Сексуальная природа
Открытие выставки отметилось легким скандалом: руководство лондонского метрополитена запретило развешивать рекламные плакаты «Сексуальной природы». На плакатах были силуэты пар слонов, жирафов, стрекоз и так далее в соответствующих, весьма натуралистичных, позах, и основной мотивацией подземного худсовета было «а вдруг увидят дети».
Организаторы выставки, впрочем, таким пуританством вовсе не страдают: никаких ограничений по возрасту там не имеется, более того, даже предлагаются семейные скидки, разве что родителям рекомендуют перед походом с детьми бегло ознакомиться с экспонатами. Чуть ли не треть посетителей пришла как раз с потомством, да и не удивительно: трудно представить, что даже самого гормонально неуравновешенного подростка можно оконфузить заспиртованным самцом морского червя, который живет в половых путях самки своего же вида.
Некоторые экспонаты, конечно, смотрятся гораздо эффектнее. В первом же зале на большом экране по кругу проигрываются кадры с карликовыми шимпанзе, знаменитыми своими оргиями, в которых они не различают ни возраста, ни пола, ни родственных связей. Не обходится и без совсем детсадовских шуток типа «Как размножаются ежики? Как-как: очень осторожно!» (в экспликации так и написано). Самка приглаживает иглы и задирает хвост, а пенис у самца находится ровно посередине брюшка (поэтому его легко перепутать с пупком), поэтому ему не приходится наваливаться на партнершу всем телом. Исчезла вся интрига, правда? Куда интереснее узнать, что самец ежа после спаривания буквально закупоривает партнершу сгустком собственного семени, чтобы не смогли добраться соперники — как выясняется из осмотра остальных экспонатов, весьма распространенная тактика, причем не только среди млекопитающих. Примостившийся рядом с ежом банановый слизень, например, после спаривания и вовсе откусывает себе пенис, навсегда оставляя его в партнерше.
Судя по оформлению, организаторы старались максимально выдержать баланс между строгим научным подходом (большинство экспликаций — сдержанные, всюду латинские названия) и неизбежной игривостью темы, поэтому зал подсвечен бордово-красным, играет легкая музыка, а по стенам развешаны пародии на классику эротической фотографии с ящерицами и антилопами.
В каждом зале стоят проекторы, на которых показывают разные стадии размножения у животных: брачные игры, битвы самцов, уход за потомством и т. д. — и мониторы, на которых крутятся ролики Green Porno, срежиссированные Изабеллой Росселини и с ней же в главной роли. Это, пожалуй, самая смешная часть выставки: при помощи картонно-поролоновых декораций и на личном примере звезда «Голубого бархата» показывает процесс размножения у разных животных, от оленя до глубоководной рыбы-удильщика. Самый эффектный ролик, пожалуй, — это попытка группового изнасилования селезнями утки. Чтобы утка не залетела абы от кого, поколения эволюции изобрели влагалище-лабиринт.
Самцов, одолевающих ее силой, самка сокращениями влагалищных мышц направляет в тупики, которых может быть до восьми штук. А того селезня, с которым она готова продолжить род добровольно, сразу к цели.
Залы «Сексуальной природы» рубрицированы по разным аспектам размножения: от различия по полам как такового (есть, например, вид ящериц, которые вообще обходятся без самцов и пребывают в сапфическом сожительстве) до заботы о потомстве (очень трогательные кадры с самцом лягушки-быка, прокапывающим канал из пересохшей лужи, в которой барахтаются его головастики) и моногамии против полигамии. Как и во всех лондонских музеях, картина получается вполне цельная: можно посмотреть, послушать брачный стрекот сверчка и даже понюхать (олень в период гона пахнет вполне терпимо, а вот влюбленный ягуар мерзко воняет кошатиной). В целом выставка вполне убедительно доказывает, что инстинкт размножения куда сильнее инстинкта самосохранения: в природе главное — не выжить, а передать свои гены. Именно поэтому, например, каждый самец богомола самоотверженно оплодотворяет самку, которая тут же смачно отхрустывает ему голову (крупный кадр, старушки-посетительницы ахают).