Наталья Шелекасова /

Как я из политтехнолога превратилась в прачку

Делать бизнес в России — значит жить каждый день как на войне. Если бы три года назад я знала, во что ввязываюсь, согласившись строить сеть химчисток, я бы ни за что этого не сделала

Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
Иллюстрация: Corbis/Fotosa.ru
+T -
Поделиться:

Вообще, получить психологическое образование, закончить аспирантуру МГУ по политическим наукам, работать психотерапевтом в больнице, политтехнологом на выборах, а потом вдруг оказаться директором химчистки — это надо было умудриться!

Я познакомилась со своим партнером по бизнесу на выборах, когда его «выбирала» — и выбрала — в депутаты. У него была довольно крупная фабрика-химчистка в Москве, и он предложил мне делать из нее сеть. Мне показалось это интересным занятием: продвижение бренда, работа с людьми, пиар, публикации в газетах — в общем, то, что я вроде бы умела делать. По большому счету, неважно, раскручиваешь ты депутата или какой-то продукт.

Я согласилась стать партнером, выкупить долю в бизнесе и заняться его расширением. Но очень скоро выяснилось, что бизнес и так был гораздо крупнее, чем предполагали его собственные владельцы: управляющие менеджеры фабрики вовсю чистили одежду и стирали белье «налево», развивая свою, подпольную сеть. Чем не бизнес: доходы твои — расходы чужие. До эпопеи с химчисткой мне казалось, что одежду и белье стирают чуть ли не в тазиках, в каком-нибудь подвальчике. На самом деле средняя химчистка-прачечная — это 500-700 квадратных метров, шестиметровые потолки, нагрузка на полы не меньше тонны на квадратный метр. А сеть — это много приемных пунктов по всему городу, обычно в торговых центрах и на первых этажах жилых домов. Оттуда вещи свозятся на фабрику, централизованно чистятся, стираются и потом развозятся обратно по точкам. Наша прежняя фабрика работала на пределе своих технических возможностей и могла обрабатывать ровно столько заказов, сколько у нас было, не больше. Чтобы расширяться и обслуживать больше клиентов, нужно было искать другое помещение — с большими площадями, техническими мощностями.

Чтобы понять, что такое современная химчистка-прачечная в промышленных категориях, я стала пристально изучать, как работает наша фабрика. В какой-то момент я почувствовала очень жесткое сопротивление со стороны всей команды. Доступ к важнейшим сведениям был закрыт, меня игнорировали, говорили, что я не туда лезу, ничего не понимаю и вообще непрофессионал. Начались конфликты. Получалось, что мои последние деньги были вложены в бизнес, который полностью контролировался наемными людьми, абсолютно не желавшими делиться секретами собственных успехов. Я поняла, в чем была причина такого упорного сопротивления, когда открыла тайные источники дохода старой команды. На фабрике можно было почистить процентов на 30 больше вещей так, что это не будет заметно в отчете.

Когда это стало очевидно, собственникам пришлось выяснить отношения с управляющей командой. Решено было никого не увольнять, потому что кадры, как известно, решают все. Раз мы дали себя провести, значит, сами виноваты. Мы не стали «копаться в грязном белье», просто договорились, что живем теперь по новым правилам. Но очень скоро, когда новая фабрика только-только начала работать, директор производства, главный инженер и главный технолог неожиданно ушли сами и увели за собой практически весь коллектив. Видимо, просто работать «на дядю» им было невыгодно.

С этого момента моя жизнь радикально изменилась. Первоначально сферой моей ответственности было расширение клиентской базы, ребрендинг, реклама. А производственной частью — технологическим процессом, оборудованием, закупкой химии, транспортом, кадрами — занималась старая команда. Я в этом ничего не понимала и понимать не хотела. Но я вложила в этот бизнес деньги и не могла их так просто бросить. Мне пришлось очень быстро вникать в сложный технический процесс: где взять персонал, где покупать химию, как утилизировать перхлор (основной растворитель химчистки), как сохранить клиентов...

Я себя чувствовала, как Алиса в Стране чудес: с ужасом летела в неизвестность, все глубже проваливаясь в заячью нору. Каждый мой шаг грозил стать последним: я откусывала от волшебного гриба, не зная точно, увеличусь я или уменьшусь в следующий момент. В этом новом деле параметры практически всех задач были мне совершенно неизвестны и непонятны — и решай, как хочешь. Ответственность твоя.

В какой-то момент нервы не выдержали, и я, собравшись с духом, позвонила бывшему директору: «Я вас очень прошу, помогите! Я, конечно, понимаю, что вы меня люто ненавидите, но нельзя же так…» Я ее разжалобила, и она согласилась какое-то время отвечать на мои вопросы.

Самым сложным оказалось найти специалистов — технологов, инженеров, пятновыводчиц, гладильщиц. В этом бизнесе профессиональные люди на вес золота. Есть только одно учебное заведение в Московской области, где этому учат. За каждого опытного работника борьба. Квалифицированные кадры — очень серьезная проблема в нашей отрасли. Отдельная проблема была найти главного технолога производства. Без него химчистка — не химчистка. Казалось бы, что тут особенного: на каждой вещи есть маркировка, у каждой машины есть программы обработки хлопчатобумажных изделий, шелковых, шерстяных, таких, сяких — пожалуйста, бери и чисть. Но у российского рынка своя специфика. Хитрость в том, что он, по оценкам экспертных организаций, наполнен контрафактной продукцией от 70 до 90 процентов. Вещи очень часто не являются тем, что написано на маркировке. Главный технолог — единственный, кто определяет, можно ли чистить вещь и каким способом.

Мы перебрали, кажется, всех технологов Москвы. Это был очень тяжелый период. Одна сотрудница, например, так перенапряглась, что на некоторое время буквально сошла с ума. Она приходила на работу и тут же начинала или рыдать, или орать. Нужно вещи чистить, а она плачет, нужно пятна выводить, а она вся трясется. Но других у меня не было. Приходилось ее какое-то время удерживать, помогли навыки психотерапевта. Когда наконец нашли ей замену, она уехала на реабилитацию.

Едва мы встали на какие-то рельсы, которые, казалось, вели в правильном направлении, только мы начали наращивать обороты, сокращать убытки, как случилась новая неожиданность. Как-то пришли утром на работу, а вход нам перегородили люди с автоматами. Здание, в котором мы арендовали площадь, захватили рейдеры. Нас эти разборки не касались, но проблема была в том, что в течение нескольких дней никого не пускали на производство. Мы не могли работать, а клиенты не ждут. Каждый день мы дежурили у входа, требовали, просили, жаловались и ждали, ждали, пока впустят. Я не отпускала своих людей домой, потому что понимала, что, если двери откроют, нельзя будет терять ни минуты. Когда нас наконец запускали, приходилось стирать и чистить всю ночь и потом весь день. Я сама разбирала грязные ресторанные салфетки и вставала за гладильный каток.

Мы потеряли тогда многих клиентов, но бизнес все же сумели сохранить. Но как ни странно, в бочке дегтя нашлась и ложка меда. Из этих фабричных помещений уехала большая часть арендаторов. Остались только такие, как мы, — те, кому нужно минимум полгода, чтобы переехать. В результате у новых собственников мне удалось существенно снизить аренду. Но мы недолго наслаждались относительно спокойной жизнью, потому что тут как раз начался 2008 год. Тихо порадовались, что не взяли «дешевых» кредитов, затянули пояса и как-то этот кризис пережили. А вот переживем ли наступивший год — непонятно. С 2011 года в малом бизнесе налоги на фонд оплаты труда увеличились с 14 до 34 процентов, выросли тарифы на электроэнергию, пар, тариф на воду, например, вырос на 60 процентов. А цены на услуги химчистки можно поднять максимум на 5 процентов, иначе большинство клиентов уйдут стирать в домашних машинках.

Химчистка и так не особо прибыльный, сезонный бизнес. Расходы гигантские, а доход минимальный. И только ты маленькими-маленькими шажочками приводишь бизнес к каким-то более-менее вменяемым параметрам, как тебе его тут же режут налогами. А это пострашнее рейдерства будет.

Я никогда не думала, что буду работать в химчистке. Но теперь этот бизнес — как ребенок, которого не очень ждал, и он не самый положительный ребенок, все время устраивает тебе кучу проблем, но что делать? Его все равно надо воспитывать. С нового года я хожу в легком трансе, опять проваливаюсь в заячью нору и, пока лечу, придумываю, как выкрутиться на этот раз.

 

Подготовила Ася Чачко.

Комментировать Всего 86 комментариев

Ну что тут сказать: можно конечно посетовать, что Вы ввязались в то, о чем понятия не имели и прочее бла-бла. Понятно так же, что твой бизнес на фиг не нужен никакой наемной команде, контролировать надо всех и желательно лично.

Да и самое главное - государству наш малый и даже средний бизнес нужен, как собаке пятая нога! И новые налоги тому доказательство. Лично я понял, что заниматься производственным бизнесом в нашей стране может глубоко умалишенный человек. Так что сочувствую.

Думаю применительно к нашей стране это синонимы!

Эту реплику поддерживают: Олег Утицин

Наталья Шелекасова Комментарий удален редакцией

Николай, спасибо за поддержку.

Мне тоже кажется: "это не совсем подвиг, но что-то героическое в этом есть", как по другому поводу сказал бургомистр из фильма М. Захарова "Тот самый Мюнхаузен".

Вячеслав, да, я согласна с Вами - теперь, когда уже наступила несколько раз на одни и те же грабли. Проблема в том, что грабли в нашей стране всегда стоят в самых разных, непредсказуемых местах. А когда часто меняются основные, базовые условия существования - у самого здорового человека возникнет легкое помутнение рассудка. По поводу глубокого лишения ума Вы, конечно, загнули. Несмотря на все перепетии и злоключения, я остаюсь, что называется - нормальнее нормальных, и абсолютно убеждена, что заниматься бизнесом в нашей стране, если заниматься вообще, нужно с легким оттенком пофигизма, а проблемы воспринимать радостно, и это не метафора. Я в какой-то момент поняла, что просто гибну под грузом "этих нерешаемых проблем", если в ответ на фразу какого-нибудь сотрудника: "Наталья Петровна, а у нас воду отключили без предупреждения или каток полетел, гладить не на чем и прочеее" - не говорю буквально следущее: "Отлично! И что?" Они мне в ответ - "Ничего." Я: "Ну и прекрасно. Идите работайте". И вот этой предустановки мне обычно хватает, чтобы через несколько минут или часов спокойно взяться за реальное решение этой проблемы, не требуя внешнего сочувствия.

Эту реплику поддерживают: Эмин Алиев

Наталья, я Вас понимаю очень хорошо. У меня была типография - 100 чел. народу, 5 печатных машин, вся постпечатка, рекламное агентство, работа круглосуточно и 7 дней в неделю, а начинали с одного однокрасочного доминанта.... Так что все Ваши оперативные проблемы управления могу понять на раз, производство - это не маркетинг или консалтинг... Просто я сейчас, возможно вследствие возраста, может и по иным причинам не вижу в ближайшее время даже тенденции к измению в сторону производственников малого бизнеса, и, понимая, какой это колоссальный напряг для нервов и психики, задаю вопрос как долго я протяну в таком режиме и чего это мне будет стоить? И не нахожу ответа....

О "психологической" стоимости ведения бизнеса в России я уже высказалась ниже и считаю эту стоимость самой значимой для человека, желающего жить более или менее гармоничной жизнью. Внутренней мерой гармонии, счастья служит, по моему, психологический комфорт. А если всегда напряг, всегда как в последний раз и из последних сил, то наступает эмоциональное отупление, как в опытах с крысами, для которых лучшим подкреплением является удар током. В какой-то момент это перестает работать, удара не чувствуешь и ничего уже не чувствуешь. Кажется, что вот, еще чуть-чуть так помучаюсь и доплыву, наконец, до заветного горизонта, а там еще открывается и еще... И ответ на вопрос "зачем это все нужно" так и уплывает вместе с горизонтом.

Могу еще добавить немного "черноты". Неделю назад похоронили директора нашей типографии, а было ему 50 лет....

Соболезную. И это все о том же.

.. заниматься производственным бизнесом в нашей стране может глубоко умалишенный человек

Это необходимое,но не достаточное условие,нужны еще основные и оборотные стредства:-))

Эту реплику поддерживают: Вячеслав Орешков

И еще какие! Каждая нормальная, т.е немецкого производства, машина химчистки стоит от 20 до 40 тысяч евро и выше. А их нужно 3-4, про остальное молчу. А это малый бизнес.

Наталья, а приличная печатная машина от 300 тыс до миллиона, а еще и постпечатка разная...

Долларов, евро??? Или все таки рублей? А то ведь на таких печатных машинах будет окупаться только печать свободно конвертируемой... 

Именно долларов и евро. А насчет печати денег напрямую мы в конце уже серьзно подумывали, какой смысл печатать продукцию, и менять её на деньги, когда можно напрямую деньги печатать? :))))

А крупным бизнесом,тем более в производственной сфере вообще невозможно заниматься,увеличение бизнеса прямо пропорционально увеличению риска что его украдут(отнимут).:-)

Эту реплику поддерживают: Вячеслав Орешков, Татьяна Фон-Варденбург

Этим можно заниматься, только если есть Большая Чиновничья Крыша.

Вячеслав,жизненный цикл Большой Чиновничьей Крыши гораздо меньше жизненного цикла основных средств.Хотя бывают исключения,безусловно,но это скорее лотерея:-)

Михаил, давай посчитаем: 2 х 6 лет = 12 лет, вполне себе срок жизни оборудования....

Что такое 2? два оборудования? И почему именно 6 лет?Если говорить о сложном производственном цикле,где задействована масса механизмов и станков,а мы говорим именно об этом,о крупном бизнесе,не важно в какой отрасли,машиностроение,энергетика,металлургия,то срок в 6 лет это даже не срок окупаемости и амортизации...А если взять за рассчетную цифру срок президентского правления,или сменяемости выборных органов местного самоуправления,ну я в идеале конечно говорю,не про "бессрочный тандем",то никак не 6 лет,либо 4 либо 8:-)

Михаил, Вы что не в курсе, что следующий президент придет на 6 лет и может быть два срока?

Да,я слышал подобное,но слабо верю в это:-))

Михаил, закон уже принят. Для чего ж, вернее кого ж его тогда принимали?

Совершенно точно не для меня и не для Вас,это они для себя,любимых:-)

Степан Пачиков Комментарий удален автором

По этому поводу есть чудесная фраза Крышева: "Не суй взнос не в свое дело"

Я пару раз нарушал это правило и жестоко заплатил за это. 

Что касается бизнеса в России (с Россией), то я уже где-то на снобе шутил по этому поводу: "Бизнес - это рулетка. Бизнес в России - русская рулетка" :)

Эту реплику поддерживают: Вячеслав Орешков

Крепитесь.

Хорошо понимаю Вас. Вам еще везет, что закончились времена 90-х, когда приходилось прятать семью в соседней области, а в окна бросали "коктейль Молотова".

Судя по тому, что и как Вы пишите - прорветесь.

Удачи.

Эту реплику поддерживают: Владимир Владимирович Громковский

Спасибо, Сергей.

Кстати, свою дозу полукриминальных разборок, правда в предыдущем бизнесе, я получила. И это был сильнейший опыт. Хотя, когда уже сейчас наехали рейдеры, счастье, что не на нас, воспоминания об утраченном прошлом нахлынули, знаете ли.

Почему у нас нет никого, кто хотел бы и мог заниматься художниками?

Все мои знакомые художники и фотографы,  всегда задают этот вопрос.... может действительно стоит заняться организацией коммуны: желательно, чтобы это был мультисостав: поэты, художники, писатели. Предусмотреть художественную студию, небольшую библиотеку и, обязательно, интернет в каждой комнате. Наполненность: мастер-классы с великими, лекции и диспуты, вечерний обмен  за общим ужином, поездки и экскурсии.

Эту реплику поддерживают: Олег Утицин

Никого не хочу обидеть, особенно тех, с кем лично не знакома, но меня уже давно мучает вопрос:

Почему художники и всякие другие творческие и околотворческие личности ждут, когда кто-то придет и ими "займется"? Если ты действительно Художник, Творец ради Искусства, чистого и вечного, то и твори ради искусства, живи этим и наслаждайся! Если создаешь действительно с душой, то это будет оценено, пусть не сегодня, но в веках! Хотя, по-моему, главный кайф создатель испытывает именно от процесса создания, это наслаждение доступное не многим. Ради этих мгновений можно часть времени посвятить и другим занятиям, которые просто позволят заработать на жизнь. Сейчас куча возможностей заработать на кусок хлеба, в том числе и художественными способностями, конечно, если действительно что-то делать, а не ждать, что кто-то придет и тебя оценит и немедленно озолотит. Не можешь и не хочешь делать что-то кроме чистого искусства - терпи. Как Ван Гог.

И еще мне кажется, что материальный успех (здесь речь не идет, конечно, о сверхдоходах) - один из индикаторов того, что созданное - действительно достойный продукт. Микеланджело и Леонардо, кажется, не жаловались на то, что их не ценят.. Они творили , потому что не могли иначе, творили ради денег и ради Творения. А уж их гений, вряд ли кто-то поставит под сомнение.

Мария, Вы абсолютно и тривиально правы!

Всё именно так и происходит! Одна беда - периодически возникающие фантомы, называющие себя "кураторами", имеющие очень посредственный, но "модный" вкус и не продуцирующие ничего, кроме иллюзии надежды.

Только не коммуна

Я был в подобном заведении под Штуттгартом: "замок Солитюд". Итогом явился мой клип http://www.snob.ru/profile/blog/9296/22171

Гениальное заведение: две недели художники со всего Мира, кто прошёл конкурс проектов, живут, творят, даже получают стипендию. Я даже разрабатывал свой подобный проект, но не нашёл пока спонсора.

Одна беда - рано или поздно власть захватит Шубина и всё кончится вагинальной пластикой. Я пока не знаю механизма против этого.

Мне очень нравится идея, Татьяна!!! Буду думать, как помочь. НО одна из первых мыслей -- а они не скушают друг-друга в коммуне? Каждый художник с Богом наедине разговаривает...

Я пару недель назад, была на симпозиуме, основной темой был пример открытия такой коммуны  во Франции - Майи Хоффман, основателя благотворительного Фонда поддержки независимых и начинающих художников «LUMA».... эта тема не безразлична и для меня.... я мечтаю помочь творческим людям.... ведь они только и могут, что творить шедевры))))) 

Эту реплику поддерживают: Mix Tarshis

А можете мне ссылку скинуть про коммуну во Франции?

конечно.... вот ссылки на аналогичные коммунны

http://www.openspace.ru/literature/events/details/16186/

http://en.wikipedia.org/wiki/Artist_residency

ссылка на прошедший симпозиум:

http://garage-msk.livejournal.com/81893.html

Почему у нас нет никого, кто хотел бы и мог заниматься художниками?

Действительно.... Наталья, купите работы. Несколько фотоотпечатков, выставленных на продажу Mix Tarshis, могут быть рекламой вашей химчистки. "Сон на столе", "Сон на полу". Или просто украсить стены вашего заведения.

Алексей, Вы вправе рассчитывать на процент!

Алексей, Вы вправе рассчитывать на процент!

Какой процент полагается по закону о защите прав спящих на полу?

"Не спи, не спи, художник!" (с)

Мой последний дилер (из наших) берёт зверские 50%, до этого я работал с немецкой галерейщицей, она не брала ничего и даже кормила.

Ваш юзерпик, кстати, очень гармонирует с темой. И с заставочной иллюстрацией.

Колор точный. И очень барабанно-центрифужно закручен головной убор. Предлагаю из него сделать ещё одну картину для химчистки, или, что ещё лучше, – логотип или плакат. Для женщин на столь суровом производстве, крайне насущно созерцать зеленоглазого мужчину с лицом боттичеллиевской мадонны. Эпохи Возрождения (прекрасных платьев населения, включительно).

сейчас нас забанят...

Нет. Захимчистят. Баня в другом месте.

Кинул идеи и удаляюсь. Спасибо всем за вдохновение.

Согласна, особенно с барабанно-центрифужно закрученным головным убором-))). Никогда не думала, что химчистку можно опоэтизировать таким образом.

По поводу Эпохи Возрождения сомневаюсь, мои ассоциации от картинки Mix Tarshis связаны с очень далеким будущим, когда Землю будут населять исключительно зеленые человечки. Просто некоторые из них будут более творчески подходить к собственной внешности -))

Мое заведение, Алексей, выглядит приблизительно так: "2090 год. 10 лет прошло со времени последней атомной войны. Последние из выживших воюют с нагрянувшими на Землю пришельцами..."

Украсив наши стены такими картинами, я сделаю свою химчистку культовой!

Эту реплику поддерживают: Алексей Воеводин

Алексей Воеводин Комментарий удален автором

Алексей Воеводин Комментарий удален автором

Алексей Воеводин Комментарий удален автором

Украсив наши стены такими картинами, я сделаю свою химчистку культовой!

Mix Tarshis – инопланетянин ещё тот. Доверьтесь его профессиональным способностям и не сомневайтесь ни в чем.

Вы, знаете, Алексей, какое-то время назад у нас сломался приставной стол к гладильному катку, потому что на нем спали девушки ночной смены (мы их называем - ночнушки). Так вот предлагаю создать шедевр - "Сон на гладильном катке" - и мы его точно купим!

Спасибо, Самвел, я тоже на это очень надеюсь, теперь только ножками в кувшине с молоком приходится бить в 2 раза быстрее, чтобы получить вожделенную сметанку.

А мне посчастливилось побывать у Наташи на производстве. Зрелище, я скажу, уникальное. Хоть картины пиши, хоть  фильмы снимай, причем масштаба никак не меньше " Гладиатора".

Очень уж картинка красивая. Сначала полузаброшенный завод, где, чтобы попасть в цех, надо преодолеть 3 этажа по темной, гулкой лестнице с оббитыми ступенями. Три, кажется, кордона охраны, и  какие-то километры коридоров и цехов. Зато когда попадаешь к Наталье... Ну без преувеличения: она одна из тех, кто двигает этот мир, хотя, скорее, тащит за собой, пусть по миллиметру, но всегда вперед.

Хрупкая голубоглазая девушка с лицом почти рафаэлевской мадонны среди пара, гула, невероятных агрегатов, в 2 раза выше ее ростом, и свисающих с потолка вечерних платьев. Имеет осанку  богини (кстати, богиня чистоты была  в какой-нибудь мифологии?)), откликается только на Наталью Петровну и в такой трепет повергает весь персонал, что при ее приближении они ногами врастают в пол, руками начинают перебирать в 3 раза быстрее, а глаза от своих скатертей-салфеток боятся отвести еще минут 15.. красота!

А если серьезно, очень мало людей, которые имеют силы и смелость делать действительно что-то настоящее и нужное, а не просто "делать деньги". И какое счастье видеть этих людей за работой!!

Машенька, дорогая, преодолевать надо 4 этажа. А за "хрупкую голубоглазую девушку с лицом рафаэлевской мадонны" - тебе положена не просто скидка от нашего предприятия, а еще и надбавка -))))

Ну, хорошо, что я 3 этажа, а не 8 со страху насчитала))

Что я думаю о твоем прекрасном лике, тебе давно известно. Так что скидку не обязательно (я откатов не беру))

А вот насчет надбавки.. Это я завсегда - ЗА!

Наталья, если твоя работа нравиться тебе, приносит моральное удовлетворение, тогда какая разница прачка  или политтехнолог?  Как гласит истина не место красит человека, а человек место.... А понятие сверх прибыльных (малых) бизнесов, это понятие свойственно только для России 90-х годов... в Европе закладывают прибыль 7-9% годовых (после налогообложения) и это считается хорошим стабильным доходом.... Надеюсь у тебя все получиться))))

Татьяна, разница между политтехнологом и прачкой, по моему личному, выстраданному опыту, все же есть, даже если связанная с этими разными профессиями работа приносит моральное удовлетворение. Мне вообще работа приносит удовлетворение, такой я по большому счету трудоголик.

Вопрос не в этом. Низкая доходность бизнеса сама по себе ни о чем не говорит . Доходность бизнеса (любого), чтобы им хотелось заниматься, должна соотноситься с реакреационными возможностями, которые у тебя возникают в результате его осуществления, с вложенными трудозатратами, с вложенными инвестициями, с вложенным личным временем. Вопрос, что еще остается в жизни кроме 7-9% стабильного дохода. Такой доход в нашей стране никогда никому не будет нужен. Положить себя на алтарь своего дела, сразиться со всеми головами государственной гидры, обеспечить высочайший уровень обслуживания клиентов и .... умереть... Это не интересно. Грубо говоря, геморроя больше, чем мы можем себе позволить на его лечение. Поэтому людям нужна значительно бОльшая доходность - чтобы впрок, чтоб на будущее, на пенсию и т.д.

И воруют-то у нас так много, мне кажется, не потому что - много надо, а чтобы на дольше хватило. Потому что нельзя предсказать, что будет дальше. Поэтому стратегия - хапнуть и на дно - мне очень понятна, хотя и не близка.

Невысокий, но стабильный доход в нестабильной стране - неосуществимая мечта. Вот люди заложили свой доход на уровне 7-9 процентов, и все параметры бизнеса у них под требуемую величину заточены, а тут на тебе- в 3 раза!!!! повышаются налоги. Что останется от твоих 7-9% годовых??? Еще и должна останешься. Ты просто, насколько я помню, половину года живешь за границей наших российких  БЕСПРЕДЕЛОВ, поэтому жизнь кажется несколько радужней, и я тебе искренне завидую.

А за комментарий и поддержку спасибо. Это мой первый опыт писать в эфир от своего собственного лица. Обычно я работаю закадровым голосом.

Да-а, Наталья... Только Ваша красота, как видно, спасет мир в Вашем бизнесе

Мне интересно вот что -- а законодатель, которого Вы пиарили или полтитехнологом у которого были. От него-то помощь была? Про законодательную не говорю, тут все понятно..

Второе -- мне очень познавательно было Ваш текст прочесть, потому, приехав в Абхазию после 15 летнего перерыва, я понял, что здесь надо поднимать именно малый бизнес именно малыми, даже самыми крохотными инвестициями. А как человек кунг-фу (по подозрениям ГБ, связанный с Триадой, естественно))) Шутыка), я первым делом подумал организовать здесь нечто наподобие прачечных-химчисток. И Ваш доблестный пример привел меня к убеждению -- создам все равно, ЖЕНЩИНА смогла, а я что? Только все равно буду к Вам за советами обращаться, если можно, конечно:

С уважением, Олег

В нашем бизнесе есть четкое распределение обязанностей. Каждый партнер имеет свою сферу ответственности. Конечно, многие вопросы можно решить быстрее и проще, привлекая административный ресурс, но у всего есть своя цена, и  наш малый бизнес просто не потянет решения вопросов таким дорогостоящим и отнюдь не гарантированным способом. Каждому свое.

Но, как я понял, в этом ресурсе у вас свой человек? Или именно в этом ресурсе он стал дорогостоящим?

Я имела ввиду, что административным ресурсом мы не пользуемся, потому что это для нас невыгодно и неэффективно. Доказано практикой. Из пушки стрелять по воробьям очень дорого и прицел не тот.

Почти что понято. Конкретно понято одно -- эта тема Вам не по душе. Извините, не хотел бередить...

Я именно об этом и говорю (зачем часами взбивать в крынке молоко, если можно купить готовую сметану).... для себя, я уже решила этот вопрос шесть лет назад: перевела все активы в Европу. (отсутствие проблем, гарантированная стабильность и запланированное получение прибыли)

Наталья Петровна,

Просто "снимаю шляпу" (или как говорит Екатерина Инноченте "Chapeau!"). Любой бизнес - это серьезные усилия в управлении, конкурентной борьбе, создании и поддержании самих бизнес-процессов как производственных, так и маркетинго-сбытовых. Реализация всего этого во "враждебной" социально-экономической среде, где "умные" занимаются экономикой РОЗ, а "идиоты" пытаются честно зарабатывать, заслуживает отдельного признания. Особенно в "нулевые годы". К сожалению, наш "стационарный бандит" (по определению американского экономиста М.Олсона) оказался гораздо "ухватистей" (если так можно сказать) бандитов внесистемных, известных нам по 90-м годам. Там хоть "другому бандиту" можно было пожаловаться, а сейчас писать можно , как шутили в советское время, только в "СПОРТЛОТО".  Но не надо роптать. Тот опыт организации производственного бизнеса, который я приобрел в постсоветской России помог мне приобрести определенные конкурентные преимущества при организации подобного бизнеса в других странах, где фактор "государственного произвола" значительно меньше.

Если Вам удалось отстроить такой бизнес здесь, то Вы вполне сможете потеснить и китайцев в США в этой их традиционной сфере, не говоря уже о его расширении в близлежащих странах.

Так что удачи Вам в создании Вашей бизнес-империи. Герой романа Теодора Драйзера тоже начинал с этого бизнеса...

Эту реплику поддерживают: Мария Шубина

В экономике РОЗ - мы - "идиоты" тоже участвуем, но только в части ЗАНОСОВ и, обычно, не по нашей инициативе. Распиливать, кроме гладильных катков - нечего. Откатывать - некому, если только клиентам за чистку рубашки? Десятипроцентная скидка на услугу - это своего рода откат клиенту, если рассуждать в этих категориях. Хотя, в принципе, скажу я Вам, есть над чем подумать -))) 

За перспективу потеснить китайцев - отдельное спасибо. Признаюсь, давно мечтала -))))

Мы не участвуем

в экономике РОЗ. Так можно сказать, что и бараны с КРС "участвуют" в застолье...

Вам - удачи. Если всерьез возметесь "за китайцев", то с удовольствием с Вами поделюсь своим многолетним опытом работы с ними.

С уважением,

Владимир Невейкин

Только у нас тут корейцы в этом бизнесе

В химчистках.

У нас когда мы жили в Манхэттене была за углом химчистка, мы с ее владельцем очень дружили, он был крайне приятный и разговорчивый господин. Из разговоров, правда, потом выяснилось, что одна его дочь кончает Йель и на выпускной церемонии читает речь как лучшая ученица, а другая концертная пианистка.

Правда есть и такие, кто в семейный бизнес возвращаются. У нас уже тут в предместье химчистку купили два молодых парня. И тут же ее по науке развили, сделали экологически чистой, прям такой месный Гарвард Бизнес Школа. Скоро найдут деньги и тоже начнут сеть строить. Интересно бы сравнить их опыт и опыт Натальи.

Знаете, Владимир, в моем понимании, сложившемся за годы работы по основному профилю, у нас в стране все участвуют в застолье, и в этом смысле, почти все бараны. И никогда невозможно точно определить, то ли ты ешь, то ли тебя едят, то ли эти процессы происходят одновременно, как в природе - биогеоценоз.

Замечательная история. Т.е., история драматическая, но замечательно рассказанная.

Удивительно, что такие люди как вы все же трудятся, организовывают, вкладывают деньги, производят товары и услуги в обществе, которое создано специально под паразита, взяточника, бездельника, халявщика и наезжалу.

Желаю вам успеха.

Про наезжал хотелось бы по-подробнее!

Про наезжал хотелось бы по-подробнее рассказать. Так случилось, что права наших глубокоуважаемых (без всякой иронии) потребителей защищает Закон о правах потребителей, а нас - химчистки - не защищает ничего, только Гражданский Кодекс, а с ним как с глухонемым. И в последнее время наметилась устойчивая тенденция к профессионализации такого вида деятельности как - предъявление претензий к химчистке. Некоторые такие "творческие" деятели, не хочу называть их нашими клиентами, не гнушаются заведомым подлогом. Есть виды дефектов изделий, которые крайне сложно определить усилиями приемщика на приемном пункте или даже на производстве, так называемые, законом, кстати, определенные - "скрытые дефекты", о которых такие клиенты могут знать, но умышленно скрывать, чтобы этот дефект проявился и усилился многократно при химической чистке или стирке. А дальше все по схеме. Иск. Суд. И если мы не сможем доказать свою невиновность, о презумпции невиновности и речи быть не может ( хотя мы работаем по государственным стандартам, а клиент приносит свою вещь Б-г знает откуда, маркировка здесь не является гарантией) - мы по закону обязаны компенсировать двукратную стоимость изделия по предъявленным в суде чекам, моральные издержки, судебные издержки и госпошлину в размере 40% от общей суммы иска. И, обычно, в таких случаях, сумма выплаты клиенту по его заявленным требованиям колеблется в районе 300-500 тысяч рублей!!! Это, на минуточку, сумма сравнимая с месячным фондом заработной платы по порядку величины. А главное, за что? Мошенничество невозможно раскрыть, а законодательной защиты нет.

Мы выиграли как-то суд у клиентки, шуба которой развалилась в машине химической чистки, и судебной экспертизой было доказано, что вины химчистки нет, проблема была в высоком износе и низком качестве выделки шкурок, НО!!! Сколько же нам попили крови, в какой только грязи не изваляли, сколько времени потратили нашего и наших добросовестных клиентов, даже телевидение приглашали, в рубрике ЧП нас пропесочили. И до сих пор этот клиент не компенсировал нам судебные расходы. Вот это я понимаю, бизнес! 

А вот от претензий потребителей (правильных или надуманных)

"спасения" нет нигде (разве что на Кубе и С. Корее). Читал (может Алексей подтвердит), что в США существует целый отряд специальных юристов т.н. "ambulance chaser", которые специализируются по подобным делам. Да и в Китае становится все сложнение с "правами" потребителей. Законы изменяются в их пользу.. Но не уверен, что это плохо. В конечном счете, выходя из своей компании, мы также "превращаемся" в потребителей. Можно "оторваться"... на других поставщиках продукции и услуг.

Владимир, согласна, оторваться можно. И я не против защиты прав потребителей в принципе. Потребители - это лакмусовая бумажка качества оказываемых услуг. Потребители - это наш хлеб, соль и масло, если повезет. Но, если реализация одной единственной претензии клиента в полном объеме, и речь идет о вещах, а не о жизнях людей, может стоить закрытия всего бизнеса (а вот тут уже, заметьте, речь идет о жизнях - моих сотрудников, их рабочих местах, их семьях, и у них, я Вам скажу жизнь и так не сахар) , то что-то несправедливое в этом есть, согласитесь. Мне, чтобы оказать эту дешевую услугу по чистке или стирке, нужно огромные расходы произвести, причем вперед на несколько месяцев. И из-за одной испорченной вещи все усилия под откос????

Я уже ниже описала, как это может происходить в реальности.

Эту реплику поддерживают: Вячеслав Орешков

Вы правы,

перекос в любую сторону несет серьезные проблемы. Это как-то должно компенсироваться институтом арбитража или судебной системой в целом, да и поставщикам услуг необходимо обращать внимание на "юридические мелочи". Это, как говорят, процесс... 

А насчет "из-за одной вещи все усилия под откос". Необходимо компенсировать диверсификацией бизнеса и рынков. Я сам это понял несколько позже, чем надо было...

Абсолютно правильно поднятая тема защиты не только клиетов, и работников, но и предпринимателей-работодатеелей. В угоду потребителю очень часто (особенно в предвыборный период) понапринимают таких законов, игструкций и пр, что работать невозможно. Про разных проверяющих просто молчу.

Вот сейчас в туризме снова хотят увеличивать фингарантии, и опять от балды, и никто не слушает сам турбизнес. Получится что мы будем платить в десять раз меньше чем Тезтур, а оборот у нас меньше в десятки тысяч, ну не маразм? И ведь проблема давно решена на Западе - страхуется каждый отдельный тур и все, но у нас никто и слушать не хочет, все особый путь, мать его!

Эту реплику поддерживают: Сергей Любимов

Блистательно.

У нас тут тоже есть такие умники, любители судиться и профессиональные судебные говноеды. Причем есть такая фигня, называется Small Claims Court. Там можно до $5,000, что ли, иск пред'явить, и многие компании не ходят на такие суды. Если средняя компания, то она может и заплатить, чтобы отвязались. Но никогда не слышал, чтобы с химчисткой судились.

Почему Россия стремится перенимать только все самое плохое?

Кстати, могу сказать как с этим я бы боролся. Написал бы "свод прав клиента". А там сначала был бы елей, типа мы вам самую лучшую компетентую услугу. Мы обязуемся. Мы гарантируем. А потом строго оговорена ответственность. За неправильную этикетку (контрафактную или контрабандную продукцию) ответственности не несем. Мы прилагаем все усилия, чтобы ваши вещи сохранять, иногда они гибнут в чистке. Независимо от того, чья вина, наша ответственность ограничивается стоимостью товара. При любом материальном диспуте сторон, обязуемся решать вопросы через арбитра--независимую юр. контору, а не подавать друг на друга в суд.

Ну и еще всякой дребедени на все случаи жизни. И потом, посовещавшись с юристом, маленькими буковками на обороте квитанции что-то в этом роде--права сдавшего в химчистку клиента всегда защищены уставом прав клиента."

Так нельзя?

К сожалению, нет. Суд не принимает аргументов "а у нас тут в квитанции написано", т.е принимает, но только в рамках статей прописанных в Законе о правах потребителя. Если запись в вашем договоре с клиентом противоречит Закону, суд примет решение в пользу клиента в любом случае. Проблема для нас заключается вот в чем. Если вы купили чайник в магазине за 500 рублей, а он оказался неисправен, вам его поменяют на другой такой же, без проблем или с проблемами, но только не для продавцов чайника. Себестоимость этого чайника стремится к нулю, максимум на что попадает продавец на недополученную прибыль. Что происходит в нашем случае. Вещь клиента сдается нам в чистку с ответственным хранением, стоимость чистки, допустим, 500 рублей, а стоимость вещи - 5 000 долларов или евро ( и чек есть, только что клиент приехал из Европы). Взять за чистку с учетом стоимости вещи - нереально, мы работаем по утвержденному прейскуранту. Потом высокая стоимость вещи обычно обнаруживается после ее порчи, а не в момент определения стоимости чистки и соответствующих сложности вещи надбавок. Застраховать вещь - значит иметь на каждом приемном пункте квалифицированного в химчистке страхового агента. Это очень дорого и никто из клиентов на это не будет согласен. Все хотят дешево, быстро и под чужую ответственность. Один клиент мне недавно заявил: "Да я свою дубленку в Турции между прочем купил!!!". Убийственный аргумент. И никакой маркировки нет вообще. Я смеялась полчаса.

То есть плохо оказанная (по нашей или не нашей вине) услуга может оказаться для нас в тысячи, десятки тысяч раз дороже, чем стоимость хорошо оказанной услуги. За качественную работу мы получаем 500 рублей за вещь (и в этих деньгах все мои расходы), а за плохую работу я должна выплатить 500 ТЫСЯЧ рублей, и это абсолютная реальность, без преувеличений. Такого нет в ресторанном бизнесе, в продажах, может только в медицине, но там и риски другие - утраты здоровья, а не утраты товарного вида.

Это идиотская система.

Но дело в том, что никого не волнует предприниматель, потому что страна изначально бюрократическая, и живет не на созданное, а на из земли выкаченное.

Но опять же, в США есть ассоциация химчисток, она лоббирует интересы своих членов. Более или менее успешно, но можно довести такие законы до ума. Потому что у вас совершенно риск/заработок не соответствует реальностям. Т.е. от одной этой фигни риск непропроционален стоимости.

При этом вы даже не можете поднять цену? Как так можно? Что, опять дядя Госплан устанавливает, из расчета что он, никогда в химчистке не бывший, считает должна стоить услуга? Так?

Эту реплику поддерживают: Вячеслав Орешков

!!!!

Знакомясь с подобными историями, а они все-таки, к счастью, имеют место, испытываю, как ни странно, приступ немотивированного оптимизма. Именно благодаря таким любям, как Вы, Наталья, мы, уверен, когда-нибудь станем Обществом, а не Стаей. Браво и Так Держать!!!!!    

Сергей, спасибо Вам за такой отклик. Начинаю умирать от ложной скромности -))))

При этом хочу заметить, что Ваш приступ немотивированного оптимизма тоже может быть кем-то  квалифицирован как симптом "глубокого умалишения". Но уж если такого ярлыка нам не избежать, я в своей умалишенности буду держаться оптимистически-маниакальной версии, нежели пессимистически-депрессивной. Чего и Вам желаю. Еще раз спасибо.

Эту реплику поддерживают: Вячеслав Орешков

А я, напротив, почему-то испытываю приступ вполне мотивированного пессимизма.

Вот еще один материал достойный "Сноба" лучших времен! Вот еще один кандидат на звание "Лучшей публикации месяца" (если б такая номинация была). Но, увы, воз и поныне и там...

Только вот Дорогая редакция в очередной раз пришлет мне черную метку, что я мешаю конструктивному диалогу 

Эту реплику поддерживают: Вячеслав Орешков, Алексей Воеводин

Самвел, дорогой! У тебя теперь есть друг в химчистке. Мы тебе любую черную метку отстираем, отбелим - будет как новая!!!!

Попробуем, но, как говорится "без претензий к конечному результату"!

Уважаемый Самвел Аветисян,

этот вопрос не является темой нашей дискуссии. Обсуждение сайта происходит в блоге «Про проект».

Эту реплику поддерживают: Самвел Аветисян

Молодцы, что убрали черную метку!

Спасибо. Прекрасная статья...и Вы - прекрасная, стойкая, целеустремленная!