Карина Назаретян: Здесь топят! И от этого толстеют
Люди становятся все менее морозоустойчивыми. И все более толстыми. Средняя температура в жилой комнате в Великобритании с 1978 по 1996 год увеличилась с 18,3° до 19,1°C. Средняя температура в британских спальнях увеличилась с 15,2° до 18,5°C за тот же период, а в 2008 году, по некоторым данным, она составила 21,3°C. Что же касается набора массы тела, то с 80-х годов количество взрослых людей, страдающих ожирением, удвоилось. Эти два факта, казалось бы, лежали на поверхности — но почему-то до сих пор никому особо не приходило в голову, что между ними есть связь. Ее установила научная группа под руководством Фионы Джонсон. По результатам своей работы ученые отчитались в свежем номере журнала Obesity Reviews.
Казалось бы, ну стали англичане более теплолюбивыми, но разве это может им грозить чем-то, кроме слишком больших счетов за электричество? Конечно. Дело в том, что при температуре окружающей среды ниже так называемой термонейтральной зоны человеческое тело начинает более интенсивно расходовать энергию. «Термонейтральная зона» — это температура, при которой мы не тратим энергию на тепловой обмен (считается, что для раздетого взрослого человека она составляет примерно 25-27°С). Механизмы, с помощью которых тело генерирует тепло (если не считать озноба), пока что до конца непонятны, но считается, что важную роль в этом процессе играет бурый жир.
«Бурый жир не следует путать с белым жиром, — объясняет Фиона Джонсон. — Белый жир — это ткань, в которой хранится энергия — лишние калории. А бурый жир, напротив, можно считать печкой организма: он сжигает энергию, чтобы генерировать тепло. Долгое время считалось, что у большинства взрослых почти нет бурого жира, и он не играет большой роли, но новые технологии сканирования показали, что у большинства взрослых он есть и активируется — то есть начинает сжигать энергию, реагируя на умеренный холод».
Самое важное в буром жире — то, что количество его не фиксировано: в раннем детстве у нас его много, а с возрастом становится меньше. Но считается, что если регулярно какое-то время находиться в холодном помещении (или на улице в холодное время года), то доля бурого жира увеличивается, а вместе с ней и способность тела сжигать энергию.
Исследования показали, что бурый жир активируется при температуре 16-19°С, но уже при 22°С он не активен. Согласно подсчетам, если использовать возможности бурого жира «по полной программе», за год он может сжечь количество энергии, эквивалентное 4 килограммам жировой ткани. Авторы еще одного из исследований даже предполагают, что, если в течение 10 лет человек будет 10 процентов времени находиться в прохладном месте, за это время он потеряет 8 килограммов веса — при условии, что все остальное останется по-прежнему (например, есть он будет так же, как раньше). Правда, с едой тут отдельная история.
Чем нам жарче, тем нам обычно меньше хочется есть, скажете вы. Это действительно так, но в условиях, когда вокруг полно доступной вкусной пищи, говорят исследователи, этот закон перестает работать категорически. Эксперименты на мышах показали, что те из них, кому давали пищу с низким содержанием жира, при повышении температуры воздуха ели меньше и в весе не прибавляли. А те, кому давали пищу жирную и вкусную, ели много независимо от температуры воздуха и в результате набирали вес.
Кажется, стало понятней, откуда у большинства из нас к весне образуются 2-3 лишних «зимних» килограмма, — по версии Фионы Джонсон, не только оттого, что зимой мы едим больше жирной сытной пищи, чтобы согреться, придя с мороза, а увы, из-за того, что батареи дома и на работе слишком жаркие. А вот при 18-20 градусах Цельсия вся та зимняя пища, в которой действительно невозможно себе отказать, переваривалась бы с большим успехом и пользой для нашего тела.