Летом 1979 года я работал садовником в доме для престарелых в Бостоне. Это был год Иранской революции, на заправках стояли очереди, бензин дорожал на глазах. Как-то жарким полднем, повязав белую майку на голову, я подстригал электросекатором живую изгородь. Двигался за кустами на корточках, а потом вдруг взял и выпрямился. И прямо перед скамейкой со старичками. Они от ужаса попадали на землю, приняв меня за иранского террориста. 

Сейчас на рынках нефти нервы тоже на пределе, и любой сюрприз может создать панику. Уже создает. Ливия — крупный поставщик нефти в Европу и североморский Brent уже подошел к  120 долларов за баррель, тогда как техасская нефть стоит еще менее 100 долларов.

Уже идет разговор о нефти по цене 200, а то и 250 долларов за баррель и прочих страстях. И о том, что бензин в России может стать почти в два раза дороже сегодняшнего. И что в мире вернутся те самые очереди на бензоколонках, которых не было с конца 1970-х. Насколько следует опасаться этого?

Ливия — двенадцатый в мире производитель нефти. Ее экспорт 1,3 миллиона баррелей в день, однако составляет примерно 1,5% мирового потребления. Сейчас порты страны полностью закрыты, а восточная часть, где находятся основные нефтедобывающие регионы, в руках повстанцев. Вполне возможно, что если в стране разразится гражданская война, то нефтяная инфраструктура будет повреждена и цена на нефть подскочит до тех самых страшных высот.

Но это при всех условиях будет временным явлением. Пока что Саудовская Аравия уже объявила об увеличении добычи на 8%, то есть где-то на 700 тысяч баррелей в день, это  почти 1% мирового потребления. Да и в Ливии, независимо от того, кто придет к власти, добыча и экспорт нефти скорее всего быстро восстановятся.

В начале 1970-х многие думали, что Каддафи, тогда молодой и радикальный, будет заниматься нефтяным шантажом. Это, например, утверждал один мой знакомый — живущий в Риме белый эмигрант. У него в Ливии был нефтяной бизнес, который Каддафи с приходом к власти национализировал. Но добрый полковник все время своего безмятежного (скорее в прямом, чем переносном смысле) правления, то есть 41 год, исправно поставлял нефть на мировые рынки. Даже когда у него с Америкой были настолько натянутые отношения, что американские ВВС бомбили его дворцы.

Более проблематичны другие страны в регионе. Бахрейн, который не только производит нефть, но и является базой Пятого флота ВМС США, и Египет, который сам нефти не производит, но пропускает через Суэцкий канал танкеры. Одной из причин роста цен на нефть в 1970-е годы был тот факт, что канал был тогда закрыт для навигации.

Ну и, конечно, существует опасность, что политические волнения перекинутся в серьезные нефтедобывающие страны: в Иран, да и в саму Саудовскую Аравию. В этом случае, по моим подсчетам, бензин в США может подняться с 3,25 доллара за галлон (86 центов за литр) до 4,5 или даже до 5 долларов (это будет около 1,2–1,3 доллара за литр). В Западной Европе, где за литр уже и так платят около 1,55 евро (1,30 фунта, или 2,1 доллара), цены тоже могут подняться, но останутся в пределах 2 евро (1,7 фунта, или 2,8 доллара), потому что высокая налоговая составляющая, скорее всего, сдержит темпы роста.

В России же цены в премиум-сегменте могут вырасти с 25-27 рублей за литр в январе до 45 рублей. Проблема России в том, что советские нефтеперерабатывающие заводы производили крайне мало высокооктанового бензина. Поэтому качественный бензин главным образом импортируется из-за границы. В последние десятилетия нефтяные компании хвастались большими инвестициями в модернизацию своих НПЗ и строительством новых. И действительно, производство качественного бензина за десятилетие выросло в три раза. Это прекрасно. Но если посмотреть на увеличение автопарка в Российской Федерации за те же 10 лет, а заодно и на рост числа машин, использующих высокооктановый бензин, и на увеличение среднесуточного пробега, то эта цифра впечатляет уже значительно меньше.

Тем не менее, несмотря на дороговизну бензина, для России все это в основном неплохие новости. Даже при цене в 100 долларов за баррель Urals Россия сможет добиться баланса в федеральном бюджете в ближайшие годы. К тому же при политической нестабильности на Ближнем Востоке Россия начинает смотреться как солиднейший экспортер нефти и газа, даже при всех подростковых выходках ее премьера.

Но длительное повышение цен на нефть ни к чему хорошему не приведет. Саудовская Аравия по опыту знает, что стабильность лучше нестабильности и поступательный рост цен лучше скачков. Экономисты уже опасаются, что теперешние высокие — и крайне летучие — цены на нефть создадут предпосылки для пресловутого второго витка кризиса. Тогда нефть, скорее всего, опять обрушится.