Умер Олег Янковский

Утром 20 мая в одной из клиник Москвы скончался актер Олег Янковский. Ему было 65

Кадр из фильма "Обыкновенное чудо"
Кадр из фильма "Обыкновенное чудо"
+T -
Поделиться:

Олег Янковский родился 23 февраля 1944 года в казахском Джезказгане в семье бывшего штабс-капитана лейб-гвардии Семеновского полка, выходца из польских дворян. Дебютировал в кино он в 1968-м в картине «Щит и меч». Всего актер снялся более чем в 70 фильмах. Последней его работой стала роль митрополита Филиппа в фильме Павла Лунгина «Царь», премьера которого прошла в Каннах 18 мая. Янковский много играл в театре. Он начал свою карьеру в Саратовском драмтеатре, а в 1973-м перешел в московский «Ленком». Олег Янковский будет похоронен 22 мая в Москве на Новодевичьем кладбище.

Подробнее
Чтонаписали СМИ

Олег Янковский стал последним актером, удостоенным звания «Народный артист СССР», пишет в своем некрологе Газета.ру. «Если взглянуть на список ролей Олега Ивановича, то может показаться, что перед нами не один, а много актеров. Здесь и разведчик, и совершенно вампиловский характер в "Полетах во сне и наяву", и великолепный романтический артист из фильмов Горина и Захарова. Его театральные роли, такие как Гамлет и князь Мышкин, не были высоко оценены, но останутся в российской театральной истории», — сказал в интервью изданию Михаил Швыдкой.

«Янковский прошел замечательный путь в театре и создал грандиозные роли, которые врезались в память и сделали его популярнейшим, любимым артистом. У Янковского были и громадные успехи в кинематографе. Я счастлив, что он снимался в моих фильмах, таких как "Обыкновенное чудо" и "Тот самый Мюнхгаузен"», — приводит слова режиссера Марка Захарова «Коммерсант».

Худрук Театра эстрады Геннадий Хазанов называет Янковского одной из самых убедительных фигур советского и российского кинематографа. «На экране и на сцене он не фальшивил, как и в жизни... Даже так, как молчал Янковский, ни один артист не молчал», — заявил он РИА «Новости».

Дмитрий Медведев в телеграмме, направленной родным артиста, отметил, что «Янковский, обладая редким сочетанием актерского дара, обаяния и тонкого ума, смог подняться над временем и в полной мере это время отобразить», сообщает «Эхо Москвы». Владимир Путин назвал Олега Янковского «актером от Бога» и подчеркнул, что его уход стал невосполнимой потерей для отечественной культуры.

«Независимо от того, играл ли Олег Иванович в кино или в театре, он представлял великую российскую актерскую школу как лучший ее образец. Особая миссия у художника такого масштаба — это выражать время. Этим был наделен Янковский», — приводит слова главного редактора журнала «Искусство кино» Даниила Дондурея русская служба Би-би-си.

«Работа Олега в кино вызывала у меня всегда жуткую зависть, потому что, глядя на него, я понимал, что это та вершина, которой достичь невозможно. Я думаю, что Олег ушел от нас так рано потому, что в каждую свою роль он вкладывал часть самого себя. Не только души, но и тела. И спасибо ему за это», — сказал в интервью радио «Свобода» актер Олег Басилашвили.

Американский портал Bloomberg в своем некрологе приводит слова актера Роберта Де Ниро, знакомого Олега Янковского, как тот был рад их встрече во время своего последнего визита в Москву. Новостное агентство Associated Press пишет, что Янковский был мало известен на Западе, но был одним из самых харизматичных, разносторонних и любимых публикой российских актеров.

Режиссер Павел Лунгин в интервью «Вестям» рассказал о своей работе с Олегом Янковским над фильмом «Царь»: «Болезнь обнаружилась неожиданно, уже осенью. Мы строили планы дальнейшей работы, поездки на фестиваль, даже еще 10 дней тому назад я звонил ему. Он сказал, что во Францию не поедет, нет сил, но 19 июня, на открытии Московского кинофестиваля, мы с ним вместе выходим на сцену».

<object classid="clsid:d27cdb6e-ae6d-11cf-96b8-444553540000" codebase="http://download.macromedia.com/pub/shockwave/cabs/flash/swflash.cab#version=9,0,29,0" width="320" height="295" id="flvplayer" align="middle"><param name="allowScriptAccess" value="always" /><param name="allowFullScreen" value="true" /><param name="movie" value="http://www.vesti.ru/i/flvplayer.swf?vid=216504&autostart=false" /><param name="quality" value="high" /><param name="wmode" value="transparent" /><param name="devicefont" value="true" /><param name="bgcolor" value="#000000" /><param name="vid" value="216504" /><embed src="http://www.vesti.ru/i/flvplayer.swf?vid=216504&autostart=false" quality="high" devicefont="true" bgcolor="#000000" width="320" height="295" name="flvplayer" align="middle" allowScriptAccess="always" allowFullScreen="true" type="application/x-shockwave-flash" pluginspage="http://www.macromedia.com/go/getflashplayer" /></object>

Комментировать Всего 8 комментариев

Олег Янковский прожил относительно недолгую, но чрезвычайно насыщенную творческую жизнь. Более того, пережив различные перемены, которые случились не только с ним, но и со страной, он удивительным образом подчеркнул некую стабильность и преемственность в том, что делал русский интеллигент в разных исторических ситуациях. Это касается его личной судьбы, и это касается его творческой судьбы. Для меня есть четыре его работы, которые суммируют его вклад в отечественную культуру и в некотором роде в культуру мировую. С одной стороны, это некий идеальный образ потерянного поколения 70-х годов — картина «Полеты во сне и наяву» Романа Балаяна, где созданный образ настолько точно попал в центр общественного внимания, что может быть сопоставлен с образом Евгения Онегина по своему значению для отечественной культуры. С другой стороны, он оказался символическим моментом в карьере Андрея Тарковского, сыграв главную роль в картине «Ностальгия», первом фильме, сделанном практически за границей, практически в эмиграции, практически между двумя мирами. И эта ситуация «между двумя мирами» была воплощена Олегом Янковским со свойственной ему тонкостью и умением почувствовать детали. Не случайно именно он был приглашен Тарковским на эту роль. И, наконец, последняя его работа, так случилось, недавно показанная на Каннском фестивале, — фильм «Царь» Павла Лунгина, где он сыграл митрополита Филиппа, опять-таки подчеркнув противостояние между светской и духовной властью и некую традицию российской интеллигенции, которая продолжает существовать, несмотря на самые враждебные обстоятельства. Ну, а что касается яркого состояния, наверное, надо вспомнить его театральную карьеру и работы, которые были сделаны Захаровым для телевидения. «Тот самый Мюнхгаузен» останется в памяти в значительно большей степени, чем фильм Тарковского и фильм Балаяна, именно потому, что это телевизионная работа. И этот бунтарский дух, который в этом смысле воплощал Янковский, служит своеобразным дополнением к его значению в отечественной культуре. Но к этому не сводится его карьера, он много работал в театре, играл самые разные роли, и если последние годы он был чрезвычайно избирателен к тому, что ему приходилось играть в кино, именно театральный опыт давал ему возможность пробовать себя в самых разных вариантах и доказать, что он великий актер, умеющий переходить от одного персонажа к другому. С Олегом Янковским у меня была одна совместная история. Мы были с ним вместе в жюри фестиваля «Созвездие» — актерский фестиваль в самом разгаре перестройки в городе Калинине, который тогда еще не назывался Тверью. Заседание нашего жюри из-за того, что мы с Янковским никак не могли сойтись во мнениях, продлилось целую ночь. Я отстаивал идею премии молодым неизвестным актерам, которые нуждаются в том, чтобы их карьера получила толчок. Олег Иванович отстаивал более традиционную, более интеллигентскую точку зрения: наградить тех знаменитых актеров, которые сыграли свои роли в фильмах этого фестиваля. Он был председателем жюри и выиграл этот спор. Но я думаю, он выиграл его и исторически. Те молодые актеры, которых я предлагал наградить, мало что сделали для кино.

К сожалению, я был лишь шапочно с ним знаком и мы никогда не работали вместе, но его смерть — это действительно большая, чудовищная потеря. Мне кажутся не слишком уместными громкие слова о том, что уходит эпоха. Скажу лишь, что от нас ушел великолепный, по-настоящему большой артист и очень приятный человек.

Сергей Сельянов Комментарий удален

Я отправил sms Филиппу, звонить не стал. Это все-таки очень личный момент. Я, конечно, общался с Олегом в деловом ключе. Мы долго обсуждали с Филиппом планы на фильм с Олегом в главной роли. О чем конкретно был наш замысел, теперь уже не имеет смысла говорить, но в целом это должен был быть фильм про человека, который достиг определенной зрелости, спокойствия, и, конечно, мы хотели, чтобы это был персонаж героического склада.

Я считаю, что это огромная, невосполнимая потеря для всех. Особенно сегодня, когда мы имеем дело с клишированными актерами, которые играют вяло и похожи друг на друга как две капли воды, когда больше нет индивидуальностей. У нас было такое разнообразие палитры в 80-е годы, вы помните, были Даль, Высоцкий… время личностей. Олег — один из самых талантливых актеров, которых я знал в кино. Он создал образ нашего современника во многих отношениях и останется в памяти как главный герой 70-х, 80-х и 90-х. Потому что он феноменально чувствовал время, он был очень талантливый человек, он чувствовал это нутром. Никогда в жизни он не говорил об актерском мастерстве, не кривлялся, ничего не показывал… Его не очень любили театральные люди, потому что считали, что он не театральный актер. Они ошибались. Он невероятно талантливый человек. Абсолютно мирового масштаба. Когда исчезает какой-то голос, какая-то интонация… мы будем потом долго изучать и сравнивать с тем, что у нас есть и что мы имели. Я не знаю другого такого актера, который бы так плодотворно прожил. Он никогда не снимался в плохих фильмах. Он никогда не шел на компромиссы. Я пытался однажды уговорить его сняться у меня в картине, когда делал диплом, и он согласился. У него не было снобизма по отношению к тому, что это такое. Главное для него было творчество. У него было уникальное чутье, он понимал, что нельзя, а что можно. Феноменального чувства человек. Я очень уважал его и ценил, но мы никогда не были близки. В моих мыслях это главный герой времени. Мы стали очень терять людей, и мы теряем их не случайно. Мы теряем их, потому что они не нужны. Олег, конечно, был востребованный актер, но ему повезло. Такие люди и такие личности сейчас не нужны. Не нужны такие глыбы в кино. Это страшный запрос общества в кино. И мы реагируем точно на этот запрос и последовательно постоянно себя этим унижаем. Нет никаких ярких проявлений и вызовов времени. Только какие-то политические высказывания, типа фильма Бардина, но это не художественный текст.Олег никогда не играл факты, он играл большую судьбу человека. С первого кадра, как он вошел в кино, это была такая индивидуальность, которую нельзя было не заметить!Когда я узнал о его смерти сегодня, я просто ахнул. Он еще недавно снимался… Даже не понимаю, как мы без него будем существовать. Это был критерий, планка, ты не мог ему предложить плохую роль никогда. И он останется в нашей истории на века. Это наша честь. Мы будем гордиться им. То, что сейчас существует, это даже не цинизм, это обывательское пошлое купечество. А Олег был абсолютно лишен этого свойства.

Мы с Олегом Янковским были знакомы, здоровались, общались и даже вместе провели одну читку пьесы, которую я должен был делать в «Ленкоме», это было давно. Прежде всего это феноменальный артист. От него веяло настоящим мужчиной. Он настоящий мужчина, не суетный. Таких очень мало в этой профессии. Это профессия в основном женская. И даже мужчины в этой профессии с женскими характерами. А вот он какой-то мужчина. Никого не лизал, никуда не стремился... Человек, который оставался самим собой.

ПОРЯДОЧНЫЙ ЧЕЛОВЕК

ЗНАКОМ С ОЛЕГОМ ИВАНОВИЧЕМ НЕ БЫЛ/ НЕ УСПЕЛ/ НЕ СЛОЖИЛОСЬ/ ЧУДО КАКОЙ АРТИСТ/ ЖАЛКО НАС/ КОРИФЕИ УХОДЯТ/ПОЧТИ НИКОГО НЕ ОСТАЛОСЬ...

Кирилл Серебренников Комментарий удален

Кирилл Серебренников Комментарий удален

Кирилл Серебренников Комментарий удален

Кирилл Серебренников Комментарий удален

Кирилл Серебренников Комментарий удален

У нас были очень теплые отношения, хотя и не могу сказать, что наши свидания были частыми. Знали мы друг друга давно, когда я еще пришел из училища. Меня вводили в спектакль, в котором играл Олег Иванович, и своим теплым отношением он очень помог мне чувствовать себя на сцене рядом с ним, рядом с другими, и в таком театре очень комфортно и свободно. Это говорит о его и актерском, и человеческом великодушии, и благородстве. Он один из тех немногих людей и актеров, кстати, не случайно ему всегда такие роли доверялись, один из тех, кто может вселять уверенность и спокойствие, чего очень часто не хватает другим людям. Поразительная такая энергия, сильная, на которую всегда можно опереться.

Кирилл Серебренников Комментарий удален

Для меня он всегда был символом благородства и мужественности.