Умер Олег Янковский
Утром 20 мая в одной из клиник Москвы скончался актер Олег Янковский. Ему было 65
-
- Кадр из фильма "Обыкновенное чудо"
Олег Янковский родился 23 февраля 1944 года в казахском Джезказгане в семье бывшего штабс-капитана лейб-гвардии Семеновского полка, выходца из польских дворян. Дебютировал в кино он в 1968-м в картине «Щит и меч». Всего актер снялся более чем в 70 фильмах. Последней его работой стала роль митрополита Филиппа в фильме Павла Лунгина «Царь», премьера которого прошла в Каннах 18 мая. Янковский много играл в театре. Он начал свою карьеру в Саратовском драмтеатре, а в 1973-м перешел в московский «Ленком». Олег Янковский будет похоронен 22 мая в Москве на Новодевичьем кладбище.
- Чтонаписали СМИ
Олег Янковский стал последним актером, удостоенным звания «Народный артист СССР», пишет в своем некрологе Газета.ру. «Если взглянуть на список ролей Олега Ивановича, то может показаться, что перед нами не один, а много актеров. Здесь и разведчик, и совершенно вампиловский характер в "Полетах во сне и наяву", и великолепный романтический артист из фильмов Горина и Захарова. Его театральные роли, такие как Гамлет и князь Мышкин, не были высоко оценены, но останутся в российской театральной истории», — сказал в интервью изданию Михаил Швыдкой.
«Янковский прошел замечательный путь в театре и создал грандиозные роли, которые врезались в память и сделали его популярнейшим, любимым артистом. У Янковского были и громадные успехи в кинематографе. Я счастлив, что он снимался в моих фильмах, таких как "Обыкновенное чудо" и "Тот самый Мюнхгаузен"», — приводит слова режиссера Марка Захарова «Коммерсант».
Худрук Театра эстрады Геннадий Хазанов называет Янковского одной из самых убедительных фигур советского и российского кинематографа. «На экране и на сцене он не фальшивил, как и в жизни... Даже так, как молчал Янковский, ни один артист не молчал», — заявил он РИА «Новости».
Дмитрий Медведев в телеграмме, направленной родным артиста, отметил, что «Янковский, обладая редким сочетанием актерского дара, обаяния и тонкого ума, смог подняться над временем и в полной мере это время отобразить», сообщает «Эхо Москвы». Владимир Путин назвал Олега Янковского «актером от Бога» и подчеркнул, что его уход стал невосполнимой потерей для отечественной культуры.
«Независимо от того, играл ли Олег Иванович в кино или в театре, он представлял великую российскую актерскую школу как лучший ее образец. Особая миссия у художника такого масштаба — это выражать время. Этим был наделен Янковский», — приводит слова главного редактора журнала «Искусство кино» Даниила Дондурея русская служба Би-би-си.
«Работа Олега в кино вызывала у меня всегда жуткую зависть, потому что, глядя на него, я понимал, что это та вершина, которой достичь невозможно. Я думаю, что Олег ушел от нас так рано потому, что в каждую свою роль он вкладывал часть самого себя. Не только души, но и тела. И спасибо ему за это», — сказал в интервью радио «Свобода» актер Олег Басилашвили.
Американский портал Bloomberg в своем некрологе приводит слова актера Роберта Де Ниро, знакомого Олега Янковского, как тот был рад их встрече во время своего последнего визита в Москву. Новостное агентство Associated Press пишет, что Янковский был мало известен на Западе, но был одним из самых харизматичных, разносторонних и любимых публикой российских актеров.
Режиссер Павел Лунгин в интервью «Вестям» рассказал о своей работе с Олегом Янковским над фильмом «Царь»: «Болезнь обнаружилась неожиданно, уже осенью. Мы строили планы дальнейшей работы, поездки на фестиваль, даже еще 10 дней тому назад я звонил ему. Он сказал, что во Францию не поедет, нет сил, но 19 июня, на открытии Московского кинофестиваля, мы с ним вместе выходим на сцену».
<object classid="clsid:d27cdb6e-ae6d-11cf-96b8-444553540000" codebase="http://download.macromedia.com/pub/shockwave/cabs/flash/swflash.cab#version=9,0,29,0" width="320" height="295" id="flvplayer" align="middle"><param name="allowScriptAccess" value="always" /><param name="allowFullScreen" value="true" /><param name="movie" value="http://www.vesti.ru/i/flvplayer.swf?vid=216504&autostart=false" /><param name="quality" value="high" /><param name="wmode" value="transparent" /><param name="devicefont" value="true" /><param name="bgcolor" value="#000000" /><param name="vid" value="216504" /><embed src="http://www.vesti.ru/i/flvplayer.swf?vid=216504&autostart=false" quality="high" devicefont="true" bgcolor="#000000" width="320" height="295" name="flvplayer" align="middle" allowScriptAccess="always" allowFullScreen="true" type="application/x-shockwave-flash" pluginspage="http://www.macromedia.com/go/getflashplayer" /></object>

Олег Янковский прожил относительно недолгую, но чрезвычайно насыщенную творческую жизнь. Более того, пережив различные перемены, которые случились не только с ним, но и со страной, он удивительным образом подчеркнул некую стабильность и преемственность в том, что делал русский интеллигент в разных исторических ситуациях. Это касается его личной судьбы, и это касается его творческой судьбы. Для меня есть четыре его работы, которые суммируют его вклад в отечественную культуру и в некотором роде в культуру мировую. С одной стороны, это некий идеальный образ потерянного поколения 70-х годов — картина «Полеты во сне и наяву» Романа Балаяна, где созданный образ настолько точно попал в центр общественного внимания, что может быть сопоставлен с образом Евгения Онегина по своему значению для отечественной культуры. С другой стороны, он оказался символическим моментом в карьере Андрея Тарковского, сыграв главную роль в картине «Ностальгия», первом фильме, сделанном практически за границей, практически в эмиграции, практически между двумя мирами. И эта ситуация «между двумя мирами» была воплощена Олегом Янковским со свойственной ему тонкостью и умением почувствовать детали. Не случайно именно он был приглашен Тарковским на эту роль. И, наконец, последняя его работа, так случилось, недавно показанная на Каннском фестивале, — фильм «Царь» Павла Лунгина, где он сыграл митрополита Филиппа, опять-таки подчеркнув противостояние между светской и духовной властью и некую традицию российской интеллигенции, которая продолжает существовать, несмотря на самые враждебные обстоятельства. Ну, а что касается яркого состояния, наверное, надо вспомнить его театральную карьеру и работы, которые были сделаны Захаровым для телевидения. «Тот самый Мюнхгаузен» останется в памяти в значительно большей степени, чем фильм Тарковского и фильм Балаяна, именно потому, что это телевизионная работа. И этот бунтарский дух, который в этом смысле воплощал Янковский, служит своеобразным дополнением к его значению в отечественной культуре. Но к этому не сводится его карьера, он много работал в театре, играл самые разные роли, и если последние годы он был чрезвычайно избирателен к тому, что ему приходилось играть в кино, именно театральный опыт давал ему возможность пробовать себя в самых разных вариантах и доказать, что он великий актер, умеющий переходить от одного персонажа к другому. С Олегом Янковским у меня была одна совместная история. Мы были с ним вместе в жюри фестиваля «Созвездие» — актерский фестиваль в самом разгаре перестройки в городе Калинине, который тогда еще не назывался Тверью. Заседание нашего жюри из-за того, что мы с Янковским никак не могли сойтись во мнениях, продлилось целую ночь. Я отстаивал идею премии молодым неизвестным актерам, которые нуждаются в том, чтобы их карьера получила толчок. Олег Иванович отстаивал более традиционную, более интеллигентскую точку зрения: наградить тех знаменитых актеров, которые сыграли свои роли в фильмах этого фестиваля. Он был председателем жюри и выиграл этот спор. Но я думаю, он выиграл его и исторически. Те молодые актеры, которых я предлагал наградить, мало что сделали для кино.
Эту реплику поддерживают: