной грипп',запугивали на уровне главного санитарного врача страны!

    Надежда, Вы совершенно правы. Гриппы действительно относятся к главным историям десятилетия.

    Насчет запугивания ... иногда приходится дуть и на воду ... Если бы эпидемии этих гриппов достигли ожидаемых масштабов, то те же люди, которые ругали и ругают санитарные службы за запугивание, еще пуще ругали бы их за преступное бездействие ...

    Эту реплику поддерживают: Денис Проценко

    Поддержу слова Иосиф фактами или что происходит когда не дуют на воду

    Пандемия гриппа А (H1N1), 1918 – 1919 гг.: умерло 40 млн

    Пандемия гриппа А (H2N2), 1957г., «азиатский грипп»: умерло 4 млн

    Пандемия гриппа А (H3N2) 1968 г., Гонг - Конг: умерло около 1 млн

    Вирус гриппа А (H5N1) —птичий грипп - По данным ВОЗ, с февраля 2003 года по февраль 2008 года из 361 подтвержденного случая заражения людей вирусом птичьего гриппа 227 стали смертельными (летальность 68,6%).

    Вирус гриппа  A (H1N1) - Летальных исходов 14 142 (по данным ВОЗ на 24/01/2010)

    Эту реплику поддерживают: Иосиф Раскин

    Иосиф, отлично! Про средиземноморскую диету - "да Вы, батенька, поэт!" Слюни текут и сердце радуется. Абсолютно согласна.

    Спасибо, Наташа. Я действительно поэт. Если не сердцем, то желудком точно.

    Эту реплику поддерживают: Наташа Барбье

    А что в средиземноморской диете на завтрак? Кофе понятно, а так чтобы червячка заморить?

    Вообще-то чем южнее диета, тем легче завтрак. Скажем, израильский традиционный завтрак  - это салат из мелконарубленных помидоров с огурцами, мягкий сыр какой-нибудь вроде коттеджа, авокадо, питы , иногда вареные яйца участвуют.

    Спасибо. Я пытаюсь разнообразить завтрак своих чад.

    Сложно сравнивать. Чем южнее и жарче, тем меньше ешь "тяжелую" пищу. В Крыму, Греции, Италии, на островах – вообще почти не ем мясное. Фрукты, трава, вода – запросто. В России же сидеть на салатах – с ног падаю. Кусок мяса – насущная  потребность. + картофель, рис, мучное. Но когда перемещаюсь южнее, особенно в жаркие регионы – это есть в большей степени – не хочется. 

    Думаю, что диета одного региона вряд ли универсальна для другого. Как и вода и лечебные травы. Придерживаюсь мнения, что тебя "лечат" продукты мест, где ты родился и вырос (био-энергетика наверное..), не склонен молиться на "заморское". Тут всё комплексно: климат, место, еда, реакция и потребности тела...

    Есть в Ваших утверждениях , Алексей, некая сермяжная правда. Действительно зимой в России хочется чего-нибудь более калорийного, чем листик салата . И процент правды был бы еще больше, если бы Вы рубили бы дрова, сами расчищали снег , словом вели бы тот образ жизни, какой вели наши с Вами предки. Но поскольку , как я подозреваю, Вы включаете центральное отопление, ездите в булочную на такси или собственной машине, и вместо занятий фехтованием или бальными танцами сидите у компа , то Ваша трата калорий даже зимой недостаточна, чтобы утилизировать во благо гору картошки со свининой.А про лето уже не говорю... Поэтому элементы средиземноморской диеты и Вам не вредно инкорпорировать в свое меню даже холодными зимними вечерами ...

    Подозреваете вы правильно. Единственный физический напряг – спортзал. Во всем остальном я комнатная инкубаторная мышь. Но даже этого образа жизни недостаточно, чтобы сидеть на одних салатах. Конечно же я ни вынашивать дитя не планирую и бульдозером работать тоже, но что просит мое тело в этих условиях климата, то просит. С "элементами диеты" – соглашусь, это здорово. Поддерживаю.

    Зря все таки тайманим к средиземноморской диете пытаются пристроиться.  Это - диета индоокеаническая, которую ещё не внесли вразряд мирового достояния.

    Тайманим - это йеменцы ( на иврите ). Мы с Сергеем иногда переходим на этот язык непроизвольно ...

    Просто, единственные йеменцы, которых я в жизни встречал и об обычаях которых имею хоть какое-то представление, назывались "тайманим". )))))))

    На всякий случай - ивритизмы у меня проскакивают почти исключительно в эпистолярном жанре. Поскольку переписываюсь с израильтянами я регулярно (и это влияет, я вам скажу!), а устно общаюсь - раза два в году. Слова "стам" и "аваль" в устной речи я не употребляю. )))) Мазган, понятно, и в Питере мазган, поскольку "кондиционер" - произносить энергетически невыгодно (сильное напряжение ротового аппарата) ))))))

    Эту реплику поддерживают: Иосиф Раскин

    Очень вкусно! Поскольку все остальное пока недоступно, пошла делать греческий салат :)

    Красиво  и  интересно.

    Правда,   слово  "диета",    применительно  к   средиземноморской   пище,   никогда   не  нравилось...  По  сути  дела,  это  -  то,   что  даёт  сама  земля   и    море   при  участии   солнца...

    Эту реплику поддерживают: Гуля Хошмухамедова

    Лилиана, Вы совершенно правы. Слово "диета" у меня тоже вызывает ассоциации с манной кашей и сухариками из невкусного хлеба.

    У меня вот тоже по прочтении разыгрался аппетит. Интересно и вкусно написано.  Иосиф, если вы лечите так же, как пишете, то за ваших пациентов можно только порадоваться.

    Эту реплику поддерживают: Ираклий Бузиашвили, Надежда Рогожина

    Спасибо, Альберт. Я, пока писал, наверно голодный был.

    Елизавета Титанян Комментарий удален

    Бычий хвост - это традиционный десерт.

    Очень нравится!

    Вот ведь как интересно – гастрит и язва, болезни ЖКТ, лечатся антибиотиками. Антибиотики отрицательно влияют на кишечную флору. Сама же врач, которая меня уговорила на эндоскопию под этим соусом (а я согласилась, тк имела похожие истории в семье) и нашла helicobacter, посоветовала антибиотики сразу не пить, "а подождать, пока не появятся другие показания – например, я чем–нибудь не заболею осенью". Я до сих пор и не пила, и жалоб нет.... Дремлющий хелик? Или очередная "модная тенденция" в среде врачей? 

    Ну, если у Вас желудок не болел, и язвы не было и нет,  то и антибиотики пить совсем незачем,  и гастроскопию делать было  тоже наверно незачем ...

    Если есть показания - лечиться надо сразу. Если нет показаний - лечиться не надо вообще, не сейчас и не осенью.

    В общем, как говорит ивритская пословица, нельзя быть наполовину беременной ...

    И я об этом, Иосиф! Пускай себе хеликобактер там живет – теперь я знаю, что с ним делать, если вдруг он решит побузить ) Но если серъезно – выходит, эти бактерии могут и не вызывать заболевания? К примеру, если психосоматический тип не язвенный? А если все же язвенный, можно ли вылечить заболевание одними антибиотиками, не задействуя психику? как думаете?

    Евгения, геликобактер живет в желудке у очень большого количества людей, но вызывает язву и другие заболевания далеко не у всех из них. Мы в общем не знаем, у кого из них будет язва. По-видимому, никакой психосоматической связи все же не существует.

    Нет никакого смысла давать антибиотики, если геликобактер есть, а язвы или гастрита нет. Если язва есть, и наличие геликобактера доказано, то схема лечения обычно включает 2 антибиотика на неделю-10 дней ( есть разные схемы) и блокатор кислотности на несколько недель. Никаких психосоматических вмешательств , вроде исправления характера с плохого на хороший, не требуется.

    Иосиф, спасибо за разъяснение! А язва после излечения антибиотиком не возвращается? Бывают рецидивы?

    Рецидивы бывают довольно  редко - по моему, около 1-2% случаев.

    Тогда действительно они достойны премии! Я, честно, и не знала, что язва теперь так легко излечима! Это здорово. А это не только в США, Иосиф, в России тоже лечат, Вы не знаете?

    Ммм ... вообще-то желудки и лекарства должны работать одинаково по разные стороны Атлантического океана...

    ... но вот врачи могут по–разному соображать... )

    а кусок питы на гриле, натертый чесноком и помидором! Ух. Благодарю Вас за яркий ассоциативный ряд в этот хмурый вечер!

    Зерно-вино-овощи - и вот: низкий уровень депрессии среди населения и интерес к флирту до глубокого возраста.

    А что касается экзистенциальной тоски славян (россиян), иррационализма и инфантилизма, так их причины доходчиво описаны в лекциях Ключевского.